Tele2 обещали 5 миллиардов
Акционеры банка ВТБ одобрили открытие кредитной линии в размере 5 млрд долл. компании Tele2 Russia, которая планирует выйти на столичный рынок. Для успешной экспансии Tele2 придется предложить москвичам более выгодные тарифы по сравнению с «большой тройкой».
Президент ВТБ Андрей Костин заявил в эфире «России 24», что Tele2 такой большой кредит — 5 млрд долл. — на самом деле не нужен: «Это общий лимит, глобальный, который вряд ли будет в полной мере выбран, он пойдет на разного рода операции».
Гендиректор недавно созданного в Tele2 подразделения «Москва» Игорь Жижикин заявил, что оператор готовится к началу работы в столице — «самом сложном и в то же время самом привлекательном рынке страны». А гендиректор Tele2 Russia Михаил Носков заявил о переходе «к фазе активного роста числа абонентов», «связанного с запуском операций в новых регионах».
Tele2 работает по модели сотового дискаунтера, и за выходом компании в новые регионы раньше следовало снижение в них уровня тарифов на сотовую связь. По данным компании Comnews Research, в Санкт-Петербурге, где активно работает Tele2 Russia, средний уровень тарифов в 2013 году был почти на 40% ниже, чем в Москве, где этого оператора еще нет.
Tele2 — «наиболее доступный оператор России», согласно вышедшему в 2013 году исследованию Comnews Research: средняя месячная стоимость «малой корзины» (недорогих тарифов) во всех регионах его присутствия (39 из 83 российских субъектов) составляет 70,1 руб. — это на 32% ниже среднего по России уровня в 103,5 руб. У Tele2 самые доступные цены и в среднем ценовом сегменте: 181,8 руб. против 275,1 руб. по России.
Приход Tele2 на московский рынок тоже может привести к снижению тарифов, но оно может оказаться «не таким серьезным, как хотелось бы», считает руководитель аналитического управления «Уралсиб Кэпитал» Константин Чернышев. «Но в любом случае Tele2 все равно придется предлагать какие-то более выгодные тарифные решения, чем у нынешних операторов, иначе переход в эту сеть будет терять всякий смысл», — пояснил Чернышев в интервью телеканалу «Дождь».
До руководства московским подразделением Жижикин возглавлял в Tele2 регион «Волга и Урал», а еще раньше (в 2009—2011 годах) работал в Петербурге. Под его руководством Tele2 удалось занять более 30% рынка сотовой связи северной столицы, говорит гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Больше всего оператор тогда «откусил» у «ВымпелКома», вспоминает Кусков. По его словам, доля Tele2 в Петербурге могла бы расти и дальше, но у Tele2 Russia тогда не было предложений по мобильному Интернету.
Оценить, какой бюджет понадобится Tele2 для выхода в Москву, старший аналитик Rye Man Gor Securities Ксения Арутюнова не смогла, но она считает, что для конкуренции с другими федеральными операторами в масштабе страны Tele2 придется тратить деньги вровень с конкурентами — и для этого компании понадобится минимум 2 млрд долл. из кредитной линии ВТБ. По ее словам, капвложения «Ростелекома» за прошлый год составили примерно 69 млрд руб., МТС — 71 млрд руб. По ее словам, «долг для компании будет вполне комфортным»: в конце 2014 года соотношение чистого долга к EBITDA окажется около 2.
В апреле 2013 года банк ВТБ купил Tele2 Russia у шведской Tele2 за 2,4 млрд долл. и взял на себя чистый долг оператора в размере 1,15 млрд долл. Сразу после покупки в банке пообещали, что продадут часть пакета. Через полгода ВТБ объявил о продаже за неназванную сумму 50% Tele2 Russia консорциуму инвесторов, среди них — банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова.
В феврале 2014 года Tele2 договорился с «Ростелекомом» о создании нового федерального оператора мобильной связи — «РТ-Мобайл», который будет работать под унаследованным от шведов брендом. «Ростелеком» обязался отдать ему своих операторов мобильной связи. На первом этапе в конце марта он передал «Скай Линк», «Нижегородскую сотовую связь», «Байкалвестком», БИТ, «Волгоград GSM», «Енисей Телеком» и АКОС, на втором — до конца года — «РТ-Мобайл» достанутся остальные мобильные активы «Ростелекома». После этого новая компания будет оказывать услуги связи более чем в 60 регионах России с абонентской базой около 38 млн человек.