Перейти к основному контенту
Политика⁠,
0

Убийство дагестанского святого: версии, предположения, предчувствия

Убийство дагестанского духовного лидера Саида Афанди грозит стать событием, которое взорвет и без того нестабильную ситуацию в республике.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Между тем за пределами самого Дагестана пока мало кто осознает значение трагедии, произошедшей в горном селе Чиркей 28 августа.

Горный святой

Возможно, причина в том, что за пределами республики немногие представляют, кем был для Дагестана Саид Афанди. Он избегал публичности и предпочитал жизнь в горном селе, вдали от городской суеты Махачкалы - вдали от ее политической жизни, вдали от любых конфликтов. На людях Саид Афанди всегда был лоялен власти, что давало исламистскому подполью повод для обвинений в его адрес.

При этом возможности для влияния на жизнь республики у Афанди были, и весьма значительные. Заведующий сектором этнографии народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов называет его духовным лидером номер один для Дагестана.

Один из старейших лидеров суфистов в Дагестане (суфизм - традиционное направление ислама на Северном Кавказе, характерными чертами которого являются мистицизм и особая роль духовных лидеров в контактах между человеком и Богом), Саид Афанди являлся наставником для значительной части дагестанского мусульманского духовенства. По словам заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвера Кисриева, он был наставником-мюршидом и для многих из руководства Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД). Среди них - нынешний муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев, а также его предшественник, убитый в 1998г., - Саид-Мухаммад Абубакаров.

При этом мюршид в суфистской традиции - не просто наставник. Это человек, в каком-то смысле выступающий посредником в общении с Богом, помогающий тем, кто еще не достиг высот в постижении ислама, приблизиться к Всевышнему. Это поднимало Саида Афади на особую высоту. Как говорят в Дагестане, у него бывал даже президент республики Магомедсалам Магомедов.

В то же время Саид Афанди был простым и доступным в общении человеком. Это, кстати, и позволило смертнице приблизиться к нему и устроить взрыв. Вооруженные люди и военная техника на улицах дагестанских сел и городов - не редкость, но в Чиркее их не было. Знавшие Саида Афанди люди рассказывают, что он вел подчеркнуто скромный образ жизни и хорошо понимал людей. Возможно, потому что отлично знал их жизнь.

До 1970г., когда Саид Афанди обратился к исламу, он уже отслужил в Советской армии, работал пастухом и пожарным, а также на Чиркейской ГЭС. Вероятно, все это и помогло ему в итоге стать непререкаемым авторитетом для сельских жителей Дагестана, как его называет Э.Кисриев. Порой его, по аналогии с христианством, называли святым, хотя в исламе, в принципе, святых нет.

Таким образом, С.Афанди был духовным лидером не только для руководства духовного управления и нескольких правительственных чиновников, но и для многих тысяч дагестанцев. Значительное количество его последователей (точных данных нет, но речь идет о нескольких тысячах человек) пришли на похороны своего мюршида, хотя они состоялись всего через несколько часов после его гибели - ведь по исламской традиции похороны должны пройти до захода солнца в день смерти.

И, наконец, избегая публичных конфронтаций с властью, С.Афанди, как отмечает Э.Кисриев, далеко не всегда соглашался с ее политикой в отношении религии. Речь идет о жестких мерах, принимавшихся в отношении салафитов. Большинство специалистов по Северному Кавказу сходятся в том, что именно он стоял за попытками примирения суфистов с салафитами, которые весной этого года привели к подписанию соглашений между "Ахль-Сунной", ведущей организацией дагестанских салафитов, и сторонниками традиционного ислама (их обычно обозначают термином тарикатисты, сюда, кроме суфистов, входят и прочие верующие, признающие систему религиозной иерархии, выстроенную в Дагестане еще в советские времена). Стоит подчеркнуть, что речь идет о соглашении с салафитами, которые являются приверженцами "чистого" ислама, жизни по образцу мусульманской общины при пророке Мухаммеде, но при этом категорически отвергают насилие.

