Лента новостей
В Счетной палате заявили о рекордном объеме госзаймов на внутреннем рынке 08:43, Финансы Объясняю на примере Билли Айлиш: за что инвестблогеры получают $500 тыс. 08:34, PRO ФСБ рассказала о найденной у мигрантов-экстремистов на Урале взрывчатке 08:34, Общество Пять шагов для организации рабочей поездки 08:23, РБК и Ozon Travel Приговоренного в США к 28 месяцам тюрьмы россиянина депортируют на родину 08:14, Общество Металлурги направили Минфину предложения по новым налогам 08:01, Бизнес Пенсионный фонд разъяснил порядок повышения пенсий 07:52, Общество Сколько стоит образование в России 07:51, РБК и Сбер Почему грядущее повышение ставок в США почти не взволновало рынки 07:49, PRO Сирия потребовала вывести турецкие войска из северных районов страны 07:28, Политика Как сделать из смартфона платежный терминал для бизнеса 07:15, РБК и Делобанк С самолетом Ан-3 временно потеряли связь в Туве 07:14, Общество В Совфеде пообещали ответить на санкции США против российских чиновников 07:01, Политика Минэкономразвития предложило способ борьбы с выводом банкротных активов 07:00, Экономика В Думу внесли проект об ответственности за пропаганду нападений на школы 06:56, Общество Как развить онлайн-торговлю за пять шагов 06:22, РБК и Accenture Чехия запросила у России правовую помощь по делу о взрывах во Врбетице 06:17, Политика Аналитики выяснили, в каких городах больше желающих купить дачу или дом 06:00, Общество «Коммерсантъ» узнал о приостановке выпуска вакцины «КовиВак» 05:50, Общество Спасатели нашли обломки пропавшего в Хабаровском крае самолета Ан-26 05:32, Общество Дизайн белков, биотех и математика: как найти интересную работу 05:25, РБК и BIOCAD Лавров упрекнул Лондон в нежелании работать на равных 05:08, Политика Эксперты оценили долю антипрививочников среди оптимистов и пессимистов 05:00, Общество Зеленский приписал «мюнхенской речи» цитату Путина из выступления в ООН 04:44, Политика Госдуму попросили ввести уголовное наказание за отказ лечить наркоманию 04:11, Общество Microsoft представила пять новых гаджетов в линейке Surface 03:59, Технологии и медиа Зеленский сравнил ООН с «супергероем на пенсии» 03:22, Политика ВЦИОМ выяснил главные источники новостей для россиян 03:00, Общество
Газета
Мень снимет позолоту с российских дорог
Газета № 221 (1754) (2811) Общество,
0

Мень снимет позолоту с российских дорог

Министерство строительства планирует защитить бюджет от спекуляций с землей
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В 2010 году Счетная палата выявила нецелевое расходование средств при строительстве окружной дороги в обход города Иваново. Госаудиторы обратили внимание, что на выкуп земли под трассу было потрачено почти 40% от всей стоимости объекта. Чтобы впредь избежать таких растрат, Минстрой, возглавляемый бывшим ивановским губернатором Михаилом Менем, предлагает разрешить государству выкупать земли под строительство дорог и прокладку инженерных сетей не по рыночной стоимости, как сейчас, а по средней цене участка за последние десять лет. Это позволит в несколько раз сократить расходы бюджета, уверены в ведомстве.

Как рассказал РБК daily источник в Министерстве строитель­ства и ЖКХ, сейчас разрабатывается законопроект о новом порядке выкупа земли для государственных нужд. Речь идет в первую очередь о земле под строительство линейных объектов: автомобильных дорог, железнодорожных линий, газопроводов, линий электропередачи.

«Сегодня доля выкупа земли под капитальное строительство подобных объектов по рыночной цене для государства может доходить до 40% от стоимости всего объекта, — отмечает источник в ведомстве. — При этом собственник платит налог исключительно с кадастровой стоимости участка, а не с рыночной».

По словам источника в правительстве Ивановской области, при действующем положении возможны спекуляции на цене земли, когда предприниматель скупает все земли, где запланировано строительство, и пытается их продать государству по завышенной цене. Так, перед тем как государство планировало выкупать земли под окружную дорогу в обход Иванова, сельхозземли на этих участках скупил у крестьян местный бизнесмен, возможно, имевший сведения о планах по строитель­ству там новой трассы.

На выкуп участков у него государству пришлось потратить гораздо большую сумму, чем планировалось изначально (разницу источник не называет). В итоге около 40% от всей стоимости работ по объекту ушло только на один выкуп участков. В том числе из-за случившихся непредвиденных трат дорога до сих пор не построена.

Чтобы таких спекуляций избежать впредь, министерство предлагает дать право собственнику в одностороннем порядке декларировать стоимость участка в налоговые органы. С этой задекларированной суммы собственник будет платить налог. Стоимость же выкупа земли будет составлять среднюю цену участка за последние десять лет.

«Допустим, владелец участка предполагает, что на его земле может быть построена новая дорога, — поясняет источник в Минстрое. — Тогда он приходит в налоговый орган и говорит, скажем, что этот участок дорог моему сердцу и я считаю, что его цена гораздо выше. То есть он может завышать его стоимость, надеясь получить потом больше за выкуп, но при этом будет платить с этой завышенной стоимости налог. Чем больше завысит — тем больше будет платить».

Если инициатива будет поддержана, считают в ведомстве, государство сможет в разы сократить затраты на выкуп земли, а сэкономленные средства направить на капитальное строительство, не используя при этом дополнительных бюджетных средств. По оценкам экспертов, опрошенных министерством, средняя цена на выкуп земель под строительство линейных объектов может снизиться с 40% от общей стоимости реализации объекта до 10% от той же суммы.

Предполагается, что письменное уведомление о выкупе участка будет приходить собственнику за год. Однако на деле он будет узнавать об этом где-то за 1,5—2 года, когда в СМИ будет появляться информация о планах строительства.

«Земельный налог сейчас составляет от 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости, — говорит руководитель отдела налоговой практики компании Sameta Андрей Панфилов. — Поэтому инициатива Минстроя, скорее всего, не будет сдерживать недобросовестных перекупщиков, которые просто учтут дополнительные расходы на земельный налог в «рыночной цене», которая будет искусственно сформирована. Более эффективным выглядит установление специальных правил оценки участков, подлежащих выкупу, — оценка должна проводиться с допущением, что о будущем строительстве ничего не известно».

«На Западе люди не возмущаются, когда земли под прокладку трассы у них покупают по цене ниже рыночной, — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Там считают, что это нормально, когда приходится поступиться личными интересами в пользу государства и общества. Хорошо, что мы наконец к этому тоже приходим. Главное, чтобы об изъятии земель сообщалось в достаточный срок».