Лента новостей
Лавров напомнил позицию Путина о прекращении огня на Украине 20:15, Новость n-tv сообщил, кто станет министром в кабинете Мерца 20:09, Статья Суд в Москве арестовал обвиняемого в убийстве генерала Москалика 19:59, Статья Жулин заявил, что пропустит отбор на Олимпиаду из-за резких слов о Бахе 19:54, Статья Путин поблагодарил командиров за освобождение Курской области 19:54, Новость Уолтц выразил уверенность в заключении соглашения по ресурсам с Украиной 19:48, Статья Лавров заявил, что Россия не обсуждает с США свою целостность 19:30, Новость На акции против мигрантов в Ирландии заметили плакат с Путиным и Трампом 18:59, Новость Даниил Медведев вышел в четвертый круг «Мастерс» в Мадриде 18:57, Статья Politico рассказало об элитном клубе сына Трампа для сверхбогатых людей 18:45, Статья «Локомотив» проиграл «Салавату Юлаеву» в первом матче полуфинала КХЛ 18:45, Статья Лавров заявил о готовности «искать баланс интересов» с Украиной и США 18:44, Статья Лавров исключил передачу контроля над Запорожской АЭС 18:33, Статья В Москве потушили пожар в банях на территории «Лосиного острова» 18:26, Новость Axios узнал о подготовке США к возможным переговорам с КНДР 18:25, Статья Клуб Дзюбы вырвал ничью благодаря голу Эсковаля ударом через себя 18:25, Статья Глава UFC подтвердил возможность возвращения турниров промоушена в Россию 18:03, Статья Фокус на себя: эксперты банков рассказали о запросах премиальных клиентов 18:01
Газета
Суперслух для пилотов
Газета № 58 (1591) (0104) Общество,
0

Суперслух для пилотов

Новая система создает 3D-звук в наушниках летчика
Фото: Raytheon
Фото: Raytheon

Американская аэрокосмическая компания Raytheon разработала новую систему 3D Audio для военных пилотов, которая предупредит их о типе угрозы и точном ее нахождении. Система создает направленный звук, который появляется в том месте, откуда исходит опасность.

Одна из проблем военных пилотов заключается в том, что звук в наушниках не имеет ярко выраженной направленности. Если летчик слышит несколько радиосообщений из разных источников, звук сливается воедино и искажается.

3D Audio помогает пилотам различать несколько радиоканалов одновременно. Это похоже на то, как человек общается с несколькими людьми на вечеринке. Так как участники разговора стоят в разных местах, легче понять, кто о чем говорит, даже если голоса звучат одновременно.

Система Raytheon понимает, когда пилот поворачивает голову, и звук в наушниках «перемещается» в соответствии с его движением. Кроме того, пилот может настроить систему так, чтобы голос определенного человека звучал в определенном месте. Например, голос второго пилота звучал с правой стороны, голос пассажира — сзади, а авиадиспетчера — спереди.

Еще одна немаловажная функция системы — это аудиопредупреждение о внешних опасностях. Фактически летчик будет слышать то, что происходит в километрах за бортом самолета, с какой именно стороны, и потому сможет быстрее среагировать, например, на атаку противника.

Современные технологии предупреждения пилотов об опасности требуют, чтобы они посмотрели сначала на картинку на дисплее, прежде чем предпринять дальнейшие действия. С 3D Audio в дополнение к этому пилоты получат геопространственное обозначение угроз, что поможет им быстрее сориентироваться и реагировать.

По мнению партнера венчурного фонда T34Moscow Михаила Демидова, 3D Audio сможет функ­ционировать только как рабочий прототип, потому что пилот не сможет полностью сконцентрироваться только на слухе.

«Слух как один из органов чувств практически не был охвачен ни одним подобным изобретением. Однако я думаю, что эта технология не совсем ноу-хау, а просто доработка динамика. Когда пилот находится в небе и слушает, что ему говорят с земли, сложно сделать так, чтобы не было какофонии, которая, вероятно, будет наблюдаться и при использовании 3D-звука. Поэтому, на мой взгляд, такая система — излишество», — добавил г-н Демидов.

«Данная система может помочь военным пилотам уменьшить время реакции, к примеру, при экстренном сообщении о надвигающейся угрозе со стороны источника звука. Основная же сложность заключается в четкой реализации системы, ведь помимо постоянного контроля положения головы летчика и правильной работы звуковых динамиков необходимо также достоверно определять положение реального источника звука/угрозы, ведь в противном случае данная система может просто дезориентировать пилота», — считает сотрудник лаборатории спектроскопии наноматериалов Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН Александр Чернов.