Закон для Greenpeace
Министерство транспорта разработало поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), которыми вводятся новые штрафы для случаев, схожих с «делом Arctic Sunrise», когда активисты Greenpeace пытались высадиться на платформу «Приразломная» в Печорском море. Командиров судов, нарушающих безопасность морских сооружений, будут лишать прав управления на срок до пяти лет, а обычных граждан — штрафовать на незначительные суммы.
Новые штрафы дополняют главы КоАП «Административные правонарушения на транспорте» и «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». Командиров судов, которые нарушат «требования по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации», предлагается карать штрафом в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. или лишением права управлять судном на срок до пяти лет.
За нарушение требований безопасности расположенных на шельфе конструкций, а также за «воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами и гражданами» рядовых граждан будут штрафовать на 3—5 тыс. руб., а должностных лиц — на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или же дисквалифицировать на срок от шести месяцев до трех лет.
Требования к безопасности морских объектов основаны на международных Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Кодексе по охране судов и портовых средств, объясняет старший партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Закалюжный. По его словам, требования по обеспечению безопасности судоходства в зонах стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок, которые находятся на месте разработки континентального шельфа, были установлены приказом Минтранса России только 10 сентября 2013 года, и, «если говорить упрощенно, они запрещают движение и стоянку судов в вышеупомянутых зонах безопасности».
Руслан Закалюжный уверен, что предлагаемые санкции обоснованны и адекватны. «Если бы ответственность за подобные нарушения была предусмотрена ранее, то можно было бы надеяться на то, что российские правоохранительные органы в своем рвении угодить начальству не выставляли бы себя в неприглядном виде, возбуждая уголовные дела «о пиратстве» или «хулиганстве» при полном отсутствии признаков таких преступлений, а могли бы ограничиться привлечением к административной ответственности виновных лиц», — поясняет он.
Сейчас активисты Greenpeace, первоначально обвиненные в пиратстве, выпущены на свободу под залог, так как Следственный комитет переквалифицировал их дела на «хулиганство». В понедельник Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект широкой амнистии, по которой они, вероятнее всего, будут освобождены от ответственности.
Глава российского отделения Greenpeace Сергей Цыпленков сказал РБК daily, что не имеет возможности ознакомиться с документом, но отметил, что Greenpeace International, которая участвовала в высадке на «Приразломную», при подготовке всегда проверяет планируемые акции на соответствие местному законодательству, а само судно Arctic Sunrise находилось за пределами территориальных вод России.
Телефоны пресс-службы Минтранса вчера вечером не отвечали.