Лента новостей
Путин предложил «не размахивать мечом» в законе об иноагентах 19:06, Статья Начните с малого: подборка акций до 1000₽ 19:00 От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании 18:56 Насколько сильная магнитная буря накроет Землю. Инфографика 18:51, Статья Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование 18:45 Биржевые цены на серебро впервые в истории превысили $60 за унцию 18:44, Статья Пять российских судов заметили неподалеку от берегов Исландии 18:41, Статья «Эффект Долиной». Опасно ли покупать жилье на вторичном рынке? Видео 18:39, Видеогалерея «Билайн бизнес» упростил предпринимателям доступ к популярным нейросетям 18:37 Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе 18:35 «Пауза, а не разворот». Когда биткоин прервет затишье 18:35, Статья Путин рассказал, что иногда ездит «по-тихому» без кортежа 18:35, Статья Британия ввела санкции против Дугина и телеграм-канала «Рыбарь» 18:27, Статья Малкин выбыл на несколько недель из-за травмы 18:25, Статья Мэр Реутова впал в кому после ДТП 18:25, Статья Путин заявил, что отвоеванные у Украины земли всегда были частью России 18:23, Новость Почему 70% франчайзи «Маслофф» открывают вторую и третью станцию 18:20 Вложения в коммерческие объекты в России могут упасть в 1,5 раза в 2026-м 18:19, Статья
Газета
Долг в 3 триллиона
Газета № 71 (1604) (1804) Общество,
0

Долг в 3 триллиона

К 2015 году заимствования регионов могут удвоиться
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Если правительство не изменит бюджетную политику, долговая нагрузка регионов к концу 2015 года достигнет 3 трлн руб., прогнозирует Standard & Poor’s (S&P). Одна из главных причин разбалансировки — в возложенных на регионы социальных мандатах, считают эксперты.

Глава Минфина Антон Силуанов заявил вчера депутатам, что ни бюджетное правило, ни объем трансфертов для регионов, ни ограничения по размеру дефицита региональных бюджетов пересмотру в ближайшие годы не подлежат. Между тем все больше регионов не в силах удержать уровень дефицита в пределах допустимого без дополнительной поддержки федерального центра. Относительно благоприятная ситуация сохранится в менее чем 20 из 83 российских регионов (в Москве, Санкт-Петербурге, ХМАО, ЯНАО, Башкортостане и пр.).

В целом размер дефицита региональных бюджетов к 2015 году может вырасти до 800 млрд руб. Общие долги регионов при этом в ближайшие годы могут и вовсе удвоиться и достигнуть 3 трлн руб., прогнозируют аналитики S&P. В итоге в среднем уровень долга обгонит темпы роста текущих доходов на 30% (два года назад этот показатель не превышал 17%).

Одна из причин ухудшения бюджетной стабильности — обязательства по повышению зарплат бюджетникам. По данным Центра развития НИУ ВШЭ, доходы региональных бюджетов выросли только на 6,4% вместо обещанных Минфином 12% по итогам 2012 года. Расходы при этом успели разогнаться на 13,1%. Аналитики опасаются, что прогнозы на 2013 год (рост базы в 16%) тоже не оправдаются и регионы будут вынуждены массово занимать.

«Совокупные потребности в заимствованиях возрастут в 2 раза и составят 1,4 трлн руб. к концу 2015 года», — полагают в S&P. Объем новых кредитов может превысить 1 трлн руб. На обслуживание и погашение этого долга ряд регионов уже тратит более 15% от текущих доходов.

Чтобы стабилизировать ситуацию, правительству придется либо увеличить объем федеральной поддержки, либо перераспределить средства между регионами. Есть и третье решение проблемы — отказаться от повышения заработной платы, дают рекомендации в агентстве.

«Долг резко вырос за счет бюджетных кредитов, — замечает ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина, — но эту практику Минфин обещал пресечь уже в этом году». «Расходы регионов только на повышение заработной платы составили в этом году почти 300 млрд руб. Сумма будет ежегодно увеличиваться. И к 2018 году по нынешним ценам уровень расходов субъектов составит полтриллиона», — добавляет ведущий эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. Сейчас финансирование из центра покрывает только треть затрат.

«Скорее всего, федеральный центр будет вынужден хотя бы чуть-чуть увеличить трансферты. С другой стороны, регионы начнут оптимизировать другие статьи расходов, сокращать избыточную численность бюджетников и, в конце концов, играть цифрами, занижая средний уровень зарплаты по региону», — предполагает г-н Назаров.