Лента новостей
Три кита здоровья будущих отцов 22:18, РБК и STADA Инфекционисты оценили ситуацию с бубонной чумой на границе с Россией 22:09, Общество Главу избирательного участка в Москве уволили после вброса бюллетеней 22:05, Общество Forbes назвал годовой доход фигуристки Загитовой 21:43, Спорт МЧС опровергло падение легкомоторного самолета в Нижегородской области 21:40, Общество Экс-нападающий «Арсенала» заявил об интересе «Спартака» и «Динамо» 21:40, Спорт В «Москва-Сити» произошла драка между Полонским и обманутым дольщиком 21:39, Общество Как быстрее запускать онлайн-проекты 21:29, РБК и #CloudMTS Технический директор Tele2 станет замом главы Минкомсвязи 21:29, Технологии и медиа Во Франции представили новый состав правительства 21:23, Политика На издателя «Медиазоны» Верзилова завели дело из-за двойного гражданства 21:20, Общество В Госдуме попросили «Аэрофлот» вывезти не принятых на борт в КНР питомцев 21:19, Общество Жителей села под Северодвинском эвакуируют из-за «опасных» военных работ 21:04, Общество Минтруд назвал число получивших июльские выплаты в размере 10 тыс. руб. 21:00, Общество Турция перекрыла пролив Дарданеллы из-за лесных пожаров 20:59, Общество Минкомсвязь разработала правила отслеживания контактов больных COVID-19 20:52, Технологии и медиа Три истории предпринимателей о важности soft skills 20:39, РБК и Barrett Эксперты оценили справедливый курс рубля в ₽70–75 за доллар 20:33, Quote В квартире жилого дома в подмосковном Щелково произошел пожар 20:32, Общество ГИТИС составит список «опасных» абитуриентов 20:17, Общество Верховный суд США разрешил штатам наказывать «неверных выборщиков» 20:07, Политика «Другой» мозг: как работает сознание зумеров 20:02, Совместный проект МВД завершило расследование дела о ДТП в Москве с участием Ефремова 20:01, Общество Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 6 июля 20:01, Общество Посольство России пригрозило Лондону ответом на санкции против Бастрыкина 19:58, Политика Военные эксперты оценили слова о готовности Украины к боям с Россией 19:46, Общество «Газпром-Медиа» покинули два топ-менеджера 19:45, Бизнес Как «Спартак» потерял Артема Дзюбу 19:33, Спорт
Газета
Депутаты защищают «Сталинград»
Газета № 099 (1874) (0406) //1558 Общество,
0

Депутаты защищают «Сталинград»

Кинотеатрам могут навязать прокат российского кино
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» одобрил законопроект депутата Роберта Шлегеля об установлении доли отечественных фильмов в российском кинопрокате не ниже 50%. Сами кинокомпании считают идею Шлегеля нереалистичной: российских картин недостаточно.

Одобрение единороссов повышает шансы документа на принятие, поэтому законопроект будет скоро внесен на рассмотрение нижней палаты, рассказал РБК депутат Госдумы из фракции «Единая Россия» Роберт Шлегель. В пояснительной записке к своим поправкам в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» он называет преобладание в прокате фильмов иностранного производства «угрозой национальной безопасности России», а развитие российского кино — «задачей государственной важности». Поправки подразумевают, что 50-процентная доля в общем количестве показываемых кинотеатрами фильмов должна быть «забронирована» для отечественных лент.

Вступить в силу этот документ, по предложению Шлегеля, должен 1 января 2015 года. Пока проект одобрен советом «Единой России», который существует для того, чтобы заранее отсеивать популистские и заведомо непроходные законотворческие инициативы.

Плюсы от принятия законопроекта очевидны — это и развитие индустрии в целом, и рабочие места, и налоги, и появление новых режиссеров, говорит Шлегель. «И я не призываю отказываться от качественного зарубежного кино. Но от каких-то низкопробных американских фильмов мы можем отказаться», — подчеркивает он.

