Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
АФК «Система» проиграла апелляцию «Роснефти» по спору на 136,3 млрд руб 13:28, Бизнес Южная Корея: две стороны одной страны 13:25, РБК, Korean Air и НОТК Кремль заявил об отсутствии данных о захвате США лидера ИГ аль-Багдади 13:22, Политика СК начал проверку после сообщения о протащившем школьницу автобусе 13:13, Общество В «Роснефти» сообщили о планах разместить облигации на 30 млрд руб. 13:01, Бизнес ВЦИОМ определил уровень безработицы вдвое выше официального 13:00, Экономика В Кремле оценили работу с ЦРУ по предотвращению теракта в Петербурге 12:53, Политика Синоптики предупредили москвичей о похолодании 12:51, Общество 25 проверенных маршрутов для зимнего автотуризма по России и Европе 12:45, РБК и Hankook «Норникель» привлечет кредит на $2,5 млрд 12:44, Бизнес В Карачаево-Черкесии ввели режим контртеррористической операции 12:31, Общество Улучшенная реальность: автомобиль с «защитой от дурака» 12:30, Subaru XV и Autonews Саакашвили явился в прокуратуру и отказался идти на допрос 12:25, Политика Суд отправил недовольного «Матильдой» поджигателя в психбольницу 12:24, Общество Группа «Авилон» стала новым дилером Volvo в России 12:17, Бизнес На Украине в результате пожара в доме погибли четыре ребенка 12:09, Общество В Ливане арестовали подозреваемого в убийстве британского дипломата 12:05, Общество Крупнейший биржевой оператор запустил торги фьючерсами на биткоин 12:02, Финансы Дело «ангарского маньяка» поступило в суд 12:00, Общество Практично и этично: выбираем подарок для коллег и бизнес-партнеров 11:55, РБК и Афимолл Сити Организаторы европейской премии пообещали лично наградить Серебренникова 11:51, Общество Российские бобслеисты определились с цветами формы на Олимпиаде 11:45, Спорт Россельхознадзор частично снял запрет на ввоз шпрот из Прибалтики 11:26, Общество Роспотребнадзор рассказал о мерах защиты от опасного Деда Мороза 11:26, Общество Шайба российского хоккеиста вошла в десятку лучших недели в НХЛ 11:20, Спорт В московской школе прошла учебная эвакуация 11:09, Общество 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом 11:07, Спецпроект РБК PINK «Барселона» потеряла нападающего перед матчем против «Реала» 11:04, Спорт
Без пива — деньги на ветер
Газета Общество, 09 янв, 2013 01:04
0
Без пива — деньги на ветер
Фото: из личного архива

С первых дней 2013 года каждый человек, заглянувший в палатку или небольшой по площади магазин (до 50 кв. м), может заметить результат принятого в прошлом году закона: здесь больше не продают сигареты и пиво. Для посетителей это хотя и досадный, но в целом не трагический факт. А вот для многих мелких предпринимателей новый закон может поставить бизнес под угрозу.

В России мы живем при острейшем дефиците торговых площадей. Цифра в 500 кв. м на 1000 жителей является для российского города-миллионника не самой плохой. Москва совсем недавно преодолела 700 кв. м. В это время европейские крупные города начинаются примерно с 2100 кв. м на 1000 жителей. Главная причина различия проста — в наших городах советская застройка. Тогда первые этажи отдавались под жилье, а до магазина, как считалось, люди сами как-нибудь доедут.

Острый дефицит порождает высокие, убийственные для торговли арендные ставки, которые порождают уродливое явление: копирование малыми магазинами ассортимента супермаркетов. Предприниматель, чтобы выжить, вынужден использовать каждый дециметр торговой площади. Так что в российской городской рознице почти нет специализации и семейного бизнеса. Мы не видим здесь небольших уютных колбасных, сырных магазинов, булочных: то, к чему мы привыкли за границей. Человек, который получил помещение в собственность, склонен просто пересдать его: таким образом он в силу перекоса в ставках аренды может сразу забрать до 70% дохода от предприятия, ничего не вкладывая.

Таким образом, принудительное удаление из ассортимента малых магазинов важных товарных групп приводит не к перепрофилированию торговых объектов, а к разорению предпринимателя.

Кроме того, цифра в 50 кв. м для стационарных магазинов не имеет обоснования. Совершенно непонятно, откуда она взялась. Почему авторы законопроекта настойчиво требуют учитывать опыт, допустим, Норвегии, и не учитывают — Италии, Испании, Франции, Греции, других стран, где табаком в основном торгуют как раз мелкие торговые форматы, а крупные либо ограничены в этом праве, либо не торгуют вовсе?

На Западе существует целая система преференций для малого бизнеса: сплошь и рядом супермаркетам запрещено работать после 20.00, по выходным. У нас же о таких компенсациях никто даже и не помышляет.

Нестационарная торговля в России имеет специфическую природу — из-за того же дефицита площадей. Киоски, модули, нестационарные павильоны призваны хоть как-то его компенсировать. В отечественном же законе объектом ограничения выступают не только киоски, а все нестационарные объекты, включая и крупные, с возможностью для покупателя заходить внутрь, просто без заглубленного фундамента и канализации. Такого рода магазины могут быть центральными торговыми точками целого ряда микрорайонов.

Предприниматели, владельцы или арендаторы этих магазинов не могут перейти в стационарные форматы торговли — этих помещений попросту нет. Не могут они ничего и построить. У нас малый торговый бизнес почти ничего не строит, а строит крупный и аффилированный с региональной властью средний бизнес — и сдает малому по тем же космическим ставкам.

Запрещая продавать сигареты и пиво в нестационарных и небольших торговых точках, мы наносим мощный удар по и без того недоразвитой розничной торговле. Человек, в продуктовую корзину которого входят эти позиции, получает мощный стимул вообще не ходить в малый магазин или модуль, так как ему все равно потом придется посещать другой, более крупный, торговый объект. То есть он, вероятно, не купит здесь ни колбасы, ни консервов, ни хлеба. А это означает сотни тысяч закрытых магазинов и миллионы потерянных рабочих мест.

Деградация малого торгового бизнеса имеет еще одно следствие. Малые торговые точки являются одним из немногих каналов сбыта для мелких отечественных производителей, не имеющих возможности работать с сетями и крупными магазинами (из-за требований к объемам, стандартизации, штрафов за недопоставки и т.д.). То есть осложнение положения малых стационарных магазинов скажется на всей цепочке поставок и в конечном счете на производстве.

Малые магазины и киоски являются существенным фактором поддержания конкурентной среды для крупных торговых операторов. Соответственно, их уничтожение логически приводит к снижению уровня конкуренции, способствует росту цен на товары повседневного спроса, а также усиливает недоверие предпринимателей к власти.