Лента новостей
Силовики задержали еще одного фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 14:06, Статья Мирра Андреева одержала вторую подряд волевую победу на турнире в Мадриде 14:03, Статья Кабмин предложил разрешить приставам применять физическую силу и оружие 14:00, Статья Защита потребует передать дело Иванова военным следователям 13:58, Новость В ЦБ допустили рост российской экономики выше 3% в 2024 году 13:55, Статья Минэнерго не увидело причин для восстановления экспорта энергии в Китай 13:55, Статья Помощник Карпина в сборной России покинул клуб Второй лиги 13:46, Статья Исполком РФС утвердил Лужники местом проведения суперфинала Кубка России 13:44, Статья Рублев на «Мастерсе» в Мадриде прервал серию из четырех поражений 13:44, Статья От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов 13:40, Статья Рубль слабо отреагировал на решение ЦБ сохранить ставку на уровне 16% 13:36, Статья Smart Engines смогла повысить эффективность работы нейросетей на 40% 13:30 ЦБ продлил период жесткой монетарной политики 13:30, Статья Минстрой предостерег от роста цен на стройматериалы и пообещал наказывать 13:20, Статья МВД перед 9 Мая раскрыло новую схему мошенничества с ветеранами 13:19, Новость Такси или дешевый электрокар: как Tesla хочет остановить падение прибыли 13:16, Статья Экс-тренер сборной России извинился за мат в прямом эфире «Матч ТВ» 13:15, Статья Новое уличное медиа получит законодательное регулирование 13:07
Газета
Недетские финансы
Газета № 112 (1645) (2706) Общество,
0

Недетские финансы

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

С сентября 2013 года в школах пяти регионов страны начнут преподавать финансовую грамотность. По замыслу Минфина, этот пока необязательный предмет должен помочь юным россиянам выйти во взрослую жизнь подготовленными. Какой должна стать программа финансовой грамотности в школе, где взять правильных учителей и как именно вводить новые уроки в школьную программу?

Общий уровень финансовой грамотности в России невысок. Большинство взрослых, выросших в эпоху советской экономики, не владеют навыками управления финансами, не умеют грамотно инвестировать, а значит, не могут научить этому своих детей. Многочисленные исследования показывают, что большая часть населения не может уверенно судить о свойствах таких финансовых инструментов, как депозит, кредит, акции, облигации, паи и так далее. Чаще всего все сводится к мысли о том, что государство «должно гарантировать» все финансовые инструменты и защищать все финансовые усилия граждан. Школа тоже обходит стороной эту важную область, поскольку умение распоряжаться финансами связано не столько со «знаниями», сколько с опытом и навыками, формирование которых принято считать задачей семьи.

Поэтому введение нового предмета в школах можно назвать даже не актуальной, а назревшей задачей.

Сегодня в России существует много проектов и инициатив по повышению финансовой грамотности. К сожалению, среди них много таких, которые под прикрытием просвещения продвигают свои продукты и услуги: слишком велико искушение превратить обучающую программу в маркетинговую. Иначе устроены национальные проекты по повышению финансовой грамотности, которые реализуются при поддержке крупных отечественных и международных финансовых институтов. В их рамках ведется немало исследовательских, методических, образовательных проектов. Большинство из них нацелено на молодежь.

В рамках экспертной группы по финансовому просвещению ФСФР России под эгидой Центробанка и при активной поддержке Московской биржи идет подготовка учебников по финансовой грамотности для учеников 9—11 классов. Параллельно идет такая же работа, инициированная Минфином и Всемирным банком, то есть на выходе в распоряжении учителей уже будет несколько согласованных с Министерством образования учебных пособий для старше­классников. Подготовка преподавателей тоже требует внимания. Уже сейчас нужно думать о подготовке тьюторов и разработке обучающих программ для учителей, которые будут обучать детей финансовой грамотности.

Внедрение в школьную программу нового предмета всегда вызывает вопросы о нагрузке на детей. Пока делать его обязательным не нужно. Но уже сегодня можно подумать о том, чтобы ввести блоки, посвященные финансам, в другие школьные предметы — историю, обществознание, математику. Задачи, в которых дети учатся складывать и делить яблоки, вычислять проценты, тоже можно привязать к теме управления финансами — именно в такой, полуигровой форме дети будут приучаться обдумывать финансовые операции, задумаются о том, что деньги — интересная материя, которой можно распоряжаться более (или менее) эффективно.

Нам нужно четко понимать, что тема финансовой грамотности не исчерпается за один, два или три года, эта задача не зависит от политической конъюнктуры. Надеюсь, что со временем финансовая грамотность будет введена в школьную программу как обязательный предмет — так, как это сделано во многих зарубежных странах.