Лента новостей
Песков сообщил, что Путин иногда сам садится за руль без сопровождения 09:11, Новость Как данные меняют российский бизнес и что они говорят о потребителе 09:02 Переговоры о зарплате стали «шоком» рынка труда 09:01, Статья 4 отрасли, где применяются большие языковые модели 09:00 IT-«внучка» «Ростелекома» провела IPO на ₽3 млрд 08:59, Статья FT узнала о спешке ЕС в бессрочной заморозке активов России 08:57, Статья Посол Франции назвал, что нужно держать в уме для отношений с Россией 08:46, Статья Песков ответил на слова Буданова о «прослушке Кремля» 08:36, Статья Как угольные предприятия повышают безопасность инфраструктуры 08:32 Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу 08:30 Как новый подход ВС РФ в делах о банкротствах повлиял на кредиторов 08:29, Статья Собянин сообщил об уничтожении четырех летевших на Москву дронов 08:12, Статья Подростки в Австралии смогли обойти запрет на использование соцсетей 08:11, Статья «Это лишь начало»: как роботакси изменят навсегда экономику городов 08:10, Статья Экология без компромиссов: как НЛМК полностью исключил влияние на реку 08:07 Трамп пообещал одним звонком остановить войну между Таиландом и Камбоджей 08:07, Новость Структуре армянского фонда одобрили покупку активов Caterpillar в России 08:01, Статья Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор 08:00
Газета
Щедрость ради технологий
Газета № 200 (1733) (2910) Общество,
0

Щедрость ради технологий

Китай переплачивает за энергоактивы в Северной Америке
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

С 2008 года китайские компании инвестировали 44,2 млрд долл. в нефтегазовые активы в США и Канаде, подсчитала компания Dealogic. Это больше, чем КНР тратит на сделки в этом секторе в любом другом регионе мира. Эксперты отмечают, что зачастую эти активы обходятся китайцам дороже их рыночной стоимости, однако эти расходы компенсируются доступом к важным для КНР технологиям.

Интерес Китая к Северной Америке не случаен — с 2000-х годов там активно разрабатываются технологии, которые позволяют добывать нефть и природный газ из труднодоступных месторождений (в подземных сланцевых пластах, нефтеносных песках и на больших морских глубинах). Во многом благодаря этим технологиям США в этом году даже обгонят Россию по суммарной добыче нефти и газа, став крупнейшим в мире производителем углеводородов (ежедневно США производит нефть и газ в эквиваленте 22 млн барр.).

За технологии китайцы готовы платить очень большие деньги. Например, китайская Sinochem купила 40% Permian Basin у американской Pioneer Natural Resources за 500 млн долл. Китайцы также оплатят буровые работы на 1,2 млрд долл. При этом месторождение является довольно средним — уровень добычи сланцевых нефти и газа составляет 2 тыс. барр. нефтяного эквивалента в день. Однако для Sinochem важна не производительность. Дело в том, что Китай обладает крупнейшими запасами сланцевого газа в мире (36,1 трлн куб. м газа), но пока не может серьезно нарастить его добычу из-за сложных условий бурения и отсутствия опыта подобных работ у большинства местных компаний. В начале 2013 года в Китае прошел второй по счету аукцион за право разработки 20 таких месторождений, в котором победили 16 национальных компаний, правда, ни одна из них до этого не пробурила ни одной скважины. Поэтому китайским компаниям так важно разобраться, как добывать сырье в труднодоступных местах.

Китайцы покупают доли в западных компаниях при средней премии от 40% к рыночной цене. Так, чтобы разобраться с технологией добычи на нефтяносных песках Sinopec купила канадского оператора Daylight Energy за 2,2 млрд долл., заплатив на 44% больше, чем претенденты. Но самым щедрым оказалось предложение CNOOC, которая за 15 млрд долл. купила канадскую Nexen, чьей специализацией считается глубоководное бурение (премия в 61%).

«Азиатские, а особенно китайские компании богаче западных покупателей и зачастую переплачивают по многим сделкам. В 2010—2011 годах китайские игроки сами создали ажиотаж, из-за чего цена запроса на активы резко подскочила», — сказала РБК daily аналитик IHS Клаудиа Беламиди. Однако представители китайской индустрии считают, что дорого­стоящие инвестиции оправданы, так как включают в себя не только собственно активы, но и подготовленную рабочую силу, а также столь необходимые Китаю технологии. «Стоимость может взлетать и падать. Но иногда нужно заплатить премию за вход», — отметил гендиректор Canadian Oil Sands Марсель Куту.

Экспансии Китая помог мировой кризис. Масштабные проекты обходятся довольно дорого — стоимость одной скважины составляет более 9 млн долл. Поэтому после того как разразился мировой финансовый кризис, североамериканские энергетические компании стали активно искать источники финансирования. Китайские компании устраивают западных игроков. Дело в том, что китайцы в последние годы покупают в основном миноритарные доли, играют пассивную роль в управлении и берут на себя часть производственных издержек, например связанных с бурением.

Впрочем, щедрость китайцев имеет пределы. «В целом крупные китайские компании уже получили доступ к необходимым им технологиям, в том числе через компании, которые инвестируют в добычу сланцевого газа в Китае. В дальнейшем их покупки будут больше определяться экономической целесообразностью. Уже сейчас они действуют несколько более осторожно на фоне снижения цен на газ и слабых темпов развития инфраструктурных проектов в Северной Америке, особенно в Канаде», — отметила Клаудиа Беламиди.