Лента новостей
Климкин оценил слова Путина о превращении Украины в антипод России 08:50, Политика Чем запомнился дебют Капризова в НХЛ, и что ждет его дальше 08:31, Спорт В NASA поздравили Китай с успешной посадкой на Марс 08:28, Технологии и медиа В России возник дефицит древесины для строительства домов 08:20, Бизнес В Москве и области объявили желтый уровень погодной опасности 08:02, Общество Почему инвестиции в индустриальную недвижимость — новый тренд 07:50, Партнерский материал ЮНИСЕФ назвал число погибших из-за палестино-израильского конфликта детей 07:39, Политика Макрону написали третье письмо о провале безопасности во Франции 07:24, Политика Российский бизнесмен и дочь депутата подали на развод в суд Лондона 07:01, Общество Россияне назвали необходимую для исполнения мечты сумму 07:00, Общество White Rabbit, киберпреступность, Билли Айлиш и мужской костюм от Dior 06:58, РБК и Dior Вирусологи оценили влияние майских выходных на ситуацию с COVID в Москве 06:26, Общество В Красноярском крае 10 человек пострадали в ДТП с участием микроавтобуса 06:08, Общество В США вспомнили о России в бюллетене о внутренних угрозах 06:03, Общество Зеленский подпишет указ о создании кибервойск на Украине 05:28, Политика Крупнейшее с 2014 г. обострение палестино-израильского конфликта. Главное 05:11, Политика Минпромторг назвал закупочные цены вакцин от коронавируса в России 05:04, Экономика Китай впервые успешно посадил космический аппарат на Марс 04:18, Технологии и медиа СМИ узнали детали третьего приезда Лукашенко в Россию в этом году 04:03, Политика Шесть человек погибли в результате торнадо в Ухане 04:02, Общество Фонд вместо смс: как финансируют долгосрочные проекты социальной медицины 03:50, РБК и Фонд Потанина ХАМАС назвал условия для прекращения огня 03:45, Политика Вступили в силу меры в отношении несогласных с новой политикой WhatsApp 03:03, Технологии и медиа Как менялось жилье военнослужащих в Российской Империи, СССР и России 02:40, РБК и ПСБ Байден отменил семь указов Трампа 02:28, Политика Собянин рассказал о 99% не болеющих после вакцинации от COVID гражданах 02:23, Общество Израиль сообщил о нанесении удара по офису главы сил безопасности ХАМАСа 01:56, Политика Что такое индивидуальный пенсионный план 01:40, РБК и НПФ «Будущее»
Газета
«Магнитная» аномалия
Газета № 10 (1544) (2301) Общество,
0

«Магнитная» аномалия

Ритейлер создал энергосбытовую «дочку»
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Крупнейший по числу точек российский ритейлер «Магнит» решил экономить на электроэнергии. Как стало известно РБК daily, компания создала собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. «Дочка» будет обслуживать 6 тыс. магазинов сети и позволит ей ежегодно экономить 200—240 млн руб. на фоне роста коммунальных платежей. Случай «Магнита» — прецедент в отрасли, однако впоследствии конкуренты могут последовать его примеру.

ДОРОГАЯ «КОММУНАЛКА»

В октябре 2012 года компания «Тандер», управляющая сетью «Магнит», подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «МагнитЭнерго» по шести классам. В ЕГРЮЛ компания зарегистрирована с февраля прошлого года. У нее уже есть собственный сайт, на котором указано, что «МагнитЭнерго» — это корпоративная энергосбытовая компания ГК «Магнит». Объектами энергоснабжения компании является 5600 магазинов и 100 гипермаркетов. Кроме того, в середине прошлого года компания стала членом НП «Совет рынка», созданного для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии.

В «Тандере» создание энергосбытовой «дочки» для обслуживания сети магазинов не комментируют. Также не удалось получить комментарий в «Магнит­Энерго» — гендиректор компании Игорь Быков был недоступен для общения. Участники рынка, опрошенные РБК daily, не слышали о подобных планах «Магнита», однако почти каждый из них отметил, что тема экономии на затратах на энергию крайне актуальна для всей отрасли.

