Лента новостей
«Спартак» опроверг информацию о задержании футболиста на таможне 19:01, Спорт В Госдуме предложиили разрешить изображение нацистской символики 18:59, Общество Более 7 тыс. автомобилей Audi отозвали в России 18:51, Бизнес Почему криптовалюта Tezos подорожала на 15% за день 18:49, Крипто Фигуристка Туктамышева пропустит чемпионат России из-за воспаления легких 18:32, Спорт Похитившего у Минобороны 131 млн руб. бизнесмена приговорили к двум годам 18:29, Общество ОПЕК повысила прогноз добычи нефти в России 18:26, Экономика «Самое время покупать биткоин»: что Weiss Ratings сообщило о курсе монеты 18:12, Крипто Экологи назвали самые грязные регионы России 18:12, Общество Куда пойдет цена бензина: экономический тест для бизнесменов 18:04, РБК и Thomson Reuters Зорькин подарил Путину книгу решений Конституционного суда 18:03, Общество Экс-глава «Перекрестка» перешел топ-менеджером в «Магнит» 17:58, Бизнес ЦБ сообщил о стремительном росте объема переводов с карты на карту 17:56, Финансы ВЭБ предложил передать Связь-банк на баланс Промсвязьбанка 17:47, Финансы СМИ узнали о задержании футболиста «Спартака» на таможне в Шереметьево 17:46, Спорт В ГИБДД допустили появление в автошколах курса по оказанию первой помощи 17:46, Общество К Пономареву перевели некурящих сокамерников 17:41, Общество Сестра Сенцова получила за него премию Сахарова 17:31, Общество Голикова назвала число оставшихся ветеранов Великой Отечественной войны 17:29, Общество Избранная генпрокурор Нью-Йорка анонсировала расследование против Трампа 17:28, Политика Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 17:21, РБК и ГТЛК Аэропорт Домодедово установит рамки для проверки сотрудников на трезвость 17:11, Общество Мединский предложил назвать новый танк «Кобзарь» 17:05, Общество РФПИ подтвердил перенос финансирования ЦКАД итальянской Anas на 2019 год 17:00, Бизнес Как будут праздновать Рождество в Москве 16:58, РБК и Путешествие в Рождество Чего ждать от альткоинов: Litecoin, Cardano, BCash и Tron подорожали 16:57, Крипто Меркель заявила о поддержке Германией продления антироссийских санкций 16:55, Политика Как выглядит офис «Лаборатории Касперского» в Мадриде 16:41, Недвижимость 
Газета
Депутаты защищают «Сталинград»
Газета № 099 (1874) (0406) //1558 Общество, 04 июн 2014, 01:25
0
Депутаты защищают «Сталинград»
Кинотеатрам могут навязать прокат российского кино
Фото: ИТАР-ТАСС

Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» одобрил законопроект депутата Роберта Шлегеля об установлении доли отечественных фильмов в российском кинопрокате не ниже 50%. Сами кинокомпании считают идею Шлегеля нереалистичной: российских картин недостаточно.

Одобрение единороссов повышает шансы документа на принятие, поэтому законопроект будет скоро внесен на рассмотрение нижней палаты, рассказал РБК депутат Госдумы из фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель. В пояснительной записке к своим поправкам в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» он называет преобладание в прокате фильмов иностранного производства «угрозой национальной безопасности России», а развитие российского кино — «задачей государственной важности». Поправки подразумевают, что 50-процентная доля в общем количестве показываемых кинотеатрами фильмов должна быть «забронирована» для отечественных лент.

Вступить в силу этот документ, по предложению Шлегеля, должен 1 января 2015 года. Пока проект одобрен советом «Единой России», который существует для того, чтобы заранее отсеивать популистские и заведомо непроходные законотворческие инициативы.

Плюсы от принятия законопроекта очевидны — это и развитие индустрии в целом, и рабочие места, и налоги, и появление новых режиссеров, говорит Шлегель. «И я не призываю отказываться от качественного зарубежного кино. Но от каких-то низкопробных американских фильмов мы можем отказаться», — подчеркивает он.

