Лента новостей
В ОАЭ загорелся крупный рынок 21:20, Общество Рыбопромышленники попросили Минсельхоз предотвратить реформу отрасли 21:19, Бизнес Журналист сообщил о согласовании «Спартаком» перехода бразильского игрока 21:13, Спорт Nord Stream 2 ответил на иск немецких экологов к «Северному потоку-2» 21:07, Бизнес В Бейрут прибыл первый самолет МЧС для помощи пострадавшим от взрыва 20:52, Общество СМИ узнали об очередной смене клуба бывшим игроком «Спартака» Ананидзе 20:52, Спорт Минюст потребовал привлечь к ответственности адвокатов Сафронова 20:43, Общество Адвокат вдовы рэпера Картрайта обжаловал ее арест 20:34, Общество «Ротор» арендовал футболиста ЦСКА Гогуа 20:25, Спорт В правительстве достигли компромисса по либерализации шельфа 20:00, Бизнес Умер бывший главный тренер «Рубина» Мурад Задикашвили 19:50, Спорт Что случилось за день. Главные новости РБК 19:45, Общество Белоруссия оценила потерю доходов из-за цен на нефть и пандемии 19:40, Экономика Взрыв в порту Бейрута. Главное 19:29, Общество Путин отправил в отставку трех генералов Следственного комитета 19:27, Общество Авиакомпании Тайваня продают пассажирам билеты на «рейсы в никуда» 19:27, Стиль РБК Pro: как мотивировать сотрудников. Правило «трех О» от Oliver Wyman 19:24, PRO Появился снимок из космоса последствий взрыва в Бейруте 19:20, Общество Российский Су-27 перехватил над Черным морем два американских самолета 19:18, Общество Беглов посетил оказавшийся под угрозой закрытия из-за закона бар 19:18, Общество ЦСКА подписал контракт с аргентинским футболистом 19:16, Спорт Число жертв взрыва в порту Бейрута достигло 135 19:14, Общество Стала известна жалоба капитана, который привез взорвавшийся груз в Бейрут 19:09, Общество «Локомотив» объявил об уходе Фарфана из команды 19:08, Спорт Instagram запустил Reels — это аналог китайской соцсети TikTok 19:05, Стиль Президент ОКР заявил о серьезном характере нарушений со стороны РУСАДА 19:03, Спорт Экологи в ФРГ потребовали через суд остановить «Северный поток-2» 19:01, Бизнес Плющенко заявил об инициативе Косторной перейти в его академию 18:59, Спорт
Газета
Конец мегастроек
Газета № 198 (1731) (2510) Общество,
0

Конец мегастроек

Средства ФНБ могут разложить по мелким проектам
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) ограниченны, а перспективы его пополнения туманны, констатирует Николай Подгузов, месяц назад пришедший в Минэкономразвития на должность замминистра курировать реализацию госпрограмм, инвестиции и институты развития. Поэтому лучше инвестировать деньги ФНБ в менее крупные, но более доходные проекты с меньшими сроками окупаемости. Проектов века России хватит, согласны в Минфине.

На Петербургском экономическом форуме в июне Владимир Путин назвал три больших инфраструктурных проекта, которые должны изменить облик страны и которые планируется проинвестировать в том числе за счет ФНБ: модернизация БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) и высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань. Как позднее пояснял министр финансов Антон Силуанов, строительство ВСМ оценивается в 1—1,2 трлн руб., а на ЦКАД и БАМ-Транссиб потребуется 200 млрд и 300 млрд руб. соответственно. Из ФНБ на все три проекта будет потрачено только 450 млрд руб. (из имеющихся в фонде 2,8 трлн), а две трети необходимой суммы придется внести частным инвесторам. Сейчас средства ФНБ хранятся на депозитах в ВЭБе, а также в иностранных валютах и гособлигациях.

Экономическую проработку трех мегапроектов завершат в первом полугодии следующего года, рассказал Николай Подгузов. По двум из них (БАМ-Транссиб и ВСМ) уже имеются планы-графики, утвержденные правительством, в ближайшее время появится аналогичный документ и по ЦКАД, уточнил он.

Чиновники и эксперты не раз высказывали сомнения в окупаемости всех трех проектов и возможности привлечь частных инвесторов. В частности, об этом говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Вице-президент РЖД Вадим Михайлов предлагал поэтому вести речь только о бюджетном финансировании модернизации Транссиба.

Николай Подгузов расставил точки над i: «Будут серьезные частные инвестиции в эти проекты, но важно добиться правильной формулы для государственно-частного партнерства». Скорее всего, вложения в них будут иметь формат долгосрочных проектных бондов, привязанных к инфляции, поясняет Николай Подгузов. Такой формат ранее уже опробовали на крупных эмиссиях РЖД и ФСК. «Прин­цип возвратности средств ФНБ должен быть жестко соблюден», — подчеркивает замминистра. Фонд будет участвовать в проектах на условиях доходности инфляция плюс 1 п.п.

Приток частных денег в мега­проекты будет обеспечивать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В фонде уже готовы инвестировать 60 млрд руб. в ЦКАД. Также к проекту проявили интерес два зарубежных суверенных фонда, среди них австралийский Macquarie. Вложиться в проекты может и суверенный фонд Абу-Даби, сообщили РБК daily в РФПИ.

Крупные иностранные инвесторы вполне могут заинтересоваться ставками в 6% годовых, уверен глава департамента оценки и инвестиционного проектирования «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. Строительство БАМ-Транссиб должно быть интересно китайским инвесторам, а проекты, связанные с ЧМ по футболу (магистраль Москва — Казань) интересны организаторам следующего ЧМ (2022 год, Катар) для получения нового опыта, говорит он.

Но многие экономисты все равно сохраняют скептицизм. Доходность, привязанная к инфляции, это плавающая доходность, создающая неопределенность для инвесторов, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Это вопрос доверия к государству, а если посмотреть на последнее решение по деньгам НПФ, сигналы для инвесторов поступают плохие».

Николай Подгузов согласен с главой Минфина Антоном Силуановым, что не нужно вкладывать средства ФНБ в другие мегапроекты, кроме оговоренных ранее Владимиром Путиным. Но в более мелкие — можно и нужно, «отбирая их по принципу коммерческой, социальной и бюджетной эффективности». При этом получить с них доход можно будет не через несколько десятков лет, а значительно раньше, указывает он.

Наталия Орлова считает важным не удариться в крайность и не начать гнаться за совсем уж быстрой выгодой. Экономист подчеркивает необходимость для страны именно мегапроектов, которые дадут не только доход, но и поспособствуют улучшению инфраструктуры и развитию регионов, что на частные деньги сегодня сделать невозможно.