Лента новостей
Игрок «Спартака» назвал эмоциональным прощание Абаскаля с командой 12:56, Статья Захарова оценила предложение Макрона о перемирии во время Олимпиады 12:54, Статья Ученый Куранов получил семь лет по делу о госизмене 12:53, Статья На Уолл-стрит предсказали жесткую перезагрузку фондового рынка 12:50, Статья Под Оренбургом пятый день ищут мужчину, уплывшего кормить животных 12:50, Новость МВД изъяло 277 тыс. SIM-карт мошенников для 40 млн звонков в день 12:46, Новость На ЗАЭС сообщили, что дрон атаковал тренажерный центр станции 12:42, Статья В перечень жизненно важных лекарств включили еще пять препаратов 12:38, Новость Непомнящий вышел в лидеры на турнире претендентов в Торонто 12:34, Статья Пожарные третий день борются с огнем в здании биржи XVII века в Дании 12:25, Новость Упавший накануне в Калужской области аэростат успешно обезвредили 12:21, Новость «Ъ» узнал причину отказа страховщиков в выплате за разрушение Nord Stream 12:15, Статья Прокуратура начала проверку после массовой гибели дельфинов в Анапе 12:12, Новость Прокуратура Германии подтвердила задержание бывшего ополченца ДНР 12:10, Новость В CryptoQuant заявили о рекордном накоплении биткоинов перед халвингом 12:10, Статья Вице-канцлер Германии Роберт Хабек прибыл в Киев с необъявленным визитом 12:05, Новость Мосгорсуд утвердил штраф Макаревичу за отсутствие плашки иноагента 12:03, Новость Ozon — о влиянии маркетплейса на экономику и корпоративной культуре 12:00
Газета
Полеты над ошибками
Газета № 094 (1869) (2805) //1553 Общество,
0

Полеты над ошибками

В основе бизнес-модели «Добролета» лежит опыт обанкротившейся «Авиановы»
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

«Добролет» перенял модель первого российского лоукостера — «Авиановы», обанкротившейся в 2011 году. Основатель «Авиановы» Эндрю Пайн заявил РБК, что не уверен в успешности идеи в деталях повторить бизнес-модель его бывшей компании. Акционер «Добролета» готов ждать прибыли 5—7 лет и оперативно менять тарифы, если убытки выйдут из-под контроля.

Первый день продаж «Добролета» заставил технических специалистов компании работать на пределе: официальный сайт компании не справлялся с нагрузкой. Число запросов пользователей доходило до 20 тыс. в минуту и 3,5 тыс. одновременных соединений, объяснил представитель «Добролета» причину сбоя. Технические проблемы не помешали «дочке» «Аэрофлота» полностью продать несколько рейсов за первые часы продаж. Авиакомпания начнет летать в Крым из московского аэропорта Шереметьево 11 июня, но свободных билетов на ее рейсы до 19 июня уже нет.

Стать пассажиром «Добролета» можно было 26 мая, когда в 23.15 мск открылись продажи на 11 июня: билет в Симферополь стоил по 3430,5 руб. с учетом всех сборов. А вылет 21 июня стоил в три раза дешевле — 979,5 руб. за перелет в одну сторону (вчера днем цена на этот рейс выросла до 3430,5 руб.). Большинство посетителей сайта компании проверяли, насколько предложенные тарифы отличаются от цен обычных авиаперевозчиков.

Перелет из Москвы в Крым и обратно «Добролетом» обойдется в 6861 руб., средний чек на летние рейсы из Москвы в Симферополь и обратно сейчас равен 9986 руб., подсчитал представитель Aviasales. Самый близкий к лоукостеру по цене «Аэрофлот» продает экономкласс на Симферополь за 7500 руб., но авиакомпания летает в Крым в убыток, сообщил РБК человек, близкий к совету директоров перевозчиков. Авиакомпания Red Wings летает из Москвы в Симферополь и обратно за 8500 руб., очень близко к себестоимости, говорит коммерческий директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев.

«Добролет» зарабатывает не на продаже билетов, а на дополнительных услугах. Дешевый билет — это только перевозка, без багажа, питания на борту, функция выбора места — тоже платная (пассажир может отказаться от этой услуги). Это «жесткий» продукт: нераскладывающиеся кресла, как в электричке, пассажиры будут плотно посажены, заказ билетов только через Интернет, говорил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев осенью 2013 года. Лоукост-модель коснется не только пассажиров: бортпроводники будут продавать на борту самолета напитки и еду, за что будут получать агентскую комиссию, передавал Интерфакс в конце прошлого года.