В том, что именно С.Афанди стоял за этим сближением, хотя это особо не афишировалось, сходятся и эксперты, и специалисты Общественной палаты, и даже представители официального духовенства. В заявлении муфтия России Равиля Гайнутдина отмечается, что после гибели шейха важно "предотвратить свертывание начавшегося внутримусульманского диалога", хотя не уточняется, о чем именно идет речь.

Возможно, именно влиянию С.Афанди были обязаны попытки властей Дагестана начать движение к коррекции закона о запрете ваххабизма от 1999г., по которому преследовались не только люди, участвовавшие в вооруженной борьбе против власти, но и мусульмане, исповедующие фундаменталистский, но мирный вариант ислама.

Таким образом, смерть Саида Афанди оставляет верхушку духовенства Дагестана без привычного влияния, тысячи его последователей - без любимого учителя, а процесс религиозного примирения - без определенных перспектив. Для республики это может стать взрывоопасной смесью.

Стравить, запугать, уничтожить

Цель убийства ведущего духовного лидера Дагестана у знакомых с ситуацией в республике специалистов сомнений не вызывает - дестабилизация обстановки в регионе. С ответом на вопрос "Кто виноват?" дела обстоят сложнее.

Большинство экспертов сходятся в том, что убийство С.Афанди имело своей целью воспрепятствовать процессу религиозного примирения в Дагестане. Диалог между признаваемой властями религией и сторонниками "чистого" ислама грозил выбить почву из-под ног террористов, лишить их базы для вербовки в так называемое бандподполье. "Те, кто послал "живую бомбу" (скорее всего, это бандит Доку Умаров), прежде всего, преследовали своей целью срыв этого соглашения (между салафитами и тарикатистами). Для них мир в Дагестане, как нож в их бандитское сердце", - говорится в заявлении рабочей группы по развитию диалога и институтов гражданского общества на Северном Кавказе Общественной палаты РФ, которую возглавляют известные специалисты по региону Максим Шевченко и Асламбек Паскачев.

Называется и более прямолинейный мотив - борьба радикальных исламистов с представителями традиционного ислама, попытка устранить их из "борьбы за души" верующих при помощи запугивания, а если не удается - то и физически. Такую оценку убийству С.Афанди дал заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Рафик Фаттахетдинов. "Думаю, в Татарстане, где недавно был убит заместитель муфтия республики и совершено покушение на самого муфтия, сложилась такая же ситуация", - говорит он.

На этой "идеологической войне" жертвами террористов становятся не только духовные лидеры, но и иные люди, которые способствуют распространению мировоззрения, отличного от взглядов исламистов. "Спектр людей, против которых направляют свои действия террористы, расширяется", - указывает С.Арутюнов из Института этнологии и антропологии РАН. По его словам, в последнее время жертвами бандитов становятся не только имамы, но даже ученые, в работах которых изучается доисламское культурное наследие Кавказа. Эксперт напомнил об убийстве в Кабардино-Балкарии этнографа Аслана Ципинова в декабре 2010г., всего через несколько дней после того, как террористы расстреляли муфтия республики Анфаса Пшихачева.

В пользу основной версии о причастности к теракту бандформирований говорит и назначение в Дагестане нового амира в феврале этого года. Рустам Асильдаров сменил на этом посту ликвидированного силовиками Ибрагимхалила Даудова. Традиционно после появления нового амира число терактов увеличивается - таким образом он пытается утвердить свое лидерство, доказать, что достойно занял это место.

Кому выгодно?

Но некоторые обстоятельства убийства у части экспертов вызывают вопросы. "Конечно, это страшное преступление направлено на дестабилизацию ситуацию в Дагестане, на подрыв мирного процесса между салафистами и суфистами", - считает исследователь Human Rights Watch (HRW) по Северному Кавказу Татьяна Локшина. Вместе с тем, по ее мнению, пока следствие не представило свои выводы, говорить о том, что за теракт ответственны "лесные", рано.

"Я не исключаю, что именно "лесные" стоят за этим убийством. Но пока я бы сказала, что это одна из версий", - отмечает она. Т.Локшина указала, что действующие на Северном Кавказе боевики пока не взяли на себя ответственность за теракт. "А ведь тот же Доку Умаров в таких случаях спешит взять ответственность на себя, даже когда нет уверенности, что именно он стоит за преступлением", - говорит специалист HRW. Другие версии эксперт предпочла не называть.