Желание «Магнита» экономить на электроэнергии объяснить нетрудно: это одни из крупнейших расходов ритейлеров. Согласно отчетности по МСФО, расходы «Магнита» на аренду и коммунальные платежи в первом полугодии 2012 года выросли на 29%, до 244,5 млн долл. Его ближайший конкурент X5 Retail Group указывает в своих документах, что только за третий квартал 2012 года коммунальные расходы в процентах от чистой выручки увеличились на 10 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2%, из-за роста тарифов. Для снижения издержек Х5 установила приборы по измерению потребления воды и электроэнергии.

По словам исполнительного директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, сравниться с затратами на энергию могут только затраты на аренду и фонд оплаты труда. В зависимости от ряда факторов оплата электроэнергии может отнимать 2—2,5% от товарооборота. «Для сравнения: доля такой традиционной статьи расходов, как различные потери, крайне редко превышает 1%. В общих затратах на коммунальные услуги вклад электроэнергии больше 80%», — объясняет эксперт. Как правило, оптимизируются такие расходы за счет технических решений. Можно, к примеру, сократить число холодильных витрин в дискаунтерах.

ЭКОНОМНЫЙ ПРОДАВЕЦ

Однако «Магнит» решил экономить по-крупному. Создавая собственную энергосбытовую компанию, основатель сети Сергей Галицкий избавляется от посреднического звена в цепи доставки электроэнергии. По данным ведущего эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Натальи Пороховой, сейчас сбытовая наценка составляет 4—5% в цене электроэнергии. Средняя оптовая цена в европейской части России — 1,7 руб. за кВт плюс 2,3 руб. — затраты на передачу. В итоге 1 кВт обходится промышленному потребителю в 4 руб.

Один из участников рынка рассказал РБК daily, что годовое потребление одного супермаркета в среднем составляет 200 тыс. кВт/ч. С учетом стоимости электро­энергии на один магазин ежегодно «Магнит» предположительно тратит 800 тыс. руб. По данным самой компании, на конец 2012 года сеть со штаб-квартирой в Краснодаре насчитывала 6046 магазинов. Покупая энергию у участников энергосбытового рынка, ритейлер мог потратить в прошлом году 4,8 млрд руб. Соб­ственная компания позволит ему сэкономить 200—240 млн руб. в год.

ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Заход «Магнита» в энергетику — беспрецедентное событие для ритейла, ранее этот рынок осваивали в основном металлургические компании. Тенденция говорит о том, что затраты на электроэнергию в системе издержек настолько высоки, что даже такие неэнергоемкие предприятия, как «Магнит», самостоятельно готовы выйти на оптовый рынок электроэнергии. «Это хорошо с точки зрения конкуренции и может в будущем повлиять на стоимость киловатта», — считает Наталья Порохова.

С ней соглашается зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. С 2013 года на розничном рынке электроэнергии меняется ситуация, поясняет она: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков теперь дифференцирована по группам потребителей, то есть приближена к размеру реальных расходов ГП на обслуживание той или иной группы. «Если в этой ситуации потребитель, оценив затраты, принял решение выходить на оптовый рынок напрямую, значит, модель работает и конкуренция на рознице растет», — считает г-жа Фатеева.

Впрочем, «свободное плавание» имеет свои подводные камни. Так, например, потребитель, выходящий на оптовый рынок, должен построить систему учета АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов), а также вносить членские взносы в НП «Совет рынка» — за год их размер вырос с 46 тыс. до 364 тыс. руб. в квартал.

Какие бы членские взносы ни пришлось платить, создание собственных энергосбытовых компаний для больших сетей— жизненно-необходимый шаг в будущем, считает управляющий партнер компании Management Development Group Дмитрий Потапенко. «Россия вообще страна прецедентов: ритейлеры давно вынуждены создавать логистику, кадровые агентства и многое другое, потому что никакой инфраструктуры для ведения бизнеса в стране нет», — поясняет он.