Лента новостей
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке 00:10 Белоруссия поставила рекордный объем бензина в Россию. Что это значит 00:01, Статья Глава СК предложил расширить применение конфискации в делах о коррупции 00:00, Статья «Борьба с коррупцией — это марафон» 00:00, Мнение В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты 08 дек, 23:38, Новость Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии 08 дек, 23:30 Вашингтон пригрозил отказом Трампа от урегулирования на Украине 08 дек, 23:15, Статья Путин продлил ограничения на покупку долей в иностранных компаниях 08 дек, 23:13, Новость Россия и Иран: история сотрудничества 08 дек, 23:00 Путин подписал указ о призыве россиян из запаса на военные сборы 08 дек, 22:59, Новость Зеленский назвал претендентов на пост Ермака 08 дек, 22:52, Статья Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 08 дек, 22:46 Орбан заявил, что получил гарантии Турции по транзиту российского газа 08 дек, 22:25, Новость Почему Египет импортирует продукты питания 08 дек, 22:23 Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 08 дек, 22:05 Кремль оценил возможность встречи Путина и Трампа до конца года 08 дек, 21:52, Новость Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 08 дек, 21:46 Российского вратаря признали лучшим игроком недели в НХЛ 08 дек, 21:44, Статья
Газета
Трудности роста
Газета № 64 (1597) (0904) Общество,
0

Трудности роста

Правительство не может отказаться ни от жесткой бюджетной дисциплины, ни от наращивания экономики
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Легче подогнать новую модель роста экономики под бюджетное правило, чем отказаться от него, решило правитель­ство на расширенном заседании коллегии Минфина. Какие конкретные формы будут у этой модели, пока неясно. Но очевидно, что правительство не готово открывать карман для новых расходов — скорее всего будут оптимизироваться старые.

На коллегии Минфина Дмитрий Медведев обратил внимание на очевидный факт: некогда наблюдавшийся положительный рост экономики серьезно замедлился. «ВВП по отношению к февралю 2012 года вырос практически на 0,1% против роста на 1,5% в январе, а в январе—феврале рост ВВП составил приблизительно 0,9%, что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года», — констатировал премьер. Так, в России второй месяц подряд снижаются производство, динамика строительства, розничной торговли и объема платных услуг, а также инвестиционная активность.

Стране необходима новая модель роста. Причем модернизацию необходимо обеспечивать при жестком соблюдении финансовой дисциплины, намекнул Медведев на введенное с этого года бюджетное правило. Кроме того, новая модель невозможна без полноценного стратегиче­ского бюджетного планирования. Глава Минфина Антон Силуанов сразу отреагировал на призыв и пообещал, что проект бюджетной стратегии до 2030 года будет внесен в правительство через два месяца (одновременно с проектом бюджета на 2014—2016 годы).

По словам министра, стратегия будет основываться на инновационном сценарии развития, спрогнозированном Минэкономразвития. «Основываться на чересчур оптимистичном, форсированном варианте — значит создавать неустойчивую, опасную ситуацию для бюджета. Предлагается взять за основу инновационный вариант. Однако всю разницу между доходами по сравнению с консервативным вариантом отнести на условно утвержденные расходы, которые будут распределяться между государственными программами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам», — пояснил Силуанов. По его оценкам, это позволит увеличивать ежегодно расходы до 1 трлн руб. Кроме того, обеспечит подушкой безопасности в случае снижения цены на нефть до 60—80 долл. за баррель. Ежегодно прирастающий триллион Минфин предлагает тратить на индексацию зарплат, денежного довольствия и госпрограмму развития вооружения.

«Эта идея не нова, — комментирует ведущий эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов, — она возникала уже в 1998 году. Тогда было предложено поделить бюджет на две части: гарантированный бюджет и так называемый бюджет развития, который тратился бы по мере наличия в нем денег. Эта идея работала бы в чрезвычайной ситуации, но не сейчас, когда государству нужно выступать в качестве гаранта стабильности и развития».

Впрочем, пока серьезных возможностей для новых расходных обязательств у Минфина не предвидится. В рамках мобилизации бюджетных средств правительство приняло решение не давать никаких дополнительных средств на реализацию госпрограмм, сократить расходы на госнужды на 5%, а также сократить ряд неэффективных бюджетных учреждений.

В Минфине уверены: одной накачкой в экономический спрос государственных средств проблема роста не решается. И продолжают стоять на своем: не раздувать неэффективные расходы. В то же время министр финансов заверил присутствующих коллег: деньги есть, можно вкладывать средства Фонда национального благосостояния, использовать ресурсы пенсионных накоплений.