Э.Кисриева из Центра цивилизационных и региональных исследований РАН смущает отсутствие точной информации о смертнице, совершившей покушение. "Если эта девушка жила в Махачкале, была вдовой боевика, почему не называют имя этого боевика? В Дагестане все друг друга знают, было бы известно имя бывшего мужа погибшей, многое встало бы на свои места", - говорит он.

Также, по его мнению, кажется странным, что мишенью террористов стал именно С.Афанди. Он жил в Чиркее без какой-либо особенной охраны на протяжении многих лет и до этого не оказывался в прицеле боевиков. Более того, сближение салафитов и суфистов могло толковаться боевиками и как определенная победа, шаг властей навстречу "чистому" исламу. Не способствует вере в традиционную версию о причастности бандподполья и появившиеся на некоторых дагестанских форумах слухи, что устроившая теракт в доме С.Афанди смертница Аминат Сапрыкина уже успела взорваться в другом теракте полгода назад.

Между тем салафитская "Ахль-Сунна", с которой и подписывались соглашения о примирении, поспешила заявить, что не имеет отношения к убийству. "Несмотря на то, что у нас имелся ряд разногласий с убитым, мы никогда не были сторонниками подобных методов решений разногласий, о чем и заявлялось нами в ходе совместной встречи с Духовным управлением мусульман Дагестана. Все имеющиеся разногласия должны решаться в ходе научного диспута, мы к этому призывали и призываем", - говорится в распространенном организацией заявлении.

Радикальные исламисты, выступающие за вооруженные действия против властей, в том числе Доку Умаров, как уже упоминалось, ответственности за теракт не взяли. Более того, один из сайтов, претендующий на представительство дагестанских "моджахедов", разместил заявление, призывающее не делать преждевременных выводов. В этом обращении также подчеркивается, что исламские радикалы ранее воздерживались от покушений на С.Афанди, несмотря на отсутствие у него защиты, и что усиление раскола между суфистами и салафитами спровоцирует усиление противостояния в Дагестане, приведет к полномасштабной войне.

Впрочем, экстремисты, конечно, заинтересованы в том, чтобы снять с себя ответственность за теракт в Чиркее, потому что ответ обещает быть жестким. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов на экстренном совещании в день теракта потребовал нанести "массированный удар" по террористам, а позднее предложил создать отряды гражданской самообороны для защиты от боевиков.

Предчувствие религиозной войны

Когда речь заходит о последствиях убийства, эксперты вновь согласны: Дагестан, скорее всего, ждет серьезное обострение обстановки. Опасения в связи с возможным развертыванием в Дагестане "кровопролитной гражданской войны" выражаются даже в заявлении председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.

Смерть С.Афанди угрожает расколом сразу по двум линиям. Во-первых, она может поставить крест на попытках мирного урегулирования давнего спора между суфистами и салафитами. Упоминавшаяся раньше попытка соглашения между ними могла стать важной вехой в религиозной борьбе в Дагестане, отмечают эксперты. "Странно, что тогда, весной, она не получила должного внимания в российском обществе за пределами Дагестана", - говорит Э.Кисриев.

Конфликт двух течений остается серьезным раздражителем в жизни республики уже более двух десятилетий и толкает людей в ряды противников власти. В его истоках лежат попытки обновления духовной жизни Дагестана в начале 1990-х гг. При этом система духовной жизни, выстроенная в советские годы, стала объектом критики.

Нападки отчасти были традиционными - чиновники от религии утратили связь с истинной духовностью. Но были и специфические для ислама. Эта религия традиционно обходится без церкви как института - организации со своим главой и священниками, выступающими посредниками между людьми и Богом. В связи с этим радикально настроенные мусульмане критиковали суфизм, где особую роль играют мюршиды. В то же время советская власть пыталась опираться именно на них, потому что видела в них праобраз христианских священников, способных выстроить иерархическую структуру и обеспечить контроль над духовной жизнью. В результате в начале 1990-х гг. стремление "новых мусульман" - салафитов - очистить ислам в Дагестане привело их к конфликту с суфистами. А когда в конце 1990-х гг. государство вернулось в религию, оно поддержало суфистов, как старых и понятных союзников.

