Лента новостей
В США сотни аварий и несколько смертей связали с автопилотом Tesla 07:29, Статья Минобороны Испании подтвердило отправку Украине ракет для Patriot 07:21, Новость Россию ждут новые климатические катастрофы. Как они ударят по экономике 07:00, Статья Синоптики рассказали, сколько продлится аномальная жара в Поволжье 06:44, Новость «РИА Новости» нашло в декларации Иванова дом площадью более 1,5 тыс кв. м 06:19, Новость В Днепре и Львовской области прогремели взрывы 06:07, Статья Эквадор начал «бомбежку облаков» для увеличиния числа дождей в стране 05:47, Новость Краснодарский губернатор сообщил о попытке масштабной атаки дронов на НПЗ 05:21, Статья Во Львовской области сотрудников военкоматов разместят на блокпостах 05:12, Новость Мосбиржа раскрыла схему по отмыванию денег с «разгоном через Telegram» 05:00, Статья Хуситы заявили об ударе по британскому танкеру Andromeda Star 04:42, Статья Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» 04:06, Новость WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны 03:58, Статья На протестах в Армении заметили военнослужащих 03:39, Новость Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России 03:07, Новость МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие 03:02, Статья Пентагон заявил о планах убедить партнеров поделиться Patriot для Киева 02:42, Новость В США впервые в 2024 году обанкротился банк 02:39, Статья
Газета
Справятся без иностранцев
Газета № 127 (1660) (1807) Общество,
0

Справятся без иностранцев

Российских банкиров зовут управлять скоростными магистралями
Фото: ИТАР-ТАСC
Фото: ИТАР-ТАСC

РЖД не стали настаивать на идее привлечения частных инвестиций от международных консорциумов, изъявивших желание поучаствовать в тендере на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Недостающие 290 млрд руб. привлечет российский инвестор, а взамен он получит основной контроль над проектом и право распределять подряды на строительство. С наи­большей вероятностью проект достанется Герману Грефу или его основным «коллегам по цеху» — Андрею Костину, Владимиру Дмитриеву или Андрею Акимову.

РБК daily стала известна организационно-правовая схема строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Два источника, близких к РЖД, сообщили, что монополия собирается привлечь в проект ключевого инвестора, совместно с которым создаст на базе «Скоростных магистралей» («дочка» РЖД, созданная под проект ВСМ) специальную проектную компанию (SPV). Эту информацию подтвердили и в «Скоростных магистралях», заявив, что РЖД будет «участвовать в новой компании в качестве миноритарного акционера». Совокупный размер уставного капитала SPV составит до 6% от стоимости всего проекта, который сейчас оценивается в 928 млрд руб., добавили собеседники РБК daily.

Инвестор вложит со своей стороны деньги и имущество. За это он получит право контролировать стройку: распределять подряды на строительство, закупать подвижной состав или заключать договоры с перевозчиками о предоставлении им инфраструктуры. Помимо этого инвестору предстоит привлечь кредитные средства либо долгосрочное финансирование. Таким образом, его общий вклад должен составить порядка 30% от стоимости всего проекта, или 290 млрд руб.

Собеседник в РЖД говорит, что инвестором совершенно точно будет российская компания, а вопрос с участием в качестве инвесторов международных консорциумов отпал, поскольку РЖД будет сложно привлечь столь крупную сумму в сжатые сроки. Ранее сообщалось, что интерес к проекту проявляли ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк. Они и сейчас являются главными претендентами на реализацию проекта.

В пресс-службе ВТБ сообщили РБК daily, что обладают огромным опытом работы в инфраструктурных проектах, которые реализуются на основе государ­ственно-частного партнерства. «На протяжении долгого времени мы сотрудничаем с ключевым игроком на инфраструктурном рынке России и нашим давним партнером — РЖД. Мы как банк умеем привлекать в столь сложные инфраструктурные проекты на основе ГЧП частные деньги, в том числе иностранных инвесторов, и готовы участвовать в них в дальнейшем», — добавил представитель ВТБ. Подобным образом ответили и в ВЭБе, напомнив, что достаточно плотно сотрудничают с РЖД в том числе в проектах, реализуемых с использованием механизма ГЧП. В Сбербанке и Газпромбанке на запрос РБК daily не ответили.

Конкуренцию госбанкам может составить частный бизнес. Собеседник РБК daily, принимавший непосредственное участие в разработке проекта, говорит, что в качестве инвестора ВСМ вполне может выступить кто-то из приближенных к Владимиру Путину бизнесменов.

Однако кто бы ни был инвестором, через десять лет ему придется выйти из железнодорожного бизнеса. Предполагается, что выкуп акций обойдется монополии примерно в 4% от стоимости строительства ВСМ. В разработанной РЖД схеме финансирования есть несколько нюансов, требующих доработки в части взаимоотношений с инвестором, говорит собеседник в РЖД.

Если государство примет закон о государственно-частном партнерстве, затраты инвестора могут быть компенсированы за счет права на акции SPV от инвесторов к публичному партнеру, что практически избавит от риска невозврата этих акций РЖД, говорит Анастасия Гришина из Art de Lex. В противном случае проект ВСМ, скорее всего, будет реализован на условиях концессии. Тогда финансирование расходов концессионера будет предусмотрено за счет средств, поступающих от пользователей услуг, резюмирует юрист.

Чтобы обеспечить возвратность средств, государство будет дотировать ВСМ на этапе эксплуатации (предусмотрена на уровне 179 млрд руб.). В «Скоростных магистралях» уверяют, что субсидии будут выделяться до 2024 года.