Лента новостей
Почему селфи с диким животным может стоить жизни 11:39, Стиль Игорь Ляпунов — о новой модели потребления технологий киберзащиты 11:29, Партнерский материал Куда движется рынок аренды велосипедов 11:21, PRO Элитный агент: сколько стоят услуги риелтора на рынке дорогого жилья 11:19, РБК и Элитная недвижимость Шишка, гвоздь, порез: какие повреждения шин можно починить 11:18, Авто Директор школы на Сахалине уволилась после избиения четвероклассницы 11:18, Общество 5 фильмов, которые помогут понять и полюбить архитектуру 11:15, Недвижимость Медведев предложил сделать административный кодекс понятным 11:12, Общество В Екатеринбурге суд арестовал застрелившего посетителя банка грабителя 11:10, Общество Онлайн-кассы: самая подробная инструкция по применению 11:08, PRO Экс-главу ОФК-банка обвинили в выводе ₽30 млрд и срыве домашнего ареста 10:55, Общество Клинтон опубликовала пародию на послание Трампа в виде письма Хрущеву 10:53, Политика Роскачество назвало способы защитить данные при краже смартфона 10:47, Общество Почему зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в Россию 10:47, Quote Как утилитарные предметы стали привлекательными для инвестиций 10:46, РБК и Райффайзенбанк Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем 10:42, Стиль Мать 21 ребенка из Британии заявила о новой беременности 10:41, Общество Медведев назвал способ убедить иностранцев инвестировать в Россию 10:39, Экономика Ицхак Адизес: «Рост компании приводит к дезинтеграции» 10:39, Бизнес Акции «Яндекса» выросли после отзыва кабмина на закон о значимых сайтах 10:26, Бизнес Прислушались к совету: как менялся статус российских правозащитников 10:23, Мнение Год мертвой свиньи: как чума вывела китайских животноводов в миллиардеры 10:23, PRO Шойгу сообщил о 12 оставшихся без охраны в Сирии тюрьмах с боевиками 10:23, Политика Подозреваемому в убийстве девочки в Саратове предъявили обвинения 10:22, Общество Чек-лист: готов ли ваш автомобиль к зимнему сезону 10:13, РБК и Dunlop Почему Олег Тиньков раскритиковал цифровые деньги 10:09, Крипто Сидячий образ жизни: 7 способов двигаться больше 10:04, Pink Владельцы АЗС не нашли смысла в идее Росстандарта по борьбе с недоливом 10:04, Общество
Газета
Чем пахнет Сбербанк
Газета № 138 (1671) (0208) Общество,
0
Чем пахнет Сбербанк
Российские компании стали приманивать клиентов собственными ароматами
Фото: ИТАР-ТАСС

Традиционная телевизионная реклама и билборды давно приелись потребителям. Для увеличения продаж крупные компании стали обращаться к более тонкому виду рекламы — созданию собственного аромата. Найти свой запах им помогает глава российского офиса компании Aromaco Руслан Юлдашев, который сам вообще не пользуется парфюмерией, чтобы сохранить острое обоняние. РБК daily изучила, чем пахнут бренды.

БЕНЗИН И ПЕЧЕНЬЕ

Три года назад Руслан Юлдашев привел в Россию глобальную компанию Aromaco. Она занимается аромамаркетингом — повышением продаж с помощью ароматов и созданием брендированных запахов. Поначалу г-ну Юлдашеву было сложно убедить клиентов, что им нужен собственный запах. «Первые два года я бегал от двери к двери и слышал от компаний, что да, это крутая идея, но сейчас не время», — вспоминает он.

Хотя Aromaco появилась в России в 2010 году, крупные клиенты стали приходить и интересоваться созданием собственного парфюма лишь в 2012 году. По словам г-на Юлдашева, сейчас среди российских клиентов собственные ароматы имеют ювелирная сеть «Якутские бриллианты», одежная сеть Zolla, магазины постельного белья Togas и многие другие.

Специальный аромат, к примеру, используют заправки нефтяной компании «Татнефть». Г-н Юлдашев рассказывает, что для них подобран запах печенья с шоколадной крошкой, который распространяется в помещениях магазинов на заправках. Это помогло наряду с нефте­продуктами повысить продажи продуктов питания и других товаров, которые могут понадобиться в пути.

«Клиенты сейчас понимают, что использование запахов может усилить коммуникацию с потребителем», — отмечает г-н Юлдашев.