Депутат в пояснительной записке ссылается на опыт поддержки национального кинематографа Чехии, Франции, Италии, Польши и других стран. «Самым эффективным» он называет Национальный киноцентр Франции, который, по его словам, допускает к телеэкрану только 60% европейских фильмов, 40% из которых должны быть произведены на французском языке. Однако в кинопрокате Франции, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (она ссылается на Национальный киноцентр Франции), в 2013 году доля местных картин в общих кассовых сборах равнялась только 33,8% (в 2012 году их доля была 40,3%).

В остальных европейских странах этот показатель еще меньше: 31% в Италии, 30% в Дании, 20,34% в Польше, 16,5% в Литве, 11,1% в Хорватии, 5,9% в Эстонии, 0,6% в Болгарии. И только в Турции в 2013 году на местные фильмы пришлось 58% всего бокс-офиса, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2012-м.

В России по итогам 2013 года на отечественные фильмы, по данным Movie Research, пришлось 18,2% всех кассовых сборов, или более 8,2 млрд руб. В 2012-м это было только 15,5%, или почти 6,1 млрд руб.

Впрочем, за первый квартал этого года доля российских фильмов в общем бокс-офисе достигла рекордных 34%, что соответствует 4,8 млрд руб. Просто в этот период в прокат вышло сразу несколько картин, ставших хитами. В топ-10 самых кассовых фильмов за январь—март вошли сразу четыре отечественных фильма: «Вий 3D» (1-е место; почти 1,2 млрд руб. сборов), «Елки 3» (2-е место; 895 млн руб.), «Иван Царевич и Серый волк 2» (7-е место; 526 млн руб.) и «Любовь в большом городе 3» (8-е место; 520 млн руб.).

Законопроект Шлегеля — это уже не первая подобная инициатива. В 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес похожий законопроект, по которому доля национальных фильмов в прокате должна была превышать 20%. Железняк предусмотрел и наказание за игнорирование квоты — штраф от 100 до 400 000 руб. для юридических лиц. В пояснительной записке вице-спикер также говорил о зарубежных странах, поддерживающих собственное кинопроизводство квотами на показ иностранных фильмов и о государственной важности нормы. «Усиление государственной поддержки российского кинематографа», по словам Железняка, необходимо «в целях достижения интересов России». До первого чтения тот законопроект так пока и не дошел.

В феврале этого года тему квот в кинопрокате поднял уже министр культуры Владимир Мединский. По его мнению, «квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь». Министр вспоминал Советский Союз, где, по его словам, «советские фильмы собирали хорошую кассу, что бы там ни балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу».

Владельцы сетей между тем не видят возможности исполнить предложение Шлегеля. Генеральный директор сети кинотеатров «Синема-парк» Андрей Сафанюк считает, что главный вопрос — в количестве российских картин: их сейчас недостаточно. «Режим квотирования и ограничений неэффективен. Рынок должен саморегулироваться, что уже сейчас и происходит: отечественное кинопроизводство активно развивается. В 2013 году доля зрителей российского кино составила 20% от общего количества. Это хороший показатель», — говорит Сафанюк.

Категорически против квотирования и генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. «Мы потеряем зрителя, кинотеатры будут закрываться», — уверен Рудовский. Доля российского кино, по его мнению, объективно составляет около 18% и меняется на полпроцента «в зависимости от урожайности года». Как и Сафанюк, он считает, что выйти на такой уровень кинопроизводства, чтобы предложение Шлегеля заработало, не получится. «Потенциал рынка не беспределен, а господдержка сейчас урезается, условия ее получения ужесточаются. В нынешних условиях второй «Сталинград», например, невозможен», — говорит Рудовский. Этот фильм собрал рекордный для российской картины бокс-офис — 30 млн долл. в мировом прокате и около 52 млн долл. в российском.

Производством военной драмы «Сталинград» занимались студии Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и «Нон-стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова при участии телеканала «Россия». От государства были получены 25% бюджета, причем в течение нескольких лет.

За последние два года правила выделения субсидий (их устанавливают Фонд кино и Министерство культуры), по словам Рудовского, сильно изменились. «Сокращаются сроки, а если не попадаешь в них — штрафуют. К этому добавляется ограничение по выдаче поддержки на один продукт, изменение соотношения возвратных и невозвратных средств. Большие картины снять невозможно», — перечисляет он проблемы с господдержкой киноиндустрии.