Лента новостей
Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка 19:16 Путин предложил «не размахивать мечом» в законе об иноагентах 19:06, Статья Начните с малого: подборка акций до 1000₽ 19:00 От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании 18:56 Насколько сильная магнитная буря накроет Землю. Инфографика 18:51, Статья Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование 18:45 Биржевые цены на серебро впервые в истории превысили $60 за унцию 18:44, Статья Пять российских судов заметили неподалеку от берегов Исландии 18:41, Статья «Эффект Долиной». Опасно ли покупать жилье на вторичном рынке? Видео 18:39, Видеогалерея «Билайн бизнес» упростил предпринимателям доступ к популярным нейросетям 18:37 Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе 18:35 «Пауза, а не разворот». Когда биткоин прервет затишье 18:35, Статья Путин рассказал, что иногда ездит «по-тихому» без кортежа 18:35, Статья Британия ввела санкции против Дугина и телеграм-канала «Рыбарь» 18:27, Статья Малкин выбыл на несколько недель из-за травмы 18:25, Статья Мэр Реутова впал в кому после ДТП 18:25, Статья Путин заявил, что отвоеванные у Украины земли всегда были частью России 18:23, Новость Почему 70% франчайзи «Маслофф» открывают вторую и третью станцию 18:20
Газета
Duty free под стук колес
Газета № 43 (1576) (1103) Общество,
0

Duty free под стук колес

ФПК займется беспошлинной торговлей в поездах международного сообщения
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В погоне за дополнительными доходами железнодорожники готовы позаимствовать опыт авиакомпаний. Так, Федеральная пассажирская компания решила организовать в своих поездах международного сообщения торговлю беспошлинными товарами. Предполагается, что первый duty free на железной дороге появится уже летом в скором поезде Москва — Киев, а затем и на маршруте Москва — Хельсинки.

Как стало известно РБК daily, дочерняя структура РЖД — Федеральная пассажирская компания (ФПК, оператор поездов дальнего следования) планирует организовать в своих поездах магазины duty free. Предполагается, что пилотный проект будет запущен уже летом в скором поезде «Столичный экспресс», следующем без остановок из Москвы в Киев. Затем компания рассмотрит возможность внедрить подобную услугу и в поезде «Лев Толстой», курсирующем между Москвой и Хельсинки.

Как сообщили РБК daily в ФПК, ассортимент товаров будет аналогичен тому, что предлагается на борту самолетов (спиртные напитки, парфюмерия и косметика, ювелирные украшения). Кто будет оператором duty free, в компании не раскрывают, ссылаясь на то, что договор еще не подписан. Остается неясным во­прос с обеспечением безопасности пассажиров, ведь именно из-за этого многие авиакомпании сейчас сворачивают продажу алкогольных напитков на своих рейсах либо запрещают употреблять их во время полета.

На данный момент в России около тридцати компаний — операторов duty free (продают товары в аэропортах и самолетах), из них наиболее крупных — пять, говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации организаций беспошлинной торговли и торговли на транспорте (БОРТ) Юлия Мещерякова. По оценке БОРТ, в прошлом году продажи беспошлинных товаров составили порядка 1 млрд долл., при этом на долю продаж на борту пришлось 10—15% этой суммы. На Западе ситуация иная, там продажи в воздухе приносят 30—40% всего дохода, уточняет г-жа Мещерякова.

Как показывает международный опыт, подобный бизнес может приносить железнодорожникам неплохой доход, но в России пока нет соответству­ющей инфраструктуры, на законодательном уровне этот вопрос также до конца не проработан, говорит представитель БОРТ. «Главный вопрос: как РЖД организуют контроль на промежуточных станциях и проследят, чтобы покупатели товаров duty free не сошли на российской границе? Для этого как минимум необходимо организовать систему, позволяющую сканировать билеты пассажиров на предмет их маршрута следования», — считает г-жа Мещерякова.

То же самое должно быть и с железнодорожными вокзалами: как и в аэропортах, система контроля там должна быть организована таким образом, чтобы международная и внутренняя зоны были разделены, а пассажир, прошедший досмотр, не мог бы вернуться назад, уверена эксперт.

Идея организации услуги duty free в железнодорожном сообщении была одобрена государством весной прошлого года, когда правительство разрешило открывать магазины беспошлинной торговли в железнодорожных пунктах пропуска через границу. Планировалось, что первые duty free будут открыты на Финляндском железнодорожном вокзале в Санкт-Петербурге и на вокзале в Выборге, а затем появятся на всех российских вокзалах, где есть международное сообщение. Однако до сих пор такая услуга не предоставляется ни на одном железнодорожном пункте.