Лента новостей
НКР изменило прогноз рейтинга Совкомбанка AA-.ru на позитивный 18:19 Соболенко проиграла чемпионке Уимблдона в 1/4 финала турнира в Штутгарте 18:18, Статья Где расширить бизнес: топ-11 лучших мировых выставок франшиз в 2024 году 18:16 «Биннофарм Групп» получила четыре награды конкурса «Платиновая унция» 18:14 «Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан 18:06 Армения и Азербайджан договорились начать делимитацию границ 18:03, Статья Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос 18:03 G7 заявила о способности России завершить конфликт на Украине «сегодня» 18:02, Новость Страны НАТО дадут Украине больше систем ПВО 18:01, Статья ЦБ заявил о росте ипотеки в марте на треть за счет льготных программ 18:00, Статья Главы МИД G7 призвали Россию соблюдать мораторий на ядерные испытания 17:59, Новость Задержание и допрос подозреваемого в убийстве в Люблино. Видео 17:56, Статья Какими будут последствия ночного удара Израиля по иранской авиабазе 17:52, Статья Президент ЦАР допустил создание российской военной базы на востоке 17:46, Статья «Манчестер Сити» отреагировал на информацию об интересе к Пиняеву 17:39, Статья Молдавия отказала в почетном карауле для перезахоронения советских солдат 17:37, Новость Единственный турбинный завод на Украине решили перенести из Харькова 17:20, Новость Страны G7 отвергли причастность Украины к теракту в «Крокусе» 17:18, Новость
Газета
Шопинг не делает людей счастливее
Газета № 18 (1551) (0102) Общество,
0

Шопинг не делает людей счастливее

Улучшение настроения от похода по магазинам очень скоротечно
Фото: РБК
Фото: РБК

Исследования американских ученых показали, что покупки не приносят долговременного счастья даже материалистам. Вместо этого наи­большее удовлетворение человек испытывает при мысли о предстоящей покупке, однако радость исчезает почти сразу же после того, как желаемое оказывается в руках.

В ПОГОНЕ ЗА СЧАСТЬЕМ

Профессор Марша Ричинс из Миссурийского университета и ее коллеги провели эксперимент, который помог выяснить, как «розничная терапия» (то есть поход по магазинам с целью улучшить настроение) влияет на людей.

Ученые провели исследование, в котором участвовали 329 студентов. В первом эксперименте испытуемых спрашивали о том, какую крупную покупку они планируют совершить в ближайшем семестре и что они при этом чувствуют. Во втором эксперименте специалисты выяснили, какие мысли возникли у участников, после того как они воплотили задуманное в действительное.

Г-жа Ричинс также разделила студентов на материалистов и нематериалистов в зависимости от того, насколько им важно обладать теми или иными вещами.

Оказалось, что материалисты были более взволнованны и счастливы в ожидании приобретения, однако даже у них это чувство проходило через несколько недель после крупной покупки. В ходе другого своего исследования Марша Ричинс выяснила, почему материалисты так реагируют на предстоящее приобретение: они склонны считать, что автомобиль, телевизор с плоским экраном или ноутбук дейст­вительно смогут изменить их жизнь к лучшему.

«Люди переоценивают то, как определенное переживание или событие повлияет на их счастье в долгосрочной перспективе. Это касается не только покупки электроники или автомобиля. Они слишком многого ждут от щенков, которых они берут в дом, или отпуска, в который собираются по­ехать. А в итоге приходят к выводу, что отпуск прошел не так уж великолепно, и человек очень быстро возвращается к базовому уровню счастья», — комментирует представитель Школы бизнеса Леонарда Стерна Нью-Йоркского университета Том Мейвис.

В то же время нематериалисты не надеются, что покупка каких-либо товаров будет иметь далеко идущие последствия для их жизни, даже если они действительно хотят купить телевизор или машину.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПОКУПОК

Маркетолог из Мичиганского университета Скотт Рик в данный момент работает сразу над несколькими исследованиями, изучающими «розничную терапию». Г-н Рик рассказал РБК daily, что он и его коллеги нашли подтверждение того, что «розничная терапия» дает ощущение счастья, но на короткое время.

«Грусть характеризуется чувством беспомощности. Когда людям невесело, им кажется, что они не могут контролировать то, что происходит с их жизнью. Выбор покупок помогает им восстановить чувство контроля и таким образом улучшить настроение. Приобретение новых товаров может иметь терапевтический эффект, но это не устраняет причину грусти. Кроме того, мы считаем, что совершая покупки, невозможно избавиться от гнева, так как это не контролируемая человеком эмоция», — отметил Скотт Рик.

Он добавил, что те, кто слишком увлекается розничной терапией, рискуют влезть в долги и будут чувствовать себя еще несчастнее.

Доцент факультета психологии ВШЭ Евгений Осин рассказал, что люди, которые видят источник счастья в удовлетворении материальных потребностей, обречены на жизнь в состоянии вечной неудовлетворенности.

«В позитивной психологии этот феномен назван hedonic treadmill, или «беговая дорожка счастья». Мечтая, допустим, о новой машине, мы сущест­венно переоцениваем то, насколько она нас порадует и как долго это будет продолжаться, потому что перед нами сразу встанет новая потребительская цель. Счастье, понимаемое как удовольствие от удовлетворения той или иной потребности, — это эмоциональный сигнал о том, что в данный момент дела идут лучше, чем обычно. Однако с адаптацией к новой ситуации меняется и наша точка отсчета: с какого-то момента машина — уже данность для нас, и потеря ее может сделает нас несчастными, но наличие уже не делает счастливыми», — отметил г-н Осин.

Он добавил, что в последние годы психологи активно изучают другой вид счастья, которое является устойчивым и не зависит от того, какими материальными ценностями обладает человек. Это устойчивое счастье, глубинное переживание внутреннего согласия человека с тем, как идет его собственная жизнь, возникает благодаря тому, что он посвящает себя чему-то большему, что приносит в его жизнь смысл: помощи другим людям, творчеству и развитию, близким отношениям.