Лента новостей
Биткоин вырос до $64 тыс. накануне халвинга 19:24, Статья «Металлург» забил в концовке и выиграл первый матч финала Кубка Гагарина 19:18, Статья СБУ заявила о задержании поляка за подготовку покушения на Зеленского 19:11, Статья Экспорт швейцарских часов упал из-за обвала спроса в Китае 19:05, Новость Пловчиха Юлия Ефимова назвала необходимым ехать на Олимпиаду в Париж 19:03, Статья МТС Банк запланировал привлечь ₽10-12 млрд в ходе IPO на Мосбирже 18:59, Статья Посольство ФРГ ответило на слова Захаровой о церемонии в память узников 18:56, Новость Губернатор Ростовской области подвел итоги 2023 года в экономике региона 18:43 Bloomberg сравнил нефтяную торговлю России с Индией с игрой «ударь крота» 18:42, Статья Путин поддержал выдвижение главы Крыма Аксенова на новый срок 18:19, Новость Глава NASA заявил о скрытом военном присутствии Китая в космосе 18:17, Новость Кадыров назвал «провокацией» задержание главы МЧС Чечни в Дагестане 18:07, Статья Павлюченкова не смогла выйти в четвертьфинал турнира в Руане 18:06, Статья США и Британия ввели санкции против Ирана за нападение на Израиль 18:06, Статья Слуцкого признали лучшим тренером месяца в чемпионате Китая 17:58, Статья До ₽10 млрд: как выглядят самые дорогие продающиеся в Москве особняки 17:44 Австралийская TIG решила продать угольный бизнес в России 17:40, Новость С актера-иноагента Трескунова суд взыскал ₽10 тыс. долгов по коммуналке 17:36, Новость
Газета
Без пива — деньги на ветер
Газета Общество,
0

Без пива — деньги на ветер

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

С первых дней 2013 года каждый человек, заглянувший в палатку или небольшой по площади магазин (до 50 кв. м), может заметить результат принятого в прошлом году закона: здесь больше не продают сигареты и пиво. Для посетителей это хотя и досадный, но в целом не трагический факт. А вот для многих мелких предпринимателей новый закон может поставить бизнес под угрозу.

В России мы живем при острейшем дефиците торговых площадей. Цифра в 500 кв. м на 1000 жителей является для российского города-миллионника не самой плохой. Москва совсем недавно преодолела 700 кв. м. В это время европейские крупные города начинаются примерно с 2100 кв. м на 1000 жителей. Главная причина различия проста — в наших городах советская застройка. Тогда первые этажи отдавались под жилье, а до магазина, как считалось, люди сами как-нибудь доедут.

Острый дефицит порождает высокие, убийственные для торговли арендные ставки, которые порождают уродливое явление: копирование малыми магазинами ассортимента супермаркетов. Предприниматель, чтобы выжить, вынужден использовать каждый дециметр торговой площади. Так что в российской городской рознице почти нет специализации и семейного бизнеса. Мы не видим здесь небольших уютных колбасных, сырных магазинов, булочных: то, к чему мы привыкли за границей. Человек, который получил помещение в собственность, склонен просто пересдать его: таким образом он в силу перекоса в ставках аренды может сразу забрать до 70% дохода от предприятия, ничего не вкладывая.

Таким образом, принудительное удаление из ассортимента малых магазинов важных товарных групп приводит не к перепрофилированию торговых объектов, а к разорению предпринимателя.

Кроме того, цифра в 50 кв. м для стационарных магазинов не имеет обоснования. Совершенно непонятно, откуда она взялась. Почему авторы законопроекта настойчиво требуют учитывать опыт, допустим, Норвегии, и не учитывают — Италии, Испании, Франции, Греции, других стран, где табаком в основном торгуют как раз мелкие торговые форматы, а крупные либо ограничены в этом праве, либо не торгуют вовсе?

На Западе существует целая система преференций для малого бизнеса: сплошь и рядом супермаркетам запрещено работать после 20.00, по выходным. У нас же о таких компенсациях никто даже и не помышляет.

Нестационарная торговля в России имеет специфическую природу — из-за того же дефицита площадей. Киоски, модули, нестационарные павильоны призваны хоть как-то его компенсировать. В отечественном же законе объектом ограничения выступают не только киоски, а все нестационарные объекты, включая и крупные, с возможностью для покупателя заходить внутрь, просто без заглубленного фундамента и канализации. Такого рода магазины могут быть центральными торговыми точками целого ряда микрорайонов.

Предприниматели, владельцы или арендаторы этих магазинов не могут перейти в стационарные форматы торговли — этих помещений попросту нет. Не могут они ничего и построить. У нас малый торговый бизнес почти ничего не строит, а строит крупный и аффилированный с региональной властью средний бизнес — и сдает малому по тем же космическим ставкам.

Запрещая продавать сигареты и пиво в нестационарных и небольших торговых точках, мы наносим мощный удар по и без того недоразвитой розничной торговле. Человек, в продуктовую корзину которого входят эти позиции, получает мощный стимул вообще не ходить в малый магазин или модуль, так как ему все равно потом придется посещать другой, более крупный, торговый объект. То есть он, вероятно, не купит здесь ни колбасы, ни консервов, ни хлеба. А это означает сотни тысяч закрытых магазинов и миллионы потерянных рабочих мест.

Деградация малого торгового бизнеса имеет еще одно следствие. Малые торговые точки являются одним из немногих каналов сбыта для мелких отечественных производителей, не имеющих возможности работать с сетями и крупными магазинами (из-за требований к объемам, стандартизации, штрафов за недопоставки и т.д.). То есть осложнение положения малых стационарных магазинов скажется на всей цепочке поставок и в конечном счете на производстве.

Малые магазины и киоски являются существенным фактором поддержания конкурентной среды для крупных торговых операторов. Соответственно, их уничтожение логически приводит к снижению уровня конкуренции, способствует росту цен на товары повседневного спроса, а также усиливает недоверие предпринимателей к власти.