Депутат в пояснительной записке ссылается на опыт поддержки национального кинематографа Чехии, Франции, Италии, Польши и других стран. «Самым эффективным» он называет Национальный киноцентр Франции, который, по его словам, допускает к телеэкрану только 60% европейских фильмов, 40% из которых должны быть произведены на французском языке. Однако в кинопрокате Франции, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (она ссылается на Национальный киноцентр Франции), в 2013 году доля местных картин в общих кассовых сборах равнялась только 33,8% (в 2012 году их доля была 40,3%).

В остальных европейских странах этот показатель еще меньше: 31% в Италии, 30% в Дании, 20,34% в Польше, 16,5% в Литве, 11,1% в Хорватии, 5,9% в Эстонии, 0,6% в Болгарии. И только в Турции в 2013 году на местные фильмы пришлось 58% всего бокс-офиса, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2012-м.

В России по итогам 2013 года на отечественные фильмы, по данным Movie Research, пришлось 18,2% всех кассовых сборов, или более 8,2 млрд руб. В 2012-м это было только 15,5%, или почти 6,1 млрд руб.

Впрочем, за первый квартал этого года доля российских фильмов в общем бокс-офисе достигла рекордных 34%, что соответствует 4,8 млрд руб. Просто в этот период в прокат вышло сразу несколько картин, ставших хитами. В топ-10 самых кассовых фильмов за январь—март вошли сразу четыре отечественных фильма: «Вий 3D» (1-е место; почти 1,2 млрд руб. сборов), «Елки 3» (2-е место; 895 млн руб.), «Иван Царевич и Серый волк 2» (7-е место; 526 млн руб.) и «Любовь в большом городе 3» (8-е место; 520 млн руб.).

Законопроект Шлегеля — это уже не первая подобная инициатива. В 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес похожий законопроект, по которому доля национальных фильмов в прокате должна была превышать 20%. Железняк предусмотрел и наказание за игнорирование квоты — штраф от 100 до 400 000 руб. для юридических лиц. В пояснительной записке вице-спикер также говорил о зарубежных странах, поддерживающих собственное кинопроизводство квотами на показ иностранных фильмов и о государственной важности нормы. «Усиление государственной поддержки российского кинематографа», по словам Железняка, необходимо «в целях достижения интересов России». До первого чтения тот законопроект так пока и не дошел.

В феврале этого года тему квот в кинопрокате поднял уже министр культуры Владимир Мединский. По его мнению, «квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь». Министр вспоминал Советский Союз, где, по его словам, «советские фильмы собирали хорошую кассу, что бы там ни балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу».

Владельцы сетей между тем не видят возможности исполнить предложение Шлегеля. Генеральный директор сети кинотеатров «Синема-парк» Андрей Сафанюк считает, что главный вопрос — в количестве российских картин: их сейчас недостаточно. «Режим квотирования и ограничений неэффективен. Рынок должен саморегулироваться, что уже сейчас и происходит: отечественное кинопроизводство активно развивается. В 2013 году доля зрителей российского кино составила 20% от общего количества. Это хороший показатель», — говорит Сафанюк.

Категорически против квотирования и генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. «Мы потеряем зрителя, кинотеатры будут закрываться», — уверен Рудовский. Доля российского кино, по его мнению, объективно составляет около 18% и меняется на полпроцента «в зависимости от урожайности года». Как и Сафанюк, он считает, что выйти на такой уровень кинопроизводства, чтобы предложение Шлегеля заработало, не получится. «Потенциал рынка не беспределен, а господдержка сейчас урезается, условия ее получения ужесточаются. В нынешних условиях второй «Сталинград», например, невозможен», — говорит Рудовский. Этот фильм собрал рекордный для российской картины бокс-офис — 30 млн долл. в мировом прокате и около 52 млн долл. в российском.

Производством военной драмы «Сталинград» занимались студии Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова при участии телеканала «Россия». От государства были получены 25% бюджета, причем в течение нескольких лет.

За последние два года правила выделения субсидий (их устанавливают Фонд кино и Министерство культуры), по словам Рудовского, сильно изменились. «Сокращаются сроки, а если не попадаешь в них — штрафуют. К этому добавляется ограничение по выдаче поддержки на один продукт, изменение соотношения возвратных и невозвратных средств. Большие картины снять невозможно», — перечисляет он проблемы с господдержкой киноиндустрии.