Лента новостей
Spiegel выпустил обложку с Путиным и Трампом, атакующими Европу 00:36, Статья Мошенники начали обманывать россиян по схеме с обещанием «выплат» 00:33, Новость Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке 00:10 Мосбиржа хочет собирать «инвестиционные истории» клиентов. Кому это нужно 00:01, Статья Мосбиржа запланировала обжаловать изъятие акций СМЗ в Верховном суде 00:01, Статья Объем торгов на Мосбирже достиг рекордных ₽1,55 квадриллиона 00:00, Статья Мосбиржа запустит опционы на процентные ставки в первой половине 2026-го 00:00, Статья Мосбиржа планирует запустить ИИ-индекс на российские акции в 2026 году 00:00, Статья WSJ узнала, что Трамп попросил Европу надавить на Зеленского 11 дек, 23:37, Новость Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии 11 дек, 23:30 Россия и Иран: история сотрудничества 11 дек, 23:00 Вильфанд предупредил о резком похолодании в европейской России 11 дек, 22:59, Новость Как бюджетная политика свалила очередное правительство Болгарии 11 дек, 22:50, Статья Польша раскрыла, какой срок грозит задержанному российскому археологу 11 дек, 22:41, Статья Медведев назвал слова Зеленского о референдуме «средним пальцем» США 11 дек, 22:24, Новость Почему Египет импортирует продукты питания 11 дек, 22:23 Белый дом сообщил о чрезвычайном разочаровании Трампа Россией и Украиной 11 дек, 22:06, Статья Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 11 дек, 22:05
Газета
Пекинская автомобильная рулетка
Газета № 205 (1738) (0611) Общество,
0

Пекинская автомобильная рулетка

Власти Пекина сократят продажи автомобилей, чтобы очистить воздух
Фото: AP
Фото: AP

Пекин придумывает все новые методы борьбы со смогом и пробками. Чтобы жителям столицы легче дышалось, городские власти со следующего года сократят квоты на покупку гражданами автомобилей с текущих 240 тыс. до 150 тыс. в год. При этом, чтобы сесть за руль, пекинцам придется еще и довериться удаче — автомобильные номера можно получить, только выиграв специальную лотерею.

Пекин наряду с семью другими китайскими мегаполисами входит в десятку городов мира с самым загрязненным воздухом. По данным отчета Accenture Sustainability Services APAC, ежегодно столица КНР теряет из-за смога от 19  млрд до 39 млрд долл. Вплоть до начала этого года власти отказывались публиковать данные экологического мониторинга. Однако сильнейшая дымовая завеса в январе-феврале, вызвавшая возмущение жителей, заставила администрацию действовать. Чиновники закрыли 103 промышленных предприятия и снизили на 30% число выездов государственных автомобилей. Однако эти временные меры заметного влияния на качество пекинского воздуха не оказали — основным источником загрязнения являются частные автомобили.

На конец октября в Пекине было зарегистрировано 5,4 млн машин. Город страдает от постоянных пробок (средняя скорость автомобиля в столице составляет всего 15 км/ч), что еще больше ухудшает экологию. Однако местные власти намерены всеми силами сдержать рост автопарка — с учетом новых квот к 2017 году он должен увеличиться всего до 6 млн автомобилей. Таким образом, в 2014—2017 годах пекинцы купят 600 тыс. машин — меньше, чем в одном только 2010 году. При этом власти намерены стимулировать спрос на экологичные автомобили, которые потребляют меньше бензина или вообще работают на электрической тяге. Чиновники рассчитывают увеличить их продажи с 20 тыс. машин в 2014 году до 60 тыс. в 2017-м.

Впервые власти всерьез озаботились проблемой загрязнения воздуха в связи с Олимпиадой в Пекине. Во время Игр была введена система четных и нечетных номеров, которая позволяла автовладельцам выезжать на дороги только раз в два дня. Эта мера позволила тогда снизить уровень загрязнения воздуха на 40%. После этого власти начали экспериментировать. В конце 2008 года была введена система, согласно которой в один из будних дней автомобилисту запрещалось пользоваться машиной: в один из пяти дней автомобилист, чьи номера заканчивались на одну из двух цифр: 1 или 6, 2 или 7, 3 или 8, 4 или 9 и 5 или 0, — не может сесть за руль. В 2009 году на автомобили, чей уровень выхлопов не соответствовал нормам, стали вешать желтые карточки. Обладатели такой метки не могли въехать в Пекин дальше Пя­того кольца.

С 2012 года городские власти решили ужесточить требования и к самим пекинцам. Чтобы приобрести легковой автомобиль, тот должен быть зарегистрирован именно в столице, получить водительские права и подтвердить, что не владеет какой-либо другой машиной. Однако удовлетворение этим базовым требованиям вовсе не гарантирует жителю столицы возможность ездить в автомобиле. Чтобы зарегистрировать автомобиль, необходимо принять участие в лотерее, в которой каждый месяц разыгрывается всего 20 тыс. номерных знаков. В октябре, например, число участников розыгрыша превысило 1,5 млн человек.

«Я пытался получить номер 11 месяцев кряду. Чтобы увеличить шансы на успех, кроме меня в лотерее приняли участие мои родители и жена. Нам было неважно, кто из нас выиграет, нам просто нужна была машина», — цитирует The Wall Street Journal топ-менеджера Дерека Хао, который выиграл номер в июле этого года. Примечательно, что в ряде городов получить номер можно не только играя в лотерею, но и приняв участие в аукционе. Так, в Шанхае номера уходят за 14,5 тыс. долл., при том что новые машины местных брендов вроде Chery или Geely можно купить за 3,7—4 тыс. долл.