Лента новостей
Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году 11:00 АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане 11:00, Статья Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом 10:57, Статья ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу 10:53, Статья Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50 Над Белгородской областью сбили дрон 10:49, Новость Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет 10:43, Статья С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи 10:43, Новость Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях 10:41, Статья Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами 10:40, Статья Третий фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал арест 10:40, Новость Глава «Росгеологии» — о новых подходах к разведке полезных ископаемых 10:38 Как устроены экосистемы крупных страховых компаний 10:35 Стоит ли покупать дачу в Подмосковье весной 2024 года 10:33 Умер получивший пулевые ранения при теракте в «Крокусе» белорус 10:33, Статья Следователи нашли схрон с оружием террористов из «Крокуса» 10:31, Новость Бах заявил о решении России и Украины не бойкотировать Олимпиаду 10:26, Статья В клубе КХЛ назвали имя нового главного тренера после провального сезона 10:23, Статья
Газета
Льготы, бани, магистрали
Газета № 159 (1692) (0209) Общество,
0

Льготы, бани, магистрали

Экономисты оценили реалистичность предвыборных программ кандидатов в мэры Москвы
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В отличие от Уинстона Черчилля, который обещал англичанам в сложное время только «кровь, пот и слезы», все шестеро кандидатов в мэры Москвы сулят горожанам процветание, хотя бюджет дефицитен, а экономика нестабильна. РБК daily попросила известных экономистов проанализировать предвыборные программы кандидатов в мэры на предмет их финансовой грамотно­сти и реальности исполнения.

По их общему мнению, изучать (и даже просто листать) программы кандидатов было почти так же захватывающе, как смотреть «Евровидение». Каждый участник предвыборной гонки по-своему яркий и запоминающийся.

Так, Алексею Навальному программу помог готовить проживающий ныне во Франции экс-ректор РЭШ Сергей Гуриев. Программа Сергея Собянина выглядит так же стильно, как iPad. А Николай Левичев превзошел всех объемами своего труда и скрупулезностью его проработки.

Кандидат от «Яблока» Сергей Митрохин удивил экономистов идеей строительства бесплатных бань в каждом районе, а представляющий ЛДПР Михаил Дегтярев — предложением освободить прекрасный пол от трудовых обязанностей в критические дни. И только коммунист Иван Мельников был предельно предсказуем в своей незыблемой опоре на госсектор.

Михаил Дегтярев, ЛДПР

Обещания:

Борьба с серыми зарплатами через проверку всех компаний, где доходы сотрудников ниже средних.

Социальная ипотека для молодых бюджетников под 1% годовых.

Обслуживание ЖКХ муниципальными компаниями вместо частных.

Два оплачиваемых дня отпуска в месяц для женщин (увеличит расходную часть бюджета на 1,6%, частные компании компенсируют потери сами).

Зарплата бюджетников достигнет 125 тыс. руб./мес. к 2018 году.

Оценка:

Программа кандидата от ЛДПР значительно увеличивает социальные обязательства бюджета города. Компенсировать это предлагается только за счет оптимизации расходов, чего вряд ли будет достаточно, уверен директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. Он признает, что в программе с диагностикой проблем все в порядке, однако часть из них просто нерешаема. «Бороться с зарплатами в конвертах — это как сражаться с ветряными мельницами, рейды не помогут», — уверен он. Зато может помочь повышение доверия к власти, но как это сделать, не знает никто.

Вызывает у эксперта вопросы и идея однопроцентной ипотеки для молодых бюджетников. «Если вы хотите поддержать молодых бюджетников, повышайте им зарплату, зачем идти окольными путями?» — комментирует Сергей Смирнов. Непонятно ему и откуда взялся тариф на ипотеку в 1%, который, хотя и придает программе высокую социальную значимость, не отменяет ее банковского компонента. А значит, городской бюджет должен будет компенсировать потери банкам.

Недоумевает экономист и по поводу независимого аудита городского бюджета. В городе уже существуют правила формирования бюджета, механизмы его проверки, постоянно проводится экспертиза. По его мнению, можно было бы ограничиться встраиванием изменений в существующий механизм, уверен Сергей Смирнов. В целом экономическая платформа весьма несбалансирована и не указывает на конкретные способы повышения доходной части.

Николай Левичев, «Справедливая Россия»

Обещания:

Вынос за пределы центра офисов и министерств для сохранения исторического центра; вывод из города промзон; создание инновационных технопарков и предоставление налоговых льгот для них.

Массовое строительство социального жилья; создание стройсберкасс (ипотека под 5%).

Субсидирование аренды для магазинов шаговой доступности и МСБ.

