Лента новостей
Гладков сообщил о ЧП в Белгороде 18:44, Статья Трамп заявил, что Россия и Украина близки к мирной «сделке» 18:41, Новость Шнайдер ответила на критику украинской теннисистки Олейниковой 18:40, Статья Трамп в Давосе заявил о работе над регулированием крипторынка 18:37, Статья Bloomberg узнал о срыве торговой сделки между США и ЕС 18:36, Статья Патрушев назвал регулирование цен на продукты «опасной историей» 18:29, Новость Трамп заявил, что Си Цзиньпин просил не называть COVID китайским вирусом 18:25, Новость Курс юаня на Мосбирже упал ниже ₽11 впервые почти за месяц 18:18, Статья Трамп словами «черт возьми» отметил солнцезащитные очки Макрона в Давосе 18:15, Новость Путин внес в Совфед кандидатуры заместителей генпрокурора России 18:14, Статья «Динамо» объявило о переходе бразильского футболиста 18:13, Статья Трамп назвал свое избрание препятствием для третьей мировой войны 18:11, Новость Антихрупкость лидера: как сделать провалы частью успешного управления 18:10 Назван район Новой Москвы с ростом цен на жилье на 81% за год 18:08, Статья Что известно о «Совете мира» Трампа и кого в него пригласили 18:05, Статья Три объяснения, почему Трамп предлагает купить Гренландию. Инфографика 17:58, Статья «Брюгге» на пять часов позже улетел из Астаны после игры с «Кайратом» 17:57, Статья ЦБ установил курс доллара на 22 января ниже ₽78 17:52, Статья
Газета
Время считать долги
Газета № 079 (1854) (0605) //1260 Общество,
0

Время считать долги

Правительству предлагают ужесточить контроль за внешними заимствованиями госкомпаний
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата предлагает правительству создать систему мониторинга внешней задолженности госкомпаний. Если внешние рынки закроются для рефинансирования долга, помогать бизнесу придется государству, и этот риск нужно учитывать. Но дополнительный надзор снизит мотивацию менеджмента, предупреждает Минэкономразвития.

Счетная палата предлагает собирать информацию о долге госкомпаний, заключив с ними соглашения о предоставлении таких сведений, говорится в аналитической записке к докладу ведомства об исполнении федерального бюджета в январе—марте 2014 года. Как пояснил РБК представитель Счетной палаты, идею предлагается проработать правительству, а пока ведомство просто обращает внимание на проблему. Ответа из правительства в Счетной палате ждут через месяц-полтора.

По методике Международного валютного фонда отношение объема российского долга к ВВП имеет среднюю степень риска. В 2013 году оно соответствовало 34,6%. Однако Счетная палата обращает внимание и на другие цифры: совокупный внешний долг (723,9 млрд долл. по состоянию на 1 апреля) почти на 40% превышает предкризисный объем — 540,8 млрд долл. на 1 октября 2008 года. Нужно учитывать риски долговой устойчивости, связанные с высокой зависимостью экономики от экспорта, и риски для рефинансирования в отдельных секторах, призывают в надзорном органе.

«Нетто-долг» России сегодня отрицательный: внешний мир должен нашей стране больше, чем она занимает, успокаивает главный экономист Merrill Lynch Russia Владимир Осаковский. Но некоторые отрасли и компании перекредитованы, у них вполне могут возникнуть трудности. «Возможно, будут какие-то проблемы с рефинансированием долга по неэкономическим причинам. Все опасения по госкомпаниям связаны с этим», — говорит аналитик.

Для предсказания возможных рисков нужна дополнительная информация, соглашается главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Предложение начать мониторинг задолженности компаний несколько лет назад выдвигал Минфин, но тогда оно не нашло поддержки. Сегодня момент подходящий, считает эксперт. Следующий шаг — согласование политики заимствований. Государству нужно определить общую планку допустимых заимствований, убежден Морозов.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова отметили, что инициатива Счетной палаты целесообразна и поддерживается. «Государству логично и важно знать о задолженности системообразующих предприятий», — заявил РБК представитель секретариата.

Но такой мониторинг может снизить ответственность менеджмента компаний, отмечают в Минэкономразвития. «Такая система должна предполагать последующий учет результатов мониторинга при принятии управленческих решений», — говорит представитель министерства. Тогда ответственность за вмешательство в финансовую политику компании будет возлагаться на федеральный орган власти, а по законодательству ее несет менеджмент.

Дополнительные требования к компаниям вводить необязательно, говорит Осаковский: государство и так мониторит эту информацию в советах директоров. «Речь может идти об аппаратной возможности контроля конкретных министерств над конкретными компаниями», — полагает аналитик. Процесс контроля, считает он, идет, например, в рамках ежегодных собраний акционеров и в ежеквартальной отчетности.