Лента новостей
Четвертый за ночь российский аэропорт ограничил полеты 00:40, Новость Axios узнал о встрече представителей США, Израиля и Катара в Нью-Йорке 00:13, Новость Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке 00:10 ЦБ обяжет банки привязывать счета россиян к ИНН 00:01, Статья Зампред ЦБ — РБК: «Уже не считаем санкции системным риском для банков» 00:00, Статья Третий российский аэропорт ввел ограничения на прием и выпуск рейсов 07 дек, 23:54, Новость Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии 07 дек, 23:30 Над Россией за пять часов сбили 17 дронов 07 дек, 23:30, Новость Отсутствие Польши на саммите в Лондоне объяснили ее «слабостью» 07 дек, 23:26, Новость Аэропорты Волгограда и Тамбова временно приостановили полеты 07 дек, 23:17, Новость В Киришском районе Ленобласти обезвредили обломки беспилотников 07 дек, 23:08, Новость Россия и Иран: история сотрудничества 07 дек, 23:00 Как налоговая реформа отразится на компаниях 07 дек, 22:57 В Telegram появилась альтернатива авторизации по СМС 07 дек, 22:47, Статья Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 07 дек, 22:46 Как DAM-системы меняют работу с корпоративными данными 07 дек, 22:36 Как российские компании перестраивают инфраструктуру под новые требования 07 дек, 22:30 Ливень, превративший улицы Аланьи в «озера». Видео 07 дек, 22:24, Новость
Газета
Время считать долги
Газета № 079 (1854) (0605) //1260 Общество,
0

Время считать долги

Правительству предлагают ужесточить контроль за внешними заимствованиями госкомпаний
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата предлагает правительству создать систему мониторинга внешней задолженности госкомпаний. Если внешние рынки закроются для рефинансирования долга, помогать бизнесу придется государству, и этот риск нужно учитывать. Но дополнительный надзор снизит мотивацию менеджмента, предупреждает Минэкономразвития.

Счетная палата предлагает собирать информацию о долге госкомпаний, заключив с ними соглашения о предоставлении таких сведений, говорится в аналитической записке к докладу ведомства об исполнении федерального бюджета в январе—марте 2014 года. Как пояснил РБК представитель Счетной палаты, идею предлагается проработать правительству, а пока ведомство просто обращает внимание на проблему. Ответа из правительства в Счетной палате ждут через месяц-полтора.

По методике Международного валютного фонда отношение объема российского долга к ВВП имеет среднюю степень риска. В 2013 году оно соответствовало 34,6%. Однако Счетная палата обращает внимание и на другие цифры: совокупный внешний долг (723,9 млрд долл. по состоянию на 1 апреля) почти на 40% превышает предкризисный объем — 540,8 млрд долл. на 1 октября 2008 года. Нужно учитывать риски долговой устойчивости, связанные с высокой зависимостью экономики от экспорта, и риски для рефинансирования в отдельных секторах, призывают в надзорном органе.

«Нетто-долг» России сегодня отрицательный: внешний мир должен нашей стране больше, чем она занимает, успокаивает главный экономист Merrill Lynch Russia Владимир Осаковский. Но некоторые отрасли и компании перекредитованы, у них вполне могут возникнуть трудности. «Возможно, будут какие-то проблемы с рефинансированием долга по неэкономическим причинам. Все опасения по госкомпаниям связаны с этим», — говорит аналитик.

Для предсказания возможных рисков нужна дополнительная информация, соглашается главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Предложение начать мониторинг задолженности компаний несколько лет назад выдвигал Минфин, но тогда оно не нашло поддержки. Сегодня момент подходящий, считает эксперт. Следующий шаг — согласование политики заимствований. Государству нужно определить общую планку допустимых заимствований, убежден Морозов.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова отметили, что инициатива Счетной палаты целесообразна и поддерживается. «Государству логично и важно знать о задолженности системообразующих предприятий», — заявил РБК представитель секретариата.

Но такой мониторинг может снизить ответственность менеджмента компаний, отмечают в Минэкономразвития. «Такая система должна предполагать последующий учет результатов мониторинга при принятии управленческих решений», — говорит представитель министерства. Тогда ответственность за вмешательство в финансовую политику компании будет возлагаться на федеральный орган власти, а по законодательству ее несет менеджмент.

Дополнительные требования к компаниям вводить необязательно, говорит Осаковский: государство и так мониторит эту информацию в советах директоров. «Речь может идти об аппаратной возможности контроля конкретных министерств над конкретными компаниями», — полагает аналитик. Процесс контроля, считает он, идет, например, в рамках ежегодных собраний акционеров и в ежеквартальной отчетности.