Лента новостей
Ученые впервые с 2003-го повысили до максимума оценку магнитной бури 03:42, Статья Мишустин призвал пересмотреть количество бюджетных мест в вузах 03:05, Новость Умер «один из самых успешных инвесторов всех времен» Джим Саймонс 02:55, Статья Старовойт сообщил о двух перехваченных дронах в поселке в Курской области 02:55, Новость Чехия объявила в розыск россиянина за организацию взрывов во Врбетице 02:32, Новость Гладков сообщил о восьми раненых после атак в направлении Белгорода 01:58, Статья Госдеп одобрил срочную продажу Германии трех HIMARS для Украины 01:49, Статья США увидели подготовку к наступлению на Харьков на фоне слов Зеленского 01:05, Статья Пасечник сообщил, что нефтебазу в Ровеньках атаковали ракетами ATACMS 01:03, Новость В Харькове произошли взрывы 00:40, Новость Джокович получил удар бутылкой по голове на «Мастерсе» в Риме 00:19, Статья Путин наградил орденом Дружбы молдавского депутата Марину Таубер 00:12, Новость В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность 00:03, Статья Ученые предупредили о начале мощнейшей за 20 лет магнитной бури 10 мая, 23:49, Статья Путин ввел новое звание «Заслуженный работник избирательной системы РФ» 10 мая, 23:47, Новость В поселке в Белгородской области взорвался беспилотник 10 мая, 23:35, Новость Число погибших из-за атаки на нефтебазу в Ровеньках выросло до трех 10 мая, 23:15, Статья Сбежавший польский судья вместо секретного документа выложил фото Туска 10 мая, 22:49, Новость
Газета
Миллиарды уходят в небо
Газета № 20 (1553) (0502) Общество,
0

Миллиарды уходят в небо

Нефтяные компании не хотят расплачиваться за смог над Пекином
Фото: ЕРА
Фото: ЕРА

Загрязнение воздуха в Пекине и окрестностях обходится городу почти в 40 млрд долл. в год. Основными виновниками смога, который с начала этого года почти непрерывно висит над столицей, признаны крупнейшие в стране нефтяные компании China National Petroleum Corp (CNPC) и Sinopec, которые отказываются улучшить качество дизельного топлива.

Пекин ежегодно теряет от 19 млрд до 39 млрд долл. из-за загрязнения воздуха, говорится в отчете Accenture Sustainability Services APAC, который цитирует MarketWatch (в эту сумму, в частности, входят медицин­ские и транспортные расходы). О том, что уровень загрязнения воздуха в Пекине и окрест­ностях достиг критической отметки, стало известно в январе. По официальной статистике, как минимум 21 день показатель загрязнения в городе был выше нормы. Власти Пекина заявили, что содержание дисперсных частиц диаметром до 2,5 микрона, способных проникать глубоко в легкие, достигало отметки 1000 микрограммов на кубический метр, что в 40 раз превышает безопасный лимит, обозначенный Всемирной организацией здравоохранения.

Власти до последнего отказывались публиковать данные экологического мониторинга, но возмущение жителей и подробное освещение проблемы даже в лояльных правительству СМИ все же дали результаты. Чиновники закрыли 103 промышленных предприятия и снизили на 30% число выездов государственных автомобилей. Однако эти временные меры заметного влияния на качество пекинского воздуха не оказали — основным источником загрязнения являются частные автомобили.

Во вредных выбросах автомашин власти винят CNPC и Sinopec. Те, несмотря на директивы Министерства охраны окружающей среды, нарушили нормы выбросов для дизельных грузовых автомобилей и автобусов, пишет Reuters. В 2012 году вступили в силу нормы, предусматривающие снижение содержания серы в топливе. Однако проверка выявила, что компании не перешли на новый стандарт, говорится в сообщении Центра по контролю за выбросами выхлопных газов.

Эксперты отмечают, что такое неповиновение связано с тем, что власти до последнего шли на поводу у крупных корпораций. В вопросах политики предприятий решающее слово оставалось за влиятельными Государ­ственным комитетом по развитию и реформам (NDRC) и Министерством промышленности и информационных технологий. Те на нарушения компаниями экологических норм закрывали глаза.

Сейчас Министерство окружающей среды готовит новую директиву — ужесточение стандарта, которое снизит выбросы твердых примесей и оксида азота на 80 и 30% соответственно. CNPC и Sinopec отказываются нести в одиночку расходы, связанные с изменениями. Аналитики подчеркивают, что власти должны пойти навстречу компаниям, предложив им льготное налогообложение и согласившись на рост цен на их продукцию (сейчас литр дизеля стоит в КНР 1,38 долл.). «Придется сказать населению: цены на топливо значительно вырастут. Нельзя иметь сразу и чистый воздух, и низкие цены», — сказал профессор Энергетического исследовательского института при NDRC. Аналитики считают, что, если в дело не вмешается высшее руководство страны, война между министерствами и нефтегигантами затянется на долгие годы.

Пока же отчаявшиеся пекинцы скупают пластиковые банки с чистым воздухом — за десять дней было продано более 8 млн банок. Производство воздуха запустил китайский миллионер-филантроп Чэнь Гуанбяо. За 80 центов можно купить банку воздуха размером с пивную с различными ароматами вроде «нетронутый Тибет» и «постиндустриальный Тайвань». «Если мы не предпримем решительные меры, то через десять лет наши потомки вынуждены будут постоянно носить защитные маски и баллоны с кислородом», — цитирует The Guardian миллионера. В прошлом году из-за смога скончались 8,5 тыс. человек, по данным совместного исследования Greenpeace и Школы национального здравоохранения при Пекинском университете.