Создание городского агентства по трудоустройству мигрантов; обеспечение трудовых потребностей города за счет привлечения людей из других субъектов.

Перенос оказания большинства госуслуг в Интернет; ревизия бюджетного хозяйства.

Оценка:

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, согласившийся по просьбе РБК daily прочитать самую длинную и насыщенную новеллами программу, выделил в ней несколько сильных моментов. Все они дадут хороший экономический эффект в будущем. Прежде всего — перераспределение полномочий в сторону местного самоуправления, а также прекращение массового найма мигрантов государственными учреждениями. Нравится эксперту и идея выноса из города промзон, которая хотя и довольно затратная, однако сполна окупится позже. Усилит позитивный эффект и перенос части органов госвласти из центра на окраины, это решит еще и транспортную проблему.

Однако есть слабые моменты. «Нет даже примерного анализа бюджета города Москвы и демонстрации наличия там резервов для реализации программы, сокращения ненужных расходов, мобилизации доходов», — подчеркивает он. А значит, несмотря на грандиозные планы, новый мэр в случае своего избрания столкнется с банальной нехваткой средств на выполнение своих обещаний. Сомнительным показался экономисту тезис о создании строительной госкорпорации в Москве.

Кроме того, по словам Сергея Жаворонкова, не сказано в программе о главной проблеме малого бизнеса — крайнем дефиците торговых мест, закрытии десятков рынков, двукратном сокращении палаток. «Без решения этой проблемы все льготы просто будут переданы «кому надо», — говорит он, подчеркивая при этом, что ликвидация офисов в центре также представляется ему плохо реализуемой и опасной для бюджета города.

Иван Мельников, КПРФ

Обещания:

Создание сектора госторговли и условий для торговли самими производителями.

Отказ от коммерциализации бюджетной сферы.

Создание 2,5 млн рабочих мест в промышленности, трудоустройство молодых специалистов со средним техническим и высшим инженерным образованием.

Налоговые льготы для малого бизнеса.

Программа по замещению иностранной рабочей силы гражданами РФ.

Заморозка тарифов ЖКХ, плата за эти услуги не должна превышать 10% совокупного дохода семьи.

Запрет строительства в центре торговых комплексов, вывод на окраины города складов, увеличение числа перехватывающих парковок.

Оценка:

«Предвыборную программу КПРФ на московских выборах и читать, и комментировать очень легко, легче всех остальных, — признается директор научно-консалтинговой компании «Живые города» Денис Визгалов. — Она рисует нам цельную, прозрачную и легко вообразимую модель города, о которой в теории мечтал Маркс. Чтобы представить себе эту же модель, но с поправкой на реальность, достаточно вспомнить Москву 70-х — начала 80-х годов: госуслуги, госторговля, госстроительство, трудоустройство, заводы и фабрики для трудящихся. Государство отвечает за все, оно же за все платит, оно же всем этим пользуется».

«Тарифы ЖКХ» — таких слов в Москве 70-х не знал никто. Вот и не надо. Всем по типовой квартирке, по одной лампочке в подъезде на 70 ватт и по пьяненькому слесарю. От каждого — по способностям, каждому — поровну», — иронизирует эксперт, подчеркивая, что эта программа не учитывает главного — интересов бизнеса, число которого в Москве сокращается и который отчаянно нуждается в грамотной поддержке властей. «Непонятно, зачем в программе упомянут тезис о налоговых льготах для малого бизнеса, если сам бизнес в социалистическом, огосударствленном городе не нужен и даже вреден».

Не обнаружил в программе эксперт и свежих подходов, которые помогли бы городу достичь финансового баланса и встроиться в мировое экономическое пространство (будь то создание МФЦ и технопарков или поддержка отдельных высокотехнологичных отраслей науки или творчества). Все это претит представлениям о городе социалистической мечты. Программа утопично-сказочная, заключает Денис Визгалов, и никак не проецируется на современную Москву.

Сергей Митрохин, «Яблоко»

Обещания:

Прекращение «распилов» бюджета и снижение расходов на дорожные проекты; чиновников будут увольнять за создание препятствий при госзакупках.

Использование труда гастарбайтеров станет слишком дорогим для бизнеса.

Заморозка тарифов ЖКХ на три года.

Принудительная продажа нежилых помещений, владельцы которых нарушают права жителей многоквартирных домов.

Предоставление земли бесплатно жилищно-строительным кооперативам москвичей.

Отказ от «международного финансового центра», превращение Москвы в центр экономики знаний XXI века.

