Новая Экономика
Мнение ,  
0 

Как российские моторные масла вытесняют импортные аналоги

О современных технологиях производства российских моторных масел и разработке новых рецептур рассказал генеральный директор «Газпромнефть — смазочные материалы» Анатолий Скоромец
Фото: Михаил Вильчук
Фото: Михаил Вильчук

— Моторные масла и другие смазочные материалы — массовый сегмент рынка автокомпонентов, к нему приковано особое внимание потребителей. Как в этом направлении сейчас складывается ситуация?

— Российский рынок смазочных материалов был и остается одним из самых конкурентных, на нем присутствует более 350 брендов. Те ниши, которые освободились за последние полтора года, быстро заполнила продукция российских производителей и компаний из дружественных стран.

Сегодня многие пробуют и открывают для себя отечественные продукты — и отказываются от импортных аналогов. По оценкам экспертов, доля иностранных брендов в общем объеме продаж за два года снизилась почти в два раза, с 30 до 17%. Мы видим, что доверие к российским маслам растет.

Конечно, трансформация потребительских предпочтений произошла не сразу. Мы сталкивались с первоначальным скептицизмом по отношению к российским маслам как у рядовых автолюбителей, так и, например, у известных автоспортсменов. Но после заливки и первых 15 тыс. км они признавали высокое качество и преимущества отечественной продукции.

Нужно отметить, что окном возможностей помимо добросовестных участников отрасли начали пользоваться и производители с сомнительной репутацией. Некоторые игроки рынка стали работать с некачественным сырьем и непроверенными рецептурами, также на полках появилось много контрафакта под известными брендами, в том числе импортными.

— Готовы ли отечественные производители обеспечить тот уровень продукции, который необходим для иномарок?

— В России зарегистрировано почти 44 млн легковых автомобилей, при этом доля иномарок составляет 65%. Рекомендации и требования ведущих автоконцернов к моторным маслам всегда очень строгие: синтетическое или полусинтетическое масло, высокая вязкость, экологический класс и другие важные характеристики.

Для увеличения объема и ассортимента качественной продукции мы ведем системную работу по расширению производственных линий и развитию наукоемких технологий. «Газпромнефть-СМ» активно инвестирует в развитие R&D-направления. В конце прошлого года на площадке Московского завода смазочных материалов (МЗСМ) во Фрязино открыли собственный научно-исследовательский центр, оснащение которого не только соответствует лучшим иностранным исследовательским площадкам, но и по определенным составляющим превосходит их.

Чтобы сделать процесс разработки новых моторных масел еще более эффективным, запущена инновационная для отрасли цифровая платформа на основе искусственного интеллекта. Система «Алхимик», которая без участия человека подбирает наиболее точную рецептуру продукта под технические параметры оборудования, позволила сократить срок создания нового моторного масла с шести до одного-двух месяцев. Это лишь несколько примеров системного развития бизнеса масел нашей компании.

Думаю, что и другие отечественные производители также развивают научные программы, разрабатывают цифровые продукты, формируют исследовательскую базу — без этого сегодня не получится оперативно отвечать на запросы рынка и выпускать современные смазочные материалы.

— На автомобильных форумах пишут, что существующие технологии не позволяют производить высококачественную продукцию. Так ли это?

— Нет, не так. Процесс выпуска масел фактически идентичен во всем мире: и российские, и иностранные масла производят по одной и той же методике на схожем высокотехнологичном оборудовании. При этом важно на всех этапах, начиная от производства компонентов до финальной фасовки в канистры, обеспечить строгое соблюдение условий технологического цикла.

Даже незначительное нарушение техрегламента может повлиять на молекулярный состав масла, снизить его эффективность и эксплуатационный срок. Как итог — внеплановый ремонт техники. Особенно это критично в сегменте коммерческого транспорта, где простой негативно влияет на всю экономику бизнеса. Поэтому транспортно-логистические компании к выбору смазочных материалов относятся очень внимательно.

В частности, после ухода иностранных поставщиков крупные российские перевозчики озадачились вопросом обеспечения парка автомобильной грузовой техники моторными и трансмиссионными маслами. Как лидеры этого сегмента, мы с уверенностью утверждаем: российские производители успешно справляются с этой задачей, ассортимент и объем продукции закрывают потребности специализированных автопарков по всем видам масел. В продуктовом портфеле «Газпромнефть-СМ» более 80 наименований высокотехнологичных смазочных материалов для любых видов грузовых автомобилей, шоссейной и внедорожной техники. Это самые современные синтетические и полусинтетические масла, адаптированные и под дизельные, и под бензиновые двигатели.

Причем отечественные продукты зачастую лучше импортных аналогов по многим ключевым эксплуатационным свойствам. Так что говорить об ограниченном предложении качественных масел на российском рынке не приходится. В прошлом году отечественный рынок смазочных материалов продемонстрировал рекордный рост спроса, на что мы, как производители отреагировали оперативно и увеличили поставки основных массовых продуктов: моторных, гидравлических и индустриальных масел.

— Для современной техники, которая создается и проектируется с учетом возрастающих нагрузок, нужно синтетическое масло. Может ли российская индустрия полностью закрыть соответствующие потребности внутреннего рынка?

— Увеличение производства автомобильных синтетических масел — стратегическая задача для всей отрасли. «Синтетика» — наиболее технологичный продукт по сравнению с минеральным маслом: содержит меньше примесей, не боится низких температур и перегревов, дольше сохраняет свои свойства, способствует экономии топлива и совместима с современными системами очистки выхлопных газов. Для расширения производства собственных синтетических масел мы построили на Омском заводе смазочных материалов передовой для отечественного рынка комплекс гидроизодепарафинизации и в ближайшее время начинаем выпуск синтетических базовых масел второй и третьей групп.

