Лента новостей
Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР 21:30, Статья «Коммерсантъ» узнал о решении прокуратуры изъять акции «Макфы» 21:28, Статья Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% 21:17, Новость В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов 21:08, Статья В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном 20:56, Статья Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи 20:55 Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса 20:52, Статья Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях 20:50, Статья Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» 20:44, Новость Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле 20:43, Статья У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует 20:21, Статья Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог 20:20, Статья В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры 20:20, Новость «Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов 20:16, Статья Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА 20:10, Статья «Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза 20:04 ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке 19:59, Статья Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу 19:52, Новость
Газета
Президент для миллиардера
Газета № 199 (1732) (2810) Общество,
0

Президент для миллиардера

Во главе Грузии встанет нехаризматичный, но предсказуемый политик
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Состоявшиеся в Грузии президентские выборы подвели черту под эпохой правления Михаила Саакашвили. Их победителем, вероятно, станет кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили, набравший, по данным первых экзит-поллов, более 65% голосов. При новом руководителе отношения Грузии с Россией должны улучшиться, но от своего курса в ЕС и НАТО Грузия не откажется.

Воскресные выборы в Грузии прошли в непривычно спокойной и неэмоциональной манере и при низкой явке, которая к 17.00 мск составила 39%. (К тому же времени на прошлогодних парламентских выборах явка составила 53%.) Борьба за голоса избирателей, которую вели 23 кандидата, обошлась без громких скандалов. Тем не менее представители бывшей правящей партии «Единое национальное движение» сообщили о «карусели» на одном из избирательных участков, а также о раздаче на двух других бюллетеней с заранее обведенным 41-м номером — именно под ним проходит кандидат от правящей коалиции. Однако грузинский ЦИК ближе к вечеру сообщил, что серьезных нарушений в ходе голосования выявлено не было. По данным экзит-полла, проводившегося немецкой компанией KfW по заказу телеканала «Рустави 2», на 18.00 Георгий Маргвелашвили набрал 66,7% голосов, ставленник Саакашвили Давид Бакрадзе («Единое национальное движение») — 20,2%, а Нино Бурджанадзе («Демократическое движение — Единая Грузия») — 7,5%. Экзит-полл компании ACT сулил Маргвелашвили 68% голосов, Бакрадзе — 17,1%, Бурджанадзе — 9,9%.

Примечательно, что премьер Грузии Бидзина Иванишвили посоветовал Маргвелашвили снять свою кандидатуру, если тот не сможет победить уже в первом туре. По мнению аналитиков, партия власти хотела таким образом сплотить своих сторонников, хотя и рискует вызвать обратную реакцию. Иванишвили в субботу подтвердил в интервью The Financial Times, что в случае победы Маргвелашвили готов после его инаугурации уйти с поста премьера. Имя вероятного преемника он пообещал назвать 2 ноября, отметив, что это один из министров его кабинета. Миллиардер, который пришел спасать страну от Саакашвили, на этом мог бы считать свою миссию выполненной.

Новый президент Грузии уже не будет обладать такой полнотой власти, как Саакашвили, которого после окончания полномочий, по словам премьера, с «высокой степенью вероятности» ждет допрос в прокуратуре. Согласно обновленной конституции, основные функции по управлению страной теперь возложены на правительство. Президент лишается права выступать с законодательными инициативами, созывать экстренные заседания парламента и аннулировать принятые парламентом законы. В то же время президент сохранит звание главнокомандующего вооруженных сил и руководителя Совета национальной безопасности, членов которого сможет сам назначать.

Новый президент будет, пожалуй, одним из самых нехаризматичных грузинских лидеров за всю историю. Маргвелашвили, выпускник факультета философии и психологии Тбилисского государственного университета, в большой политике до недавнего времени замечен не был. Он успел поработать гидом в туристической компании, помощником менеджера в издательстве, ректором в Институте общественных дел Грузии. Во власть он пришел в октябре 2012 года — после победы коалиции «Грузинская мечта» получил пост министра образования в правительстве Иванишвили, а в феврале этого года стал вице-премьером.

«Георгий Маргвелашвили, по сути, не является политическим лидером. На протяжении всей карьеры он всегда был на вторых ролях, — считает директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов. — Маргвелашвили на президентский пост двигает премьер-министр Иванишвили. В случае его победы страна получит марионеточного президента при теневом центре силы в лице Иванишвили».

«Иванишвили может остаться ключевой фигурой, принимающей политические решения в Грузии, — согласна аналитик IHS Global Insight Лилит Геворгян. — Его значительное влияние после назначения нового премьер-министра могло бы оказать стабилизирующее воздействие в ближайшие месяцы, но в долгосрочной перспективе не будет служить интересам демократии в Грузии». Сам Иванишвили в интервью FT отметил, что сохранит влияние лишь как «член гражданского общества».

Маргвелашвили заявляет, что намерен придерживаться курса на вступление в ЕС и НАТО, исключает возможность возвращения Грузии в состав СНГ, не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но хочет развивать добрососедские отношения с Россией. При Иванишвили смягчение риторики Тбилиси в адрес Москвы уже привело к тому, что Россия в этом году сняла ряд экономических санкций, вернув, в частности, на прилавки российских магазинов грузинское вино и «Боржоми». Но для дальнейшего развития сотрудничества нужно восстановление дипломатических отношений.

«Эпоха Саакашвили фактически завершена, а с любым другим президентом Грузии отношения будут более располагающими к доверию между политическими элитами наших стран. Но быстрого продвижения не произойдет. Вопрос Южной Осетии и Абхазии останется водоразделом между «возможным» и «малореальным» в переговорах между Тбилиси и Москвой», — уверен исполнительный директор политологического центра «Север—Юг» Алексей Власов.