СБЕРБАНК НА ТРАВАХ

Российские компании заказывают свой запах прежде всего с целью увеличения продаж. На втором месте — забота о комфортном пребывании своих потребителей в помещении, а следующий по популярности запрос — поддержать имидж бренда, говорит собеседник РБК daily.

Недавно бурятское отделение Сбербанка обзавелось своим ароматом. «Если смотреть на фирменный стиль банка, то в первую очередь возникает ассоциация с зеленым цветом — природой, экологичностью, натуральностью. Миссия бренда «Сбербанк» — всегда быть рядом. То есть он должен быть дружественным и комфортным», — анализирует г-н Юлдашев. Следовательно, запах Сбербанка — это теплый аромат свежескошенной травы, который располагает к общению и снижает уровень стресса, который люди часто испытывают, заходя в любой банк. «Клиентам находиться в офисе Сбербанка с подобным ароматом будет комфортно на подсознательном уровне», — уверен эксперт.

По его словам, запах создается за рубежом, хотя вся коммуникация с клиентом, в том числе выбор прототипа аромата, происходит в России.

«Мы сейчас проводим исследования о целесообразности использования ароматов для усиления эмоциональной связи с клиентами, однако говорить о массовом применении аромабрендинга во всех отделениях Сбербанка преждевременно», — заявили РБК daily в пресс-службе банка.

Еще одним российским клиентом Aromaco является казанский аэропорт. К Универсиаде он ароматизировал новый терминал А1. Сотрудничество с Aromаco долгосрочное, заверила РБК daily представитель пресс-службы аэропорта Регина Талова. «Прежде всего цель этого проекта была в том, чтобы создать комфортные условия для пассажиров. Запах свежего яблока и жасмина успокаивает людей, бодрит», — считает она.

В среднем создание собственного парфюма клиентам обходится в сумму от 300 тыс. руб. Чтобы аромат равномерно распределялся по помещению, необходимо оборудование, которое изготавливает сама Aromaco. Аренда оборудования стоит от 9 тыс. руб. в месяц.

ИМПУЛЬСИВНЫЙ СПРОС

Иногда к ароматизации помещений обращаются продуктовые ритейлеры. Г-н Юлдашев рассказал, зачем она нужна, например, в рыбном отделе: «Там часто используют аромат «лимон-вербена», он хорошо нейтрализует запах рыбы. Кроме того, по ощущениям этот аромат выглядит естественно». А аромат хлеба, к примеру, стимулирует к импульсивным покупкам.

Представитель сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков рассказал РБК daily, что у компании есть проекты в разработке с Aromaco. А пока в помещениях магазинов используется естественный аромамаркетинг. «Запахи свежей выпечки или кофе располагают к покупкам», — говорит г-н Голубков. Привлекает покупателей ароматами и «Дикси». В некоторых магазинах сети аромамаркетинг применяется во входной зоне, зонах овощей, фруктов и выпечки.

А вот «Детский мир» к таким технологиям не прибегает. Представитель компании Елизавета Тотунова говорит, что в магазинах сети не используются технологии аромамаркетинга из-за особенности аудитории, которая слишком чувствительна к запахам. «Будущие и кормящие матери, дети, бабушки восприимчивы к ароматам и по-разному реагируют на одни и те же запахи, что может привести к самым различным эмоциям — не только позитивным, но и негативным», — пояснила РБК daily г-жа Тотунова. Она отметила, что вместо дурманящего запаха «Детский мир» использует альтернативу — фоновую музыку.

Главный куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий RCB&B Николас Коро считает, что аромат — один из мощнейших сенсорных факторов, которые влияют на потребительский выбор. Еще в 1990-х годах был проведен эксперимент с запахами в продуктовых сетях. Например, в пиковые дни продаж в помещениях стоял запах цитрусовых с мандариновым акцентом и хвойных с акцентом на ель. «Сначала запланировали увеличение продаж на 8%, а реально они выросли на 12%», — уверяет г-н Коро.

Управляющий директор TNC.Brands.Ads Наталья Меш говорит, что аромамаркетинг уже давно развит на западных рынках. «Торговые центры распределяют разные аромакомпозиции от гастронома для верхних этажей и формируют особое приподнятое или расслабленное ощущение посетителей», — говорит г-жа Меш. Она добавила, что бизнесмены продают дома, используя запах свежесваренного кофе, а машины — используя запах нового автомобиля. Г-жа Меш уверена, что для многих брендов создание собственного парфюма абсолютно уместно.