Новые мощности позволят выпускать до 220 тыс. т самых современных синтетических базовых масел, это полностью закроет потребности внутреннего рынка. На снижение зависимости от импортных поставщиков направлено и расширение в четыре раза производства собственных сульфонатных присадок — ключевых компонентов качественных моторных масел.

— Какова ситуация в сегменте индустриальных смазочных материалов для промышленных компаний?

— От стабильности поставок смазочных материалов для индустриальной техники и оборудования зависит бесперебойная работа производственных площадок, которые с каждым годом оснащаются все более современным и сложным оборудованием. В этой сфере сегодня актуален индивидуальный подход. Часто потребители просят, чтобы именно под определенные механизмы их техники мы разработали и выпустили масло с уникальным набором характеристик.

В числе наших партнеров крупнейшие предприятия страны во всех секторах экономики — энергетике, металлургии, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, автотранспортном секторе. За прошлый год специалисты нашей компании усовершенствовали продукцию для разных сегментов рынка, например разработали премиальные масла для промышленной техники с высокофорсированными двигателями, начали выпуск масла для газомоторных двигателей последнего поколения. МЗСМ производит трансмиссионное масло, у которого в России нет аналогов по ключевым характеристикам, при этом рецептура создана с использованием отечественных пакетов присадок.

— Ранее компания активно развивала экспортное направление. Сейчас вы полностью переключились на отечественный рынок?

— Обеспечение внутреннего рынка высокотехнологичными маслами — наша стратегическая задача. В этом году, как и в предыдущие годы, основные объемы поставок нашей продукции приходились на Россию. При этом мы видим запрос иностранных партнеров: во многих странах качество российских продуктов очень ценится, наши бренды знают, их заслуженно считают премиальными. Смазочные материалы из России — это знак качества. Поэтому есть все основания для расширения экспортных поставок и открытия новых направлений для бизнеса. В частности, в рамках стратегического партнерства с одной из ведущих торговых компаний мира Enso Global Trading будем поставлять российские масла на рынок Индии, а также в страны всего южноазиатского региона.

— Если смотреть глобально на отрасль, в каком направлении будет развиваться индустрия производства масел?

— Сегодня главные векторы развития — технологический суверенитет и устойчивость бизнеса. В нашем случае научно-исследовательский центр и цифровая платформа «Алхимик» позволили быстро перестроить рецептуры на альтернативные и собственные пакеты присадок. Ассортимент, который превышает тысячу видов продукции, позволяет удовлетворять существующий спрос. Сегодня мы выстраиваем полноценную систему — от разработки смазочных материалов по индивидуальным запросам и расчета самых сложных логистических маршрутов до профессиональной технической экспертизы и сопровождения масла на производственных площадках.

За каждым нашим продуктом стоят современные технологии: и при разработке, и при эксплуатации. Мы первыми в России запустили цифровой сервис предиктивной диагностики G-Lab, который буквально по одной капле масла может прогнозировать потенциальные неисправности механизмов на ранних стадиях и формировать рекомендации по их оптимальному обслуживанию. Таким образом, наши партнеры могут избежать поломок дорогостоящей техники и внеплановых ремонтов. Сейчас наша компания активно работает над запуском обновленного онлайн-сервиса, который по заданным характеристикам будет подбирать моторные и индустриальные масла.

Потребителей сегодня интересует не только сам продукт, а комплексное решение, включающее цифровые и технологические сервисы. Они напрямую влияют на срок службы оборудования, снижение затрат и крупного бизнеса, и автовладельцев. То, что еще недавно воспринималось как дополнительные услуги, становится весомым конкурентным преимуществом. К такому системному подходу постепенно придут большинство серьезных игроков рынка. Наступает эпоха отечественных технологий.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Цифровые валюты центробанков: их место в мире и в России Индустрия 4.0, 25 апр, 16:09
Как цифровые платформы гибкой занятости меняют рынок труда Социальная экономика, 25 апр, 12:39
«Краткая история равенства»: как достичь социальной справедливости Социальная экономика, 22 апр, 14:33
Биг Мак, небоскребы, трусы: самые нестандартные экономические индексы Социальная экономика, 19 апр, 15:37
Женщинам доступны лишь две трети прав мужчин: отчет Всемирного банка-2024 Социальная экономика, 15 апр, 16:18
Как и зачем США развивают лунную экономику Экономика инноваций, 13 апр, 12:00
Как устроены современные порты и какую роль они играют в экономике Зеленая экономика, 14 фев, 14:01
Как изменение климата влияет на Панамский канал и цены на товары Зеленая экономика, 14 янв, 12:00
Тренды креативной экономики: какой будет отрасль в ближайшие годы Социальная экономика, 29 дек 2023, 13:18
Перестройка или возрождение: что ждет банковскую сферу в ближайшие годы Социальная экономика, 28 дек 2023, 13:20
Комплексное развитие территорий в Москве создаст 570 тыс. рабочих мест Мнение, 28 дек 2023, 11:10
Как партнерская сеть помогает развивать бизнес российскому вендору Мнение, 27 дек 2023, 17:31
Управляющие «Альфа-Капитала» назвали топ-5 отраслей для вложений в 2024-м Бизнес, 27 дек 2023, 12:32
Глава «Альфа-Капитала» — о перспективах инвестиций в 2024 году Мнение, 26 дек 2023, 18:17