Лента новостей
Путин фразой «болота быть не должно» призвал определять худшие вузы 14:38, Статья 2026-й объявлен годом Годом единства народов России 14:33, Новость Умерла Вера Алентова 14:32, Статья Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову 14:28 Как подготовить сотрудника к повышению 14:28, Статья Путин предсказал крупнейший технологический прорыв в ближайшие 10–15 лет 14:25, Новость Брокер «КИТ Финанс» начал прием заявок на обмен заблокированными активами 14:20, Статья Мяус решил не соперничать с Дерипаской за пост главы российского бенди 14:18, Статья Глава Минздрава сообщил подробности эксперимента с передвижными аптеками 14:16, Новость Путин сообщил о снижении уровня безработицы до исторического минимума 14:14, Статья «Зенит» и «Спартак» вошли в топ-100 клубов мира по стоимости составов 14:11, Статья Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов 14:10 Кремль раскрыл перспективы работы над мирным планом после встреч в США 13:58, Статья В Кремле анонсировали совещание Путина по «архиважной теме» 13:57, Новость «Фонтанка» сообщила об обысках в университете профсоюзов в Петербурге 13:54, Статья Конституционный суд нашел пробел в законах о наблюдателях на выборах 13:47, Статья Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники 13:46 За подготовку теракта в Дагестане задержан 13-летний подросток 13:43, Новость
Газета
Путин зашел в море
Газета № 151 (1684) (2108) Общество,
0

Путин зашел в море

Президент начал серию совещаний по проблемам российских портов
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Большинство портов в ключевых российских акваториях работают на пределе. Вчера президент провел первое из серии совещаний по этой проблеме. На этот раз речь шла об Азово-Черноморском бассейне. По оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в южных портах вдвое превысит сегодняшние возможности.

«После печальных событий, связанных с распадом Советского Союза, Россия утратила огромные, самые современные по тем временам портовые мощности по перевалке различных грузов и несла серьезные убытки», — напомнил президент. Ситуацию удалось переломить, считает он: «Новые портовые комплексы и терминалы были созданы на Балтике, на севере, на Черном море, на Дальнем Востоке. В результате только за прошлый год через российские порты перевезено более 565 млн т грузов. Это на четверть больше, чем в пик таких перевозок за советское время, в 1984 году». Но нужно двигаться дальше, особенно учитывая перспективы развития Таможенного союза, продолжил Путин.

Порты Азово-Черноморского бассейна занимают второе, после Балтики, место по объему грузооборота. С каждым годом нагрузка растет: по оценкам экспертов, к 2030 году потребность в перевалке только сухих грузов в портах ЮФО достигнет 150 млн т, это более чем вдвое превышает сегодняшние возможности. «Уже сейчас терминалы работают, что называется, на пределе, — знает Путин. — Такие инфраструктурные ограничения сдерживают развитие международной торговли и транзитных грузоперевозок на южном направлении. По сути, это инфраструктурные ограничения роста самой экономики. Компаниям приходится использовать зарубежные порты, а значит, нести дополнительные из­держки. Для России это прямая упущенная выгода». Уже сейчас при подходе к портам Туапсе и Новороссийска скапливаются железнодорожные составы. «Чуть ли не 200 составов там стоит», — неприятно удивился президент.

Бизнес уже активно вкладывает средства в порты, правительству лишь нужно создавать условия, чтобы частных инвестиций было гораздо больше, заявил Путин. «И, разумеется, правительство должно взять на себя заботу о том, чтобы различные бизнесы между собой чувствовали уверенность при поддержке со стороны государства», — призвал глава государства.

Речь идет о понятных правилах для инвесторов, минимизации административных и коммерческих рисков, об эффективных инструментах софинансирования, пояснил президент. Надо четко обозначить, строительство какой инфраструктуры и в каких объемах будет финансироваться государством, а какой — частным бизнесом, на каких условиях, а также заранее определиться с условиями самой эксплуатации.

Еще одна важная задача — обеспечение конкурентоспособных тарифов на услуги портов и повышение уровня логистического сервиса, продолжил Путин. «Часто наши грузоотправители обращаются к иностранным услугам именно в силу неразвитости логистики, именно в силу завышенных тарифов», — знает президент.

«Новороссийск дает сегодня 66%, Туапсе — порядка 10% и Ростов-на-Дону — около 6% от общего грузооборота, — привел статистику об Азово-Черноморском бассейне глава Минтранса Максим Соколов. — Оставшиеся девять портов обеспечивают, соответственно, всего лишь 17% от общего объема. И хотя у каждого порта есть определенные инвестиционные планы, существенных перспектив для их развития нет, поскольку большинство из них расположены либо в мелководных районах, либо в центре населенных пунктов».

Соколов детально, в цифрах, информировал Путина о планах правительства по развитию портов: «Если говорить непосредственно о бюджетных инвестициях на добавленную тонну груза, то в Тамани это 810 руб. госинвестиций, в Новороссийске — 2800 руб., в Усть-Луге показатель даже чуть меньше — 720 руб., в Сабетте — почти 3 тыс. руб.».

Основной ограничитель для развития Азово-Черноморского бассейна — железная дорога. «В соответствии с планами развития подходных путей, расшивкой Краснодарского железнодорожного узла, до 2020 года планируются, и это скорреспондировано с инвестпрограммой РЖД, средства в размере 163 млрд руб., при этом из средств федерального бюджета — 88 млрд руб. Это даст увеличение пропуск­ной способности к 2020 году, в том числе на дальних подъездах, в объеме примерно 65 млн т», — продолжил Максим Соколов.

Путин дал слово главе РЖД Владимиру Якунину. «Мы в 2012 году в направлении азово-черноморских портов перевезли 62,4 млн т грузов — рост к предыдущему периоду на 11%, то есть тенденция увеличения грузопотока, безусловно, присутствует, — оправдывался он. — Хотя мы здесь всегда придерживаемся правила перепроверки, и, скажем, у нас более консервативное представление о возможном росте именно в сторону Тамани. Но все равно это цифры, которые намного превосходят существующие возможности инфраструктуры».

Владимир Якунин согласился, что железнодорожную инфраструктуру нужно развивать. Речь идет прежде всего о модернизации и строительстве двухпутных участков — от Котельниково до Тихорецкой с обходом Краснодара. «Такие проработки у нас существуют», — доложил глава РЖД.