Лента новостей
«Ведомости» узнали о массовых увольнениях в Skillbox и GeekBrains 06:52, Общество Роспотребнадзор предложил рекомендации по тестам на COVID для работников 06:47, Общество В Роспотребнадзоре сообщили о росте доли заболевших COVID-19 среди детей 05:49, Общество ТАСС узнал, кто дал показания на задержанных ФСБ хакеров 05:23, Общество При обрушении шахты в Магаданской области погибли два человека 05:11, Общество Доля готовых привить детей от COVID родителей выросла на фоне «омикрона» 05:00, Общество США сократили срок лицензии «Группы ГАЗ» из-за ситуации вокруг Украины 04:47, Бизнес Байден назвал журналиста «сукиным сыном» из-за вопроса об инфляции 04:38, Политика В давке во время матча Кубка Африки погибли шесть человек 04:22, Спорт Боррель не увидел угрозы немедленного нападения России на Украину 03:41, Политика Киев отозвал законопроект о переходном периоде в Донбассе 03:08, Политика Вашингтон исключил какие-либо уступки России 03:05, Политика Киев назвал поспешной эвакуацию семей дипломатов четырех стран из Украины 02:16, Политика В Белоруссии сообщили о планах Польши по захвату пограничника 01:55, Общество Киев назвал «мощным сигналом» встречу советников «нормандской четверки» 01:43, Политика Чемпион Игр ответил на запрет украинцам стоять с россиянами на Олимпиаде 01:00, Спорт Истребитель США F-35 упал в Южно-Китайское море 01:00, Общество Сборная Камеруна обыграла команду без вратарей на Кубке африканских наций 00:41, Спорт Госдеп заявил о планах США дать России ответ на этой неделе 00:36, Политика Порошенко покинул здание бюро расследований, не дождавшись следователя 00:31, Политика Фанаты против паспортов болельщика. Главные вопросы о Fan ID 00:31, Спорт Не выглядеть унылым клерком: бизнесмены о секретах своего стиля в одежде 00:30, РБК Стиль и Henderson Футболист Жереми Бога стал партнером Алексея Миранчука по «Аталанте» 00:22, Спорт AFP узнал о планах Макрона предложить Путину план деэскалации по Украине 00:11, Политика Шесть прогулок по княжеству Монако. Путеводитель 00:05, РБК и VisitMonaco Как упали украинские рынки на фоне угрозы военной эскалации 00:02, Экономика Счетная палата назвала основную причину низкой загрузки российских рек 00:00, Бизнес Красный цвет в кино: от Тарантино до алой помады. Подкаст 24 янв, 23:38, РБК и ASUS
Газета
«Магнитная» аномалия
Газета № 10 (1544) (2301) Общество,
0

«Магнитная» аномалия

Ритейлер создал энергосбытовую «дочку»
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Крупнейший по числу точек российский ритейлер «Магнит» решил экономить на электроэнергии. Как стало известно РБК daily, компания создала собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. «Дочка» будет обслуживать 6 тыс. магазинов сети и позволит ей ежегодно экономить 200—240 млн руб. на фоне роста коммунальных платежей. Случай «Магнита» — прецедент в отрасли, однако впоследствии конкуренты могут последовать его примеру.

ДОРОГАЯ «КОММУНАЛКА»

В октябре 2012 года компания «Тандер», управляющая сетью «Магнит», подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «МагнитЭнерго» по шести классам. В ЕГРЮЛ компания зарегистрирована с февраля прошлого года. У нее уже есть собственный сайт, на котором указано, что «МагнитЭнерго» — это корпоративная энергосбытовая компания ГК «Магнит». Объектами энергоснабжения компании является 5600 магазинов и 100 гипермаркетов. Кроме того, в середине прошлого года компания стала членом НП «Совет рынка», созданного для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии.

В «Тандере» создание энергосбытовой «дочки» для обслуживания сети магазинов не комментируют. Также не удалось получить комментарий в «Магнит­Энерго» — гендиректор компании Игорь Быков был недоступен для общения. Участники рынка, опрошенные РБК daily, не слышали о подобных планах «Магнита», однако почти каждый из них отметил, что тема экономии на затратах на энергию крайне актуальна для всей отрасли.

