Лента новостей
Песков сообщил, что Путин иногда сам садится за руль без сопровождения 09:11, Новость Как данные меняют российский бизнес и что они говорят о потребителе 09:02 Переговоры о зарплате стали «шоком» рынка труда 09:01, Статья 4 отрасли, где применяются большие языковые модели 09:00 IT-«внучка» «Ростелекома» провела IPO на ₽3 млрд 08:59, Статья FT узнала о спешке ЕС в бессрочной заморозке активов России 08:57, Статья Посол Франции назвал, что нужно держать в уме для отношений с Россией 08:46, Статья Песков ответил на слова Буданова о «прослушке Кремля» 08:36, Статья Как угольные предприятия повышают безопасность инфраструктуры 08:32 Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу 08:30 Как новый подход ВС РФ в делах о банкротствах повлиял на кредиторов 08:29, Статья Собянин сообщил об уничтожении четырех летевших на Москву дронов 08:12, Статья Подростки в Австралии смогли обойти запрет на использование соцсетей 08:11, Статья «Это лишь начало»: как роботакси изменят навсегда экономику городов 08:10, Статья Экология без компромиссов: как НЛМК полностью исключил влияние на реку 08:07 Трамп пообещал одним звонком остановить войну между Таиландом и Камбоджей 08:07, Новость Структуре армянского фонда одобрили покупку активов Caterpillar в России 08:01, Статья Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор 08:00
Газета
Как заставить средний бизнес расти
Газета № 134 (1667) (2907) Общество,
0

Как заставить средний бизнес расти

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Компании и предприятия, которые можно отнести к категории среднего бизнеса, очень интересны банкам. Такие компании имеют хорошую выручку (от нескольих сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей), предоставляют качественные залоги, вовремя платят по долгам. Благодаря предприятиям среднего бизнеса банки могут диверсифицировать свои кредитные портфели. При этом уход одной компании не наносит большого урона банку, как бывает с крупными клиентами. Так что сейчас между банками идет ожесточеная борьба за таких заемщиков. Это с одной стороны, а с другой — число таких заемщиков постепенно уменьшается.

И виной тому отчасти замедление российской экономики, отчасти ужесточение регулирования предприятий среднего бизнеса. Первая проблема выражается в том, что у компаний среднего бизнеса снижаются объемы реализации товаров и, как следствие, прибыльность. В результате те компании, которые консервативно управляют своими финансовыми потоками, стали сокращать объемы кредитных заимствований и приводить их в соответствие с объемами реализации своей продукции. Те же компании, которые ориентированы на более агрессивный объем заимствований, как правило, готовы брать на себя более высокие риски, но они порою не всегда бывают оправданны. Сужение спроса приводит к росту конкуренции и снижению рентабельности, что в числе прочего увеличивает риски кредитования таких предприятий.

Другая проблема, которая препятствует развитию предприятий среднего бизнеса, — избыточность административных барьеров. Стараясь обойти их, предприятия уходят в тень: структура их бизнес-процессов, денежные потоки и отчетность становятся менее прозрачными. А это, в свою очередь, ограничивает им доступ к кредитным ресурсам банков, поскольку не позволяет последним проанализировать реальное состояние компании.

Решить первую проблему, как я считаю, можно за счет формирования специализированных предложений для предприятий среднего бизнеса, учитывающих специфику и риски той отрасли, в которой они работают. Вторую — за счет поддержки государства. К примеру, соответствующие госорганы могли бы предоставлять гарантии для поддержки предприятий среднего предпринимательства при их кредитовании. Совместная задача состоит в том, чтобы условия гарантирования были приемлемы как для средних предприятий, так и для коммерческих банков.

Предоставление дешевой ликвидности может также принципиально сказаться на рыночной динамике и поддержать средние предприятия. Ведь, получив доступ к дешевым и, самое главное, длинным деньгам, собственники и менеджеры средних предприятий смогут более активно строить и реализовывать планы по техническому перевооружению и модернизации своих предприятий.

Константин Колпаков, вице-президент, член правления ОАО «Уралсиб»