Памяти «Авиановы»

«Добролет» — это реплика «Авиановы», которая выполняла низкобюджетные перевозки с 2009 по 2011 год, утверждает независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Новый перевозчик даже привлек ее руководство: рулит «Добролетом» Владимир Горубов, бывший генеральный директор «Авиановы». Его прежняя компания за два года работы так и не вышла на операционную рентабельность, говорит Крамаренко.

Основатель и бывший управляющий директор «Авиановы» Эндрю Пайн (сейчас работает старшим партнером Concuros Partners) не уверен, что «Добролет» сможет реализовать бизнес-модель «Авиановы». Основным источником ее доходов были тарифы и большой пассажиропоток, доля неавиационных доходов оставалась в районе 12% (в основном платная перевозка багажа и питание на борту), вспоминает Пайн.

Впрочем, если бы пять лет назад возможности для роста неавиационных доходов не были ограничены российским законодательством (обязательство принимать багаж, кормить на борту и возвратные билеты), этот показатель был бы значительно выше, уверен он. Неслучайно «Аэрофлот» сначала предложил поправки в законодательство: введение невозвратных тарифов, отмена бесплатного питания и бесплатной нормы провоза багажа, возможность нанимать иностранных пилотов для снижения дефицита командиров воздушных судов — и только потом запустил проект «Добролет».

В основе бизнес-модели «Авиановы» лежал простой принцип — привлечь на борт большое количество пассажиров, которые до этого пользовались железнодорожным транспортом, путем снижения тарифов на 40% по сравнению с традиционными авиаперевозчиками, говорит Пайн. Авиабилеты можно было приобрести только в точках продаж и на официальном сайте компании, причем тарифы в Интернете были ниже, чем при покупке в кассе, агентстве или колл-центре, рассказал РБК директор по развитию и маркетингу онлайн-сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин.

«Добролет» также рассчитывает на пассажиров поездов: цены на «Добролет» будут выше, чем в плацкарте, но ниже, чем в купе, говорил на прошлой неделе Савельев. Но снизить тарифы на 40% лоукостер сможет только после переезда из Шереметьево в подмосковный аэропорт Раменское. Это может произойти через три года, говорил на прошлой неделе в интервью телеканалу РБК гендиректор «Аэрофлота». Основатель поисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов уверен, что инвесторам «Авиановы» просто «не хватило терпения или ресурсов, при том что модель была построена грамотно» — у «Добролета» в запасе больше времени.

Семь лет до прибыли

Капитализация «Добролета» через три-четыре года достигнет 1,2—1,4 млрд долл., в создание лоукостера вложат 100 млн долл. — такие цифры осенью 2013 года называл Виталий Савельев. Бизнес-план лоукостера предполагает, что первую прибыль он получит через 5—7 лет. Его считали совместно с иностранными консультантами с хорошей экспертизой в области низкобюджетных авиаперевозок, говорил Савельев в 2013 году в интервью журналу «Профиль».

Сейчас в парке «Добролета» четыре самолета: три Boeing 737-800 и один SSJ-100 (резервный). Пока Boeing будут летать только в Симферополь. При расходе авиакеросина 2,6 т в час один рейс будет обходится перевозчику примерно в 200 870 руб. Цена на топливо в аэропортах в среднем по России составляет 38 629 руб. за тонну (данные информационного центра «Кортес»). Если перевозчик будет выполнять четыре рейса в день, только расходы на топливо в первый месяц составят не менее 24,1 млн руб.

В лизинговых компаниях РБК рассказали, что ежемесячный лизинговый платеж составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Каталожная стоимость одного Boeing 737 составляет 90,5 млн долл. («Добролет» должен комплектоваться новыми машинами), сообщили в представительстве авиапроизводителя. Лизинговые платежи на первые три Boeing 737 в месяц могут составить около 2,7 млн долл. (92 млн руб. по курсу ЦБ на 27 мая).

Бизнес-план «Добролета» очень гибкий, он будет пересматриваться примерно раз в год, рассказал РБК человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота». Авиакомпания будет корректировать тарифы, количество самолетов (до конца года в парке будет восемь Boeing 737), маршруты. Единственное, что может дискаунтеру помешать, — медленное обслуживание в региональных аэропортах: чтобы компания получала прибыль, самолеты должны постоянно находиться в воздухе, добавил собеседник РБК.

Пока «Добролету» везет. Полеты в Симферополь обещают максимальную загрузку: движение поездов в Крым через Украину до сих пор не восстановлено, а сезон отпусков стартует через неделю.