Оценка:

Директору Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александру Дерюгину программа в целом понравилась. «С большинством мер я согласен, но в том объеме, который не приведет к увеличению бюджетного дефицита и госдолга», — оговаривается он. Как и другим кандидатам, Сергею Митрохину не удалось унять свое желание помочь людям, что в итоге может сделать бюджет уязвимым к внешним рискам.

К росту расходной части бюджета в программе кандидата «Яблока» прежде всего приведут заморозка тарифов ЖКХ (ведь тогда Москве придется субсидировать предприятия этого комплекса), бесплатное предоставление земли жилищно-строительным кооперативам (которое Александр Дерюгин назвал «нецелесообразным») и практическая каждая новелла в разделах о культуре, соцполитике, образовании и здравоохранении. При этом где взять на всю эту роскошь деньги — остается за рамками документа.

В разделе о бюджете эксперт нашел два некорректных момента. «Отношение объема госдолга (без учета бюджетных кредитов) к общему годовому объему доходов бюджета субъекта без учета объема безвозмездных поступлений у Москвы одно из самых низких в России, поэтому рост объема госдолга в 2,5 раза — это не проблема, а следствие низкой исходной базы», — объясняет экономист. Не нарушаются в Москве и требования Бюджетного кодекса в отношении дефицита.

Недоумевает эксперт также по поводу открытия некоммерческих кинозалов и бань. «В Москве это рентабельный вид бизнеса, эти услуги не стоят очень дорого, и любой желающий вполне может за это заплатить», — уверен Александр Дерюгин.

Алексей Навальный, «РПР-ПАРНАС»

Обещания:

Передача полномочий и ресурсов муниципалитетам, включая часть НДФЛ и налога на имущество.

Софинансирование местных инициатив.

Создание системы платных парковок; отказ от многомиллиардных проектов по строительству дорог в пользу точечных решений.

Софинансирование капитального ремонта по принципу 1:3 (частные средства к государственным).

Замена системы дополнительного лекарственного обеспечения всеобщим лекарственным страхованием.

Устранение административных барьеров для бизнеса.

Оценка:

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова назвала эту программу (которую, к слову, писал бывший ректор РЭШ Сергей Гуриев) стратегически правильной и экономически хорошо обоснованной. «Программа ставит точки над i, а представленные в ней таблицы дают хорошую диагностику существующих сегодня в городе проблем», — отмечает она.

Однако главное достоинство программы (ее концептуальность) является в то же время и ее главным недостатком. В программе (которая, к слову, является самой короткой изо всех шести) мало новелл и конкретных способов решения существующих проблем. Направления обозначены, но деталей не хватает. «Стратегия есть, и она хорошая, но тактики маловато», — уверена Наталия Орлова.

При этом она подчеркивает, что предложенные в программе пути изменения бюджетного процесса могут столкнуться на практике с негибкостью сложившейся системы, что затянет реализацию некоторых вопросов, касающихся бюджета. «Структуру бюджета можно менять, но нужно понимать, что экономика все еще не избавилась окончательно от наследия Советского Союза, и быстро изменить ее не удастся», — отмечает она. Как итог — исполнение обязательств может затянуться. В целом она отмечает, что экономически программа нереволюционная, а значит, выполнимая, что является большим ее плюсом. «Программа вполне в духе времени», — подытожила эксперт.

Сергей Собянин, самовыдвиженец

Обещания:

Запрет на въезд в Москву мигрантов без загранпаспортов и правильно оформленных документов; сокращение использования неквалифицированной рабочей силы в городском хозяйстве, в том числе в системе ЖКХ.

Создание новой модели автобусных перевозок (включающей жесткое расписание), в результате число маршрутов вырастет на 20%.

Оценка:

Оценить экономическую составляющую предвыборной платформы Сергея Собянина директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев затруднился, поскольку программа этого кандидата скорее выглядит как отчет о проделанной работе и финансово-экономических новелл содержит немного.

Сильнее всего эта программа отличается от прочих меньшим акцентом на проблемах московского бизнеса. По мнению Игоря Николаева, это объясняется «конъюнктурой момента»: большей части электората не интересны тонкости налогообложения МСП и создание коворкинг-центров.

Еще одна острая проблема, о решении которой хотелось бы узнать больше, — жилищная (зато горожанам обещают парки и велосипедные дорожки). С экономической точки зрения это можно только приветствовать: и без того дефицитный бюджет не переживет увеличения нагрузки в случае введения очень дорогих программ переселения или субсидирования. В целом, по мнению экономиста, программа не несет серьезных экономических дисбалансов для городского бюджета (и в этом ее основное преимущество), хотя она и обходит острые углы.