Итогом этого союза стал принятый в 1999г. дагестанский закон, запрещающий ваххабитское вероисповедание (внутри салафитского течения ваххабиты являются одной из наиболее радикальных групп, однако радикализм в данном означает прежде всего строгое соблюдение требований религии, а не готовность воевать против идеологических противников). На практике, по словам правозащитников, объектом преследований и злоупотреблений становились далеко не только ваххабиты, но и иные верующие, не признающие официальную религию.

Дальнейшей радикализации некоторых религиозных течений в Дагестане способствовала ситуация в соседней Чечне, куда после поражения России в первой чеченской войне хлынули джихадисты - участники "религиозных" войн в Афганистане, Алжире и на Балканах. Под их влиянием и в ответ на преследования властей мусульмане, не пожелавшие или не сумевшие принять принцип отказа от насилия, стали уходить в лес. Однако в последние несколько лет отношение традиционного ислама к идеологическим противникам несколько потеплело, начались разговоры о корректировке антиваххабитского закона.

Теперь же, после убийства С.Афанди, правозащитники опасаются, что под "массированный ответ" могут попасть не только причастные к вооруженному бандподполью, но и фундаменталисты, отвергающие насилие. Если смерть С.Афанди положит конец процессу примирения между салафитами и суфистами, как опасаются эксперты, разочарованные в попытках мирного диалога с властью сторонники "чистого" ислама могут начать поиск других методов отстаивания своих интересов. "Главная задача властей здесь и сейчас - не допустить злоупотреблений при поиске преступников. Все это может вылиться в беспрецедентный всплеск насилия в Дагестане, и тогда преступники добьются своего", - говорит Т.Локшина.

С ней согласны в Общественной палате. "Рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе призывает власти Дагестана, представителей силовых структур России расследовать это чудовищное преступление с целью поимки или уничтожения его организаторов, а не начинать широкомасштабную "охоту на ведьм", безадресную так называемую борьбу с ваххабизмом в Дагестане", - отмечается в заявлении в связи с гибелью С.Афанди.

Но в то же время схема "суфисты вместе с властями против салафитов" является слишком упрощенной. Среди суфистов существуют различные течения. Как говорит Э.Кисриев, среди последователей С.Афанди были как чиновники от религии, так и десятки тысяч простых дагестанцев, в основном из сельской местности. Многие из них не вникают в детали идеологических споров между суфистами и салафитами. И их задевают злоупотребления правоохранительных органов в отношении любых мусульман вне зависимости от конкретного религиозного течения.

"Афанди был для этих людей ориентиром - пока он оставался лоялен власти, они оставались тоже. Он был очень существенным стабилизирующим фактором в Дагестане", - отмечает Э.Кисриев. Если власть будет проводить не точечные операции, а широкомасштабные зачистки, не только городская маргинальная молодежь, которая обычно является источником пополнения террористического подполья, но и сельские молодые люди могут радикализироваться. Поэтому сейчас задача всех, кто заинтересован в мирном Дагестане, - сделать все возможное, чтобы не допустить такого развития событий.

Владимир Костырев, РБК

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 08:33
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 08:33
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Что будет с ключевой ставкой на заседании ЦБ в декабре: мнения экспертов Инвестиции, 09:00
Хегсет описал главные военные задачи США доктриной 1823 года Политика, 08:50
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
NYT рассказала о Европе «на перепутье» из-за новой стратегии Трампа Политика, 08:08
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Над Россией за ночь сбили 77 дронов Политика, 07:52
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Генконсул сообщил, что среди жертв пожара в клубе в Гоа нет россиян Общество, 07:39
В Ростовской области жители хутора остались без света после атаки дрона Политика, 07:28
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Москвичам пообещали пасмурный день без осадков Общество, 07:19
Правительство решило сократить список «неженских» профессий Политика, 06:54
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
Телеканал «Москва 24» уволил сотрудницу за слова о рейсе Москва — Пхукет Общество, 06:37