Лента новостей
Туск заявил об «общих врагах» США и Европы 01:40, Статья Землетрясение магнитудой 7,0 зафиксировали на Аляске 01:14, Новость Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны 01:00 В «Укрэнерго» назвали сроки восстановления энергоснабжения 00:41, Новость Актер из «Сталинграда» и «Петербургских тайн» умер в возрасте 67 лет 00:37, Статья Bloomberg рассказал о тревожной утечке мозгов в Apple 00:13, Статья Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке 00:10 Берлин подтвердил участие Мерца в переговорах по Украине в Лондоне 00:03, Новость Хегсет заявил о неустанной работе США над окончанием конфликта на Украине 06 дек, 23:56, Статья Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии 06 дек, 23:30 Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» 06 дек, 23:11, Новость Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа 06 дек, 23:05, Статья Россия и Иран: история сотрудничества 06 дек, 23:00 Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 06 дек, 22:46 Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа 06 дек, 22:41, Новость Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» 06 дек, 22:34 Еврокомиссар счел, что рынок ЕС больше подходит помидорам, чем энергии 06 дек, 22:31, Новость В Госдепе увидели «вопиющую противоречивость» в отношениях США с Европой 06 дек, 22:31, Новость
Газета
Суперслух для пилотов
Газета № 58 (1591) (0104) Общество,
0

Суперслух для пилотов

Новая система создает 3D-звук в наушниках летчика
Фото: Raytheon
Фото: Raytheon

Американская аэрокосмическая компания Raytheon разработала новую систему 3D Audio для военных пилотов, которая предупредит их о типе угрозы и точном ее нахождении. Система создает направленный звук, который появляется в том месте, откуда исходит опасность.

Одна из проблем военных пилотов заключается в том, что звук в наушниках не имеет ярко выраженной направленности. Если летчик слышит несколько радиосообщений из разных источников, звук сливается воедино и искажается.

3D Audio помогает пилотам различать несколько радиоканалов одновременно. Это похоже на то, как человек общается с несколькими людьми на вечеринке. Так как участники разговора стоят в разных местах, легче понять, кто о чем говорит, даже если голоса звучат одновременно.

Система Raytheon понимает, когда пилот поворачивает голову, и звук в наушниках «перемещается» в соответствии с его движением. Кроме того, пилот может настроить систему так, чтобы голос определенного человека звучал в определенном месте. Например, голос второго пилота звучал с правой стороны, голос пассажира — сзади, а авиадиспетчера — спереди.

Еще одна немаловажная функция системы — это аудиопредупреждение о внешних опасностях. Фактически летчик будет слышать то, что происходит в километрах за бортом самолета, с какой именно стороны, и потому сможет быстрее среагировать, например, на атаку противника.

Современные технологии предупреждения пилотов об опасности требуют, чтобы они посмотрели сначала на картинку на дисплее, прежде чем предпринять дальнейшие действия. С 3D Audio в дополнение к этому пилоты получат геопространственное обозначение угроз, что поможет им быстрее сориентироваться и реагировать.

По мнению партнера венчурного фонда T34Moscow Михаила Демидова, 3D Audio сможет функ­ционировать только как рабочий прототип, потому что пилот не сможет полностью сконцентрироваться только на слухе.

«Слух как один из органов чувств практически не был охвачен ни одним подобным изобретением. Однако я думаю, что эта технология не совсем ноу-хау, а просто доработка динамика. Когда пилот находится в небе и слушает, что ему говорят с земли, сложно сделать так, чтобы не было какофонии, которая, вероятно, будет наблюдаться и при использовании 3D-звука. Поэтому, на мой взгляд, такая система — излишество», — добавил г-н Демидов.

«Данная система может помочь военным пилотам уменьшить время реакции, к примеру, при экстренном сообщении о надвигающейся угрозе со стороны источника звука. Основная же сложность заключается в четкой реализации системы, ведь помимо постоянного контроля положения головы летчика и правильной работы звуковых динамиков необходимо также достоверно определять положение реального источника звука/угрозы, ведь в противном случае данная система может просто дезориентировать пилота», — считает сотрудник лаборатории спектроскопии наноматериалов Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН Александр Чернов.