Пишите на Старую площадь
Отслеживать жалобы на чиновников должно отдельное подразделение администрации президента. Это и другие предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан к чиновникам президентский Совет по правам человека (СПЧ) вскоре представит главе государства.
Поручение проработать систему обращений граждан к чиновникам президент дал после осенней встречи на Совете по правам человека, на которой Владимир Путин заявил, что при работе с обращениями граждан чиновниками допускается «очень много формализма» и заняться этой проблемой «чрезвычайно важно». Срок исполнения поручения — 1 февраля, обсуждать его на заседании СПЧ будут в понедельник, 20 января.
Сопредседатель президиума СПЧ Евгений Бобров рассказал РБК daily, что правозащитники хотели бы добиться снижения сроков официальных ответов чиновников гражданам. Сейчас это 30 дней, и Бобров говорит, что чиновники должны обосновывать, зачем нужен на ответ целый месяц. Если причин для тайм-аута нет, гражданин должен получать информацию немедленно или в течение недели.
Все ведомственные акты, затрагивающие права человека, должны публиковаться в открытом доступе, считают в совете. Бобров говорит, что это требование есть в Конституции, но оно четко не прописано законодательно. Например, должны быть опубликованы внутренние указания МВД тщательно досматривать определенные категории граждан. Другой пример — прокуратура так и не опубликовала приказы, на основании которых проводились массовые проверки НКО в прошлом году.
Кроме того, правозащитники хотят, чтобы прокуратура не просто сообщала обращающимся к ней гражданам, что «запрос рассматривается», но и предоставляла копии акта прокурорского реагирования, документы о дальнейших действиях.
Также сопредседатель президиума СПЧ считает, что жалобами граждан должна заниматься отдельная структура, не связанная с конфликтами между силовыми ведомствами. По его мнению, такую структуру нужно создавать в рамках администрации президента. Она должна обеспечивать «контроль над ведомственным контролем»: аккумулировать и анализировать все жалобы, поступающие на чиновников во все госструктуры, и иметь возможность проверять чиновников и подразделения, на которые часто жалуются.
Бывший замглавы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин считает, что сократить сроки рассмотрения обращений граждан вполне реально и полезно. Он говорит, что отвечал на множество обращений граждан и реальный срок подготовки ответа занимает два-три дня. Иногда действительно нужен и месяц, но это нужно обосновывать.
По мнению полковника полиции в отставке Евгения Гильдеева, предоставлять гражданам более подробную информацию о том, как рассматриваются их обращения, в интересах самих чиновников. Это уменьшит вероятность дальнейших жалоб на них. При этом Гильдеев не считает, что целесообразно публиковать все внутренние распоряжения МВД о проверках различных категорий граждан: это может помешать оперативной работе полицейских.
По мнению директора «Transparency International — Россия» Елены Панфиловой, чиновники легко приспособятся обходить сокращенные сроки ответов на обращения граждан, будут засекречивать документы, доказывая, что они не имеют отношения к правам человека. Зато требование объяснять гражданам, что делается с их обращениями, поспособствует большей открытости властей.
Получить оперативный комментарий в администрации президента и Генпрокуратуре не удалось.