Желание «Магнита» экономить на электроэнергии объяснить нетрудно: это одни из крупнейших расходов ритейлеров. Согласно отчетности по МСФО, расходы «Магнита» на аренду и коммунальные платежи в первом полугодии 2012 года выросли на 29%, до 244,5 млн долл. Его ближайший конкурент X5 Retail Group указывает в своих документах, что только за третий квартал 2012 года коммунальные расходы в процентах от чистой выручки увеличились на 10 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2%, из-за роста тарифов. Для снижения издержек Х5 установила приборы по измерению потребления воды и электроэнергии.

По словам исполнительного директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, сравниться с затратами на энергию могут только затраты на аренду и фонд оплаты труда. В зависимости от ряда факторов оплата электроэнергии может отнимать 2—2,5% от товарооборота. «Для сравнения: доля такой традиционной статьи расходов, как различные потери, крайне редко превышает 1%. В общих затратах на коммунальные услуги вклад электроэнергии больше 80%», — объясняет эксперт. Как правило, оптимизируются такие расходы за счет технических решений. Можно, к примеру, сократить число холодильных витрин в дискаунтерах.

ЭКОНОМНЫЙ ПРОДАВЕЦ

Однако «Магнит» решил экономить по-крупному. Создавая собственную энергосбытовую компанию, основатель сети Сергей Галицкий избавляется от посреднического звена в цепи доставки электроэнергии. По данным ведущего эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Натальи Пороховой, сейчас сбытовая наценка составляет 4—5% в цене электроэнергии. Средняя оптовая цена в европейской части России — 1,7 руб. за кВт плюс 2,3 руб. — затраты на передачу. В итоге 1 кВт обходится промышленному потребителю в 4 руб.

Один из участников рынка рассказал РБК daily, что годовое потребление одного супермаркета в среднем составляет 200 тыс. кВт/ч. С учетом стоимости электро­энергии на один магазин ежегодно «Магнит» предположительно тратит 800 тыс. руб. По данным самой компании, на конец 2012 года сеть со штаб-квартирой в Краснодаре насчитывала 6046 магазинов. Покупая энергию у участников энергосбытового рынка, ритейлер мог потратить в прошлом году 4,8 млрд руб. Соб­ственная компания позволит ему сэкономить 200—240 млн руб. в год.

ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Заход «Магнита» в энергетику — беспрецедентное событие для ритейла, ранее этот рынок осваивали в основном металлургические компании. Тенденция говорит о том, что затраты на электроэнергию в системе издержек настолько высоки, что даже такие неэнергоемкие предприятия, как «Магнит», самостоятельно готовы выйти на оптовый рынок электроэнергии. «Это хорошо с точки зрения конкуренции и может в будущем повлиять на стоимость киловатта», — считает Наталья Порохова.

С ней соглашается зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. С 2013 года на розничном рынке электроэнергии меняется ситуация, поясняет она: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков теперь дифференцирована по группам потребителей, то есть приближена к размеру реальных расходов ГП на обслуживание той или иной группы. «Если в этой ситуации потребитель, оценив затраты, принял решение выходить на оптовый рынок напрямую, значит, модель работает и конкуренция на рознице растет», — считает г-жа Фатеева.

Впрочем, «свободное плавание» имеет свои подводные камни. Так, например, потребитель, выходящий на оптовый рынок, должен построить систему учета АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов), а также вносить членские взносы в НП «Совет рынка» — за год их размер вырос с 46 тыс. до 364 тыс. руб. в квартал.

Какие бы членские взносы ни пришлось платить, создание собственных энергосбытовых компаний для больших сетей— жизненно-необходимый шаг в будущем, считает управляющий партнер компании Management Development Group Дмитрий Потапенко. «Россия вообще страна прецедентов: ритейлеры давно вынуждены создавать логистику, кадровые агентства и многое другое, потому что никакой инфраструктуры для ведения бизнеса в стране нет», — поясняет он.