Лента новостей
В Гидрометцентре спрогнозировали дожди в Москве до конца июля 00:11, Общество Нурмагомедов возглавил рейтинг самых успешных звезд России 00:10, Спорт Моргенштерн обошел Собчак, Тимати и Шнурова в рейтинге звезд Forbes 00:10, Общество Джон Суини — РБК Pro: «Мировой крах был спровоцирован десятком человек» 00:02, PRO Почему бизнес переходит на онлайн-решения для организации командировок 00:01, РБК и Smartway В «Цифровую экономику» впишут борьбу с дипфейками и адаптивный контент 00:00, Технологии и медиа В Греции комментатора уволили за расистские высказывания во время Игр 27 июл, 23:58, Спорт Байден назвал «настоящую проблему» Путина 27 июл, 23:48, Политика Петкович сменил сборную Швейцарии на французский клуб 27 июл, 23:42, Спорт Байден обвинил Россию во вмешательстве в выборы 2022 года 27 июл, 23:28, Политика Личный комфорт и финансы: эксперт разбирает инвестпортфели бизнесменов 27 июл, 23:13, РБК и Сбер Минюст разрешил ЗАГСам регистрировать браки на дому и в больницах 27 июл, 23:01, Общество Красовский выиграл суд по статье о прослушке телефона Гозмана 27 июл, 22:50, Политика Социальные сети для бизнеса на реальных примерах 27 июл, 22:44, РБК и Альфа-Банк Присяжные в Москве признали лидера банды из 1990-х виновным в убийствах 27 июл, 22:40, Общество Климатологи оценили прогноз о затоплении двух городов России 27 июл, 22:30, Общество Пять интересных фактов об арктическом шельфе 27 июл, 22:20, РБК и «Газпром нефть» Фетисов назвал ожидаемым подписание «Вашингтоном» контракта с Овечкиным 27 июл, 22:16, Спорт «Манчестер Юнайтед» договорился с «Реалом» о переходе чемпиона мира 27 июл, 22:06, Спорт В Москве задержали кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ 27 июл, 21:56, Политика Экс-солистка «Ленинграда» подала к Шнурову иск на 19,5 млн руб. 27 июл, 21:52, Общество Едем на пикник: генератор счастливых моментов в путешествиях 27 июл, 21:50, РБК и Lexus Правление «Петербургского диалога» в ФРГ приостановило контакты с Россией 27 июл, 21:49, Политика Два россиянина и Карлсен вышли в четвертьфинал Кубка мира по шахматам 27 июл, 21:40, Спорт Instagram сделает закрытыми аккаунты подростков 27 июл, 21:30, Технологии и медиа Как изменились ноутбуки Zenbook за десять лет 27 июл, 21:25, РБК и ASUS Российский форвард подписал контракт в НХЛ на $23,2 млн 27 июл, 21:15, Спорт Минздрав пообещал новые ограничения для сигарет после доклада ВОЗ 27 июл, 21:13, Общество
Газета
Конец мегастроек
Газета № 198 (1731) (2510) Общество,
0

Конец мегастроек

Средства ФНБ могут разложить по мелким проектам
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) ограниченны, а перспективы его пополнения туманны, констатирует Николай Подгузов, месяц назад пришедший в Минэкономразвития на должность замминистра курировать реализацию госпрограмм, инвестиции и институты развития. Поэтому лучше инвестировать деньги ФНБ в менее крупные, но более доходные проекты с меньшими сроками окупаемости. Проектов века России хватит, согласны в Минфине.

На Петербургском экономическом форуме в июне Владимир Путин назвал три больших инфраструктурных проекта, которые должны изменить облик страны и которые планируется проинвестировать в том числе за счет ФНБ: модернизация БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) и высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань. Как позднее пояснял министр финансов Антон Силуанов, строительство ВСМ оценивается в 1—1,2 трлн руб., а на ЦКАД и БАМ-Транссиб потребуется 200 млрд и 300 млрд руб. соответственно. Из ФНБ на все три проекта будет потрачено только 450 млрд руб. (из имеющихся в фонде 2,8 трлн), а две трети необходимой суммы придется внести частным инвесторам. Сейчас средства ФНБ хранятся на депозитах в ВЭБе, а также в иностранных валютах и гособлигациях.

Экономическую проработку трех мегапроектов завершат в первом полугодии следующего года, рассказал Николай Подгузов. По двум из них (БАМ-Транссиб и ВСМ) уже имеются планы-графики, утвержденные правительством, в ближайшее время появится аналогичный документ и по ЦКАД, уточнил он.

Чиновники и эксперты не раз высказывали сомнения в окупаемости всех трех проектов и возможности привлечь частных инвесторов. В частности, об этом говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Вице-президент РЖД Вадим Михайлов предлагал поэтому вести речь только о бюджетном финансировании модернизации Транссиба.

Николай Подгузов расставил точки над i: «Будут серьезные частные инвестиции в эти проекты, но важно добиться правильной формулы для государственно-частного партнерства». Скорее всего, вложения в них будут иметь формат долгосрочных проектных бондов, привязанных к инфляции, поясняет Николай Подгузов. Такой формат ранее уже опробовали на крупных эмиссиях РЖД и ФСК. «Прин­цип возвратности средств ФНБ должен быть жестко соблюден», — подчеркивает замминистра. Фонд будет участвовать в проектах на условиях доходности инфляция плюс 1 п.п.

Приток частных денег в мега­проекты будет обеспечивать Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В фонде уже готовы инвестировать 60 млрд руб. в ЦКАД. Также к проекту проявили интерес два зарубежных суверенных фонда, среди них австралийский Macquarie. Вложиться в проекты может и суверенный фонд Абу-Даби, сообщили РБК daily в РФПИ.

Крупные иностранные инвесторы вполне могут заинтересоваться ставками в 6% годовых, уверен глава департамента оценки и инвестиционного проектирования «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. Строительство БАМ-Транссиб должно быть интересно китайским инвесторам, а проекты, связанные с ЧМ по футболу (магистраль Москва — Казань) интересны организаторам следующего ЧМ (2022 год, Катар) для получения нового опыта, говорит он.

Но многие экономисты все равно сохраняют скептицизм. Доходность, привязанная к инфляции, это плавающая доходность, создающая неопределенность для инвесторов, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Это вопрос доверия к государству, а если посмотреть на последнее решение по деньгам НПФ, сигналы для инвесторов поступают плохие».

Николай Подгузов согласен с главой Минфина Антоном Силуановым, что не нужно вкладывать средства ФНБ в другие мегапроекты, кроме оговоренных ранее Владимиром Путиным. Но в более мелкие — можно и нужно, «отбирая их по принципу коммерческой, социальной и бюджетной эффективности». При этом получить с них доход можно будет не через несколько десятков лет, а значительно раньше, указывает он.

Наталия Орлова считает важным не удариться в крайность и не начать гнаться за совсем уж быстрой выгодой. Экономист подчеркивает необходимость для страны именно мегапроектов, которые дадут не только доход, но и поспособствуют улучшению инфраструктуры и развитию регионов, что на частные деньги сегодня сделать невозможно.