Лента новостей
В России провели более 21 млн тестов на коронавирус 10:00, Общество Шерил Сэндберг: у меня нет плана, так как я не хочу загонять себя в рамки 09:55, PRO СМИ узнали о пятикратном росте дальности поражения российских ЭМИ-пушек 09:45, Общество Более 20 человек погибли от ударов молний на севере Индии 09:35, Общество Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 5 июля 09:21, Общество Страховщики сочли незначительными доходы от «коронавирусных» полисов 09:00, Финансы Врач назвал сроки второй волны коронавируса 08:33, Общество Протестующие в Балтиморе снесли памятник Колумбу 08:06, Общество Золтан Истван — РБК Pro: «Миллиардеры боятся говорить о бессмертии» 08:00, PRO Первый премьер ДНР заявил о скором вхождении Донбасса в состав России 08:00, Политика На юго-западе Японии из-за ливней погибли 16 человек 07:26, Общество Протестующие возле Белого дома сожгли флаг США после речи Трампа 06:53, Политика Канье Уэст вновь заявил о планах баллотироваться в президенты США 06:14, Политика В Вашингтоне прошел авиапарад по случаю Дня независимости США 06:08, Политика Человек погиб от падения деревьев на палаточный лагерь под Красноярском 05:10, Общество Космические туристы подписали контракты на полет к МКС на «Союзе» 05:00, Технологии и медиа В Зеленограде погиб один человек при пожаре в квартире многоэтажного дома 04:37, Общество СМИ сообщили о падении ракет возле посольства США в Багдаде 04:13, Политика Трамп пообещал США победу над радикалами вслед за коммунистами 03:52, Политика Байден заявил о существовании системного расизма в США 03:52, Политика Соловьев показал результаты экспертизы по делу о ДТП с Ефремовым 03:29, Общество Украина разместит «угрожающие» Крымскому мосту ракеты на Черном море 03:25, Политика Ученые назвали число переболевших для появления иммунитета к коронавирусу 03:00, Общество WSJ сообщила об отъезде дипломатов США из Саудовской Аравии из-за COVID 02:27, Политика В Австрии застрелили просителя политического убежища из России 02:14, Политика «Милан» обыграл «Лацио» в гостевом матче чемпионата Италии 02:11, Спорт Шесть человек пострадали при пожаре на лакокрасочном заводе в Баку 01:49, Общество Россияне вылетели из Франкфурта в Москву возвратным рейсом «Аэрофлота» 01:10, Общество
Газета
Конец мегастроек
Газета № 198 (1731) (2510) Общество,
0

Конец мегастроек

Средства ФНБ могут разложить по мелким проектам
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) ограниченны, а перспективы его пополнения туманны, констатирует Николай Подгузов, месяц назад пришедший в Минэкономразвития на должность замминистра курировать реализацию госпрограмм, инвестиции и институты развития. Поэтому лучше инвестировать деньги ФНБ в менее крупные, но более доходные проекты с меньшими сроками окупаемости. Проектов века России хватит, согласны в Минфине.

На Петербургском экономическом форуме в июне Владимир Путин назвал три больших инфраструктурных проекта, которые должны изменить облик страны и которые планируется проинвестировать в том числе за счет ФНБ: модернизация БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) и высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань. Как позднее пояснял министр финансов Антон Силуанов, строительство ВСМ оценивается в 1—1,2 трлн руб., а на ЦКАД и БАМ-Транссиб потребуется 200 млрд и 300 млрд руб. соответственно. Из ФНБ на все три проекта будет потрачено только 450 млрд руб. (из имеющихся в фонде 2,8 трлн), а две трети необходимой суммы придется внести частным инвесторам. Сейчас средства ФНБ хранятся на депозитах в ВЭБе, а также в иностранных валютах и гособлигациях.

Экономическую проработку трех мегапроектов завершат в первом полугодии следующего года, рассказал Николай Подгузов. По двум из них (БАМ-Транссиб и ВСМ) уже имеются планы-графики, утвержденные правительством, в ближайшее время появится аналогичный документ и по ЦКАД, уточнил он.

Чиновники и эксперты не раз высказывали сомнения в окупаемости всех трех проектов и возможности привлечь частных инвесторов. В частности, об этом говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Вице-президент РЖД Вадим Михайлов предлагал поэтому вести речь только о бюджетном финансировании модернизации Транссиба.

Николай Подгузов расставил точки над i: «Будут серьезные частные инвестиции в эти проекты, но важно добиться правильной формулы для государственно-частного партнерства». Скорее всего, вложения в них будут иметь формат долгосрочных проектных бондов, привязанных к инфляции, поясняет Николай Подгузов. Такой формат ранее уже опробовали на крупных эмиссиях РЖД и ФСК. «Прин­цип возвратности средств ФНБ должен быть жестко соблюден», — подчеркивает замминистра. Фонд будет участвовать в проектах на условиях доходности инфляция плюс 1 п.п.

Приток частных денег в мега­проекты будет обеспечивать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В фонде уже готовы инвестировать 60 млрд руб. в ЦКАД. Также к проекту проявили интерес два зарубежных суверенных фонда, среди них австралийский Macquarie. Вложиться в проекты может и суверенный фонд Абу-Даби, сообщили РБК daily в РФПИ.

Крупные иностранные инвесторы вполне могут заинтересоваться ставками в 6% годовых, уверен глава департамента оценки и инвестиционного проектирования «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. Строительство БАМ-Транссиб должно быть интересно китайским инвесторам, а проекты, связанные с ЧМ по футболу (магистраль Москва — Казань) интересны организаторам следующего ЧМ (2022 год, Катар) для получения нового опыта, говорит он.

Но многие экономисты все равно сохраняют скептицизм. Доходность, привязанная к инфляции, это плавающая доходность, создающая неопределенность для инвесторов, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Это вопрос доверия к государству, а если посмотреть на последнее решение по деньгам НПФ, сигналы для инвесторов поступают плохие».

Николай Подгузов согласен с главой Минфина Антоном Силуановым, что не нужно вкладывать средства ФНБ в другие мегапроекты, кроме оговоренных ранее Владимиром Путиным. Но в более мелкие — можно и нужно, «отбирая их по принципу коммерческой, социальной и бюджетной эффективности». При этом получить с них доход можно будет не через несколько десятков лет, а значительно раньше, указывает он.

Наталия Орлова считает важным не удариться в крайность и не начать гнаться за совсем уж быстрой выгодой. Экономист подчеркивает необходимость для страны именно мегапроектов, которые дадут не только доход, но и поспособствуют улучшению инфраструктуры и развитию регионов, что на частные деньги сегодня сделать невозможно.