Лента новостей
Поможет ли Украине разговор на высоких тонах. Главные интриги дня Евро 08:05, Статья Связанные с семьей Кобзона предприниматели создали винодельню на Кубани 08:05 Силы ПВО завершили отражение атаки дронов на Севастополь 08:03, Новость Выпуск оранжевых вин и петнатов в России вырос в шесть раз за три года 08:00 Минпромторг предложил поддерживать инжиниринговые компании субсидиями 08:00, Статья Возникший после падения дрона пожар на Ильском НПЗ на Кубани потушили 07:47, Новость Военные уничтожили 120 дронов за ночь 07:39, Статья Губернатор сообщил о жертве атаки дронов на Краснодар 07:36, Статья МИД Южной Кореи вызовет посла России из-за договора с КНДР 07:30, Новость Акционеры Yandex N.V. попросили ЦБ проверить управляющее юрлицо «Яндекса» 07:30, Статья Санкции против Мосбиржи вызвали проблемы у банков с валютными свопами 07:00, Статья Развожаев сообщил об отражении атаки дронов на Севастополь 06:55, Статья В Москве начали процесс по делу против экс-руководства МВД в Петербурге 06:46, Статья В Брянской области сработала ПВО 06:43, Новость Три северные страны договорились создать военно-транспортный коридор 06:15, Новость В ВСУ заявили о чрезвычайно тяжелой ситуации в городе— «ключе» к Донбассу 06:12, Статья Фатальные ошибки: как правильно торговать на маркетплейсах 05:52 Зеленский заявил о расчете на солнечную энергию на фоне потери генерации 05:41, Новость
Газета
Инвесторы Тамани остались без земли
Газета № 152 (1685) (2208) Общество,
0

Инвесторы Тамани остались без земли

Фото: РБК
Фото: РБК

Несмотря на повышенное внимание государства к строительству морского порта Тамань, проект практически не сдвигается с мертвой точки. Из как минимум 300 необходимых гектаров земли управляющая портом компания во главе с Игорем Русу выкупила только 2 га, потратив на это в общей сложности 60 млн руб. И хотя большинство заявленных инвесторов готовы подождать, некоторые уже отказываются от строительства собственного терминала. В числе них, например, «Металлоинвест», который уволил всех сотрудников, готовивших компанию к этому проекту.

Выкуп земельных участков под строительство порта — одна из основных функций возглавляемой Игорем Русу «РМП Тамань» (на 100% принадлежит ФГУП «Росморпорт», из них 25% плюс одна акция должна выкупить администрация Краснодарского края в пользу ГУП «Кубаньпортсервис»). Заниматься этим вопросом УК начала в конце прошлого года, когда наняла в качестве подрядчика таганрогскую компанию ЗАО «Интех». Последняя должна была обеспечить покупку, по разным данным, от 300 до 800 га земли. Сделки обязался финансировать ФГУП «Росморпорт», открывший в Сбербанке кредитную линию на 5 млрд руб.

Однако из предоставленного на конец первого полугодия лимита в 570 млн руб. «РМП Тамань» освоила только 60 млн, следует из отчета ФГУП «Росморпорт». На эту сумму компания приобрела и зарегистрировала в собственность два участка общей площадью 2 га земли. В ЗАО «Интех» заявили, что вопрос об объеме выкупленной в пользу «РМП Тамань» земли носит «политический и экономический характер», и посоветовали обратиться в «Рос­морпорт». В «Росморпорту» не захотели беседовать с РБК daily на эту тему. Связаться с Игорем Русу вчера не удалось.

Игорь Русу хорошо знаком с ситуацией в порту Тамань. До прихода в «РМП Тамань» в начале этого года он возглавлял «Ленморниипроект», отвечающий за разработку проектной документации для порта. Также он несколько лет проработал в должности гендиректора «Рос­морпорта», а до этого — в ОАО «Компания Усть-Луга», ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и Национальной контейнерной компании. Игорь Русу известен тем, что является активным лоббистом смены организационно-правовой формы «Росморпорта» с ФГУП на ОАО. Это позволило бы «Росморпорту» получить прямой контроль над многомиллиардными активами компании (сейчас ФГУП может лишь управлять ими).

Даже если учитывать, что это стратегические участки, цена в 2 млн долл. за 2 га земли представляется несколько завышенной, говорит глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Однако, учитывая, что структура собственности земель в районе порта Тамань достаточно сложная, а принципы формирования цен при выкупе участков недостаточно прозрачны, вероятность выхода за рамки бюджета весьма высока, резюмирует аналитик.

Вопросом строительства сухогрузного района в порту Тамань государство озаботилось еще несколько лет назад. Общая стоимость проекта оценивается в 230—240 млрд руб., из них при необходимых от государства инвестициях в 115 млрд руб. в федеральной целевой программе заложено только 76 млрд руб. Строительство планировалось начать в 2013 году по завершении всех проектных работ, однако Главгосэкспертиза до сих пор не согласовала проект. Предполагалось, что государство построит причалы, берегозащитные сооружения, автомобильную и железную дорогу, а инвесторы — терминалы для перегрузки угля, контейнеров, стали, зерна, минеральных удобрений, железной руды и серы.

Основной пул потенциальных инвесторов порта Тамань сформировался в сентябре 2011 года. Тогда соглашение о намерении подписали «Еврохим», «Металлоинвест», СУЭК, UCLH, Global Ports, ОЗК, позже к ним присоединился «Базовый элемент». Почти все из них и сегодня подтверждают свой интерес к порту. Однако источник в одной из компаний признался РБК daily, что несколько недель назад «Металлоинвест» уволил «всех своих сотрудников, отвечающих за строительство в Тамани терминала по перевалке железорудного сырья». Это настораживает, когда один из ключевых инвесторов уходит из проекта, добавил собеседник газеты. По его словам, интерес к проекту снижается и со стороны его компании, однако все будет зависеть от поставленных перед ними условий. Вчера в «Металлоинвесте» не ответили на запрос РБК daily.