Эксперты обсудили стимулирование повторного использования промотходов 12:48 Как изменилось образование за последние пять лет 12:47, Статья Генпрокурор назвал число чиновников, наказанных за взятки 12:46, Статья Кремль отказался вмешиваться в ситуацию с задержанием главы МЧС Чечни 12:43, Статья Суд в Новосибирске оштрафовал бар по делу о пропаганде ЛГБТ 12:33, Новость Путин назвал целью терактов дестабилизацию суверенных государств 12:32, Новость Смоленский губернатор заявил о локализации пожаров после атак дронов 12:29, Статья В РПЛ не увидели смысла расширять число участников чемпионата 12:29, Статья Бобровский объяснил отчаянием свой суперсейв в матче плей-офф НХЛ 12:28, Статья Как оспорить или отменить дарственную на квартиру или дом 12:27 Краснов заявил, что провокаторы призывают отнимать оружие у полицейских 12:21, Новость Росфинмониторинг заявил о тщательном планировании теракта в «Крокусе» 12:09, Новость «Тинькофф» запустит новых ассистентов без помощника Олега 12:06, Статья Замминистра обороны Тимура Иванова отправили в СИЗО «Лефортово» 12:05, Новость Мэр Харькова заявил о прекращении генерации электричества в городе 12:04, Статья Шри-Ланка заявила о планах вступить в БРИКС 12:03, Новость Главу Федерации футбола Замбии арестовали за отмывание денег 12:02, Статья Акселерация под другим углом: как Драйвер ускоряет ИТ-проекты 12:00
Газета
Астероиды: угрозы и возможности
Газета № 47 (1580) (1503) Общество,

Астероиды: угрозы и возможности

Фото: Фото из личного архива

Недавний взрыв крупного метеорита в небе над Челябинской областью еще раз наглядно продемонстрировал наличие реальной астероидно-кометной угрозы для нашей планеты и необходимости углубленного исследования физических свойств и структуры потенциально опасных астероидов.

Это весьма важная тема для ее рассмотрения Россией и другими государствами и в двустороннем, и в многостороннем формате. Это тема для всех государств — членов ООН, ибо астероидно-кометная опасность в соответствии с нашими новейшими знаниями является серьезнейшим фактором риска для земной цивилизации. Но инициативу на себя должны взять те государства, которые по праву наделены статусом постоянного члена Совета Безопасности этой организации. Можно было бы в рамках Комитета ООН по космосу создать специальный подкомитет, который осуществлял бы координацию усилий государств-членов в создании системы планетарной защиты. Этот подкомитет должен прежде всего создать единый международный центр мониторинга и реагирования на природные угрозы из космоса.

В настоящее время имеющиеся у ряда стран средства обнаружения, не говоря уже о средствах перехвата, нацелены на выполнение других — вполне земных — задач. Переориентировать их на задачи, связанные с угрозой человечеству из космоса, сложно. Поэтому речь должна идти скорее о создании новой системы обнаружения, которая должна носить практически глобальный характер. Для этого могут быть использованы многие из уже имеющихся технологий, которые применяются как в гражданском исследовании космоса, так и в военных целях — для задач, связанных с контролем космического пространства и противоракетной обороной (ПРО).

Специалисты отмечают, что значительную роль в этом должны играть космические средства обнаружения, в частности, находящиеся на геостационарной орбите, работающие по всем тем азимутам, по которым может появиться грозящий падением на Землю астероид.

Особое внимание с точки зрения будущей угрозы для Земли представляет открытый в 2004 году астероид Апофис (2004-MN4). Орбита этого астероида находится внутри орбиты Земли, но в районе перигелия Земли в области, приблизительно соответствующей 13 ап­реля, астероид может сближаться с Землей на критическое расстояние. Расчеты показывают, что в 2029 году Апофис приблизится к Земле на расстояние порядка 37—38 тыс. км, т.е. в районе орбит геостационарных спутников. После проведенных радарных наблюдений возможность столкновения Апофиса с Землей в 2029 году исключена, однако ввиду неточности начальных данных существует ничтожная вероятность столкновения данного объекта с нашей планетой в 2036-м и еще меньшая вероятность в последующих годах. Размер тела составляет около 325 м. Оценки воздействия при падении астероида на Землю составляют порядка 500 мегатонн тротилового эквивалента. Для сравнения: энерговыделение при падении Тунгусского метеорита оценивается в 10—40 мегатонн.

Цель связанных с этой проблемой исследований — точное определение параметров орбиты таких тел для прогнозирования возможных возмущений орбиты, а также исследования их физико-химических характеристик — внутренней структуры, массы, плотности, состава. Эти исследования важны не только для решения проблем астероидной опасности и поисков способов предотвращения угрозы. Они важны также и с точки зрения фундаментальной науки. Малые тела Солнечной системы, такие как астероиды и кометы, представляют собой первородный «строительный» материал, из которых сформировались планеты и их спутники. Исследование физико-химических свойств этих тел поможет открыть тайну формирования и эволюции планет. Это поможет, в частности, ответить на вопрос: почему планеты Венера, Земля и Марс так непохожи друг на друга, развиваются столь различно и какова в будущем судьба Земли. В этом направлении исследований фундаментальная наука также направлена на исследования путей безопасного развития Земли. В настоящее время в нашей стране проводится научно-исследовательская работа по созданию экспедиции космического аппарата для исследований околоземного астероида.

Существует по крайней мере еще один перспективный аспект исследований астероидов, связанный с безопасностью цивилизации, — использование ресурсов этих тел. Например, астероид 2012 DA14, пролетевший 15 февраля с.г. мимо Земли, масса которого составляет около 130 тыс. т, содержит 5% доступной для добычи воды, которую можно будет использовать при создании ракетного топлива для межпланетных космических аппаратов. Если же предположить, что 10% его массы составляет железо, никель и другие металлы (что довольно обычно для астероидов), то это может представлять большое значение для возобновления природных ресурсов Земли. Недавно американская компания Deep Space Industries оценила стоимость ресурсов этого астероида в 195 млрд долл. Вместе с тем следует отметить, что добыча полезных ископаемых на этом астероиде пока экономически нецелесообразна.

Несмотря на то что создание системы планетарной защиты и обеспечение последующего ее функционирования ставят перед человечеством множество весьма неординарных научно-техниче­ских, организационных, политических, юридических и других проблем, возможности для их решения следует изыскать. Как представляется, обеспечение безопасности нашей планеты следует рассматривать как своеобразный тест для человечества на способность сохранить условия для развития земной цивилизации.

Андрей Кокошин, академик РАН, экс-секретарь Совета безопасности РФ, декан факультета мировой политики МГУ