Доходный букет: сколько можно заработать на инвестициях в вино
В прошлом году самым доходным из альтернативных активов стало вино, отмечает международная консалтинговая компания Knight Frank в своем ежегодном отчете The Wealth Report, опубликованном в марте. Как указано в отчете, The Knight Frank Fine Wine Icons Index, отражающий стоимость коллекционных вин, вырос за 2016 год на 24%, обогнав, наконец, индекс международной группы исторических автомобилей HAGI Top Index, показавший за тот же период рост всего в 9%. При этом за десять лет стоимость винных активов выросла на 267%, уступив как раз лишь раритетным автомобилям, которые подорожали на 457%. Для сравнения: индекс S&P 500 вырос на 56,99% за десять лет и на 17,47% за прошедший год, индекс ММВБ — на 37,93 и 26,1% соответственно.
Финансисты, опрошенные РБК, отмечают, что всплеск интереса к инвестициям в вино связан с возросшей экономической и политической нестабильностью в 2016 году, на фоне которой традиционные инвестиционные инструменты (акции и облигации) теряют свою привлекательность. Негативно на финансовых рынках могут сказаться сложно предсказуемая политика Дональда Трампа в США, обострение конфликта в Сирии, очередные ядерные испытания КНДР и усиление центробежных тенденций в Евросоюзе. Все эти факторы способствуют росту волатильности на фондовых рынках. А вот альтернативные активы не подвержены этому эффекту. «На инвестиции в вина геополитические события не влияют», — подчеркивает директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.
Впрочем, для инвестиций подойдет далеко не каждая бутылка. От магазинного алкоголя вина инвестиционного класса отличает целый ряд критериев, отмечается в книге американских экспертов по винным инвестициям Дэвида Соколина и Александры Брюс Investing in Liquid Assets: Uncorking Profits in Today's Global Wine Market. Прежде всего такие вина не принято вскрывать в первые годы после их выхода на рынок. Чем дольше хранится такое вино, тем сильнее раскрывается его вкус. Со временем у этого вина появляются не только первичные, но и вторичные и третичные ароматы.
Вина инвестиционного класса производятся специально с учетом дополнительного раскрытия ароматов на вторых и третьих ступенях. Инвестиционное вино, как правило, продается в ограниченном количестве наборами в основном по 12 бутылок по 750 мл (иногда встречаются наборы с иным количеством бутылок). Около 90% вин инвестиционного класса производится во французском регионе Бордо. Цены на перспективные наборы вин начинаются в районе сотни евро за ящик.
Биржа вина
Несмотря на то что на крупнейших биржевых площадках мира пока не торгуются фьючерсы на элитное вино, ценообразование этого актива все же происходит на биржевом рынке — британской винной бирже London International Vintners Exchange (Liv-ex). На этой площадке инвесторы могут самостоятельно покупать и продавать дорогостоящие бутылки и следить за стоимостью своего портфеля вин. Для удобства пользователей через Liv-ex можно также арендовать местечко во французском погребе для своей коллекции вместо депозитария. Кроме торговли пользователи могут отслеживать на сайте биржи винные индексы, главным из которых считается Liv-ex Fine Wine 100 Index. Этот индикатор отражает динамику средних цен 100 самых востребованных вин на вторичном рынке. Индекс обновляется ежемесячно. Большую часть вин из этого индекса составляют красные вина Бордо. По состоянию на 31 марта индекс находился на уровне в £304 — столько в среднем стоил стандартный ящик из 12 бутылок инвестиционного вина.
На ценообразование инвестиционных вин влияет множество факторов, большинство из которых не зависит ни от инвестора, ни от производителя. Прежде всего инвестиционная привлекательность каждой бутылки вина определяется его урожаем. Количество осадков, температура воздуха и состояние почв влияют на вкусовую палитру вина, рассказывает сомелье из научно-методического центра «Лаборатория вина» Дмитрий Федосов. Также формирование цены во многом зависит от рецензий авторитетных критиков, таких как Роберт Паркер с его бюллетенем The Wine Advocate.
Винные риски
Несмотря на слабую подверженность геополитическим рискам, свои потрясения испытывает и винная биржа. Таковым для этого рынка стало схлопывание китайского винного пузыря вторичной продажи вин региона Бордо в 2011 году, которое вызвало долгосрочное падение индексов Liv-ex. Индикатор Liv-ex Fine Wine 100 со своего пика в £336,280 снизился до уровня £238,500 к 2014 году. Дело в том, что после кризиса 2008 года рост продаж изящных вин из Бордо в Китае значительно опережал показатели других рынков и это разгоняло цены на напиток. В какой-то момент китайские инвесторы специально выкупали целые хозяйства, чтобы экспортировать вина в Поднебесную. Пузырь лопнул, когда китайский президент Си Цзиньпин в рамках охоты на коррупционеров запретил подарки чиновникам. Сейчас, по мнению экспертов, ситуация стабилизировалась.
«Рынок успокоился, в 2016 году произошел отскок. Это нормальная реакция после того, как рынок нащупывает свое дно. Плюс ко всему на британском винном индексе хорошо отразился Brexit и падение фунта, повысившие интерес инвесторов к нетрадиционным активам и, в частности, к вину», — поясняет директор инвестиционного бутика Fine Wine Experts Владимир Мельников.
Объективных данных о размере винного рынка пока нет, однако основатель сервиса по торговле инвестиционными винами wineowners.com Ник Мартин оценил объем вторичных продаж изящных вин среди коллекционеров в 2014 году примерно в £2 млрд. И это не считая фондов, которые тоже нередко инвестируют деньги в благородные напитки.
Как инвестировать
Председатель набсовета ГК «Алор» Анатолий Гавриленко отмечает, что изящные вина интересны с точки зрения диверсификации активов. «Всегда найдутся люди, которые позволят купить себе бутылочку», — рассуждает Гавриленко. При этом он советует проконсультироваться с юристом. Бумаги, подтверждающие наличие вин в арендованных погребах, вполне могут связать с отмыванием денег, предупреждает финансист. С ним согласен президент-председатель правления ФГ «Финам» Владислав Кочетков. По его словам, состоятельные инвесторы, как правило, вкладывают в вина около 2–3% от портфеля при условии, что они уже имеют миллионы, размещенные в других активах. «На фоне активизации в этом сегменте азиатских инвесторов можно получить доходность. А еще это престижно», — заключает финансист.
Российский инвестор может приобщиться к инвестициям в вина с помощью винных бутиков или инвестиционных фондов, специализирующихся на вине, таких как американские The Wine Investment Fund и Accilent Capital Wine Investment Funds. Российский винный бутик Владимира Мельникова Fine Wine Experts работает по тому же принципу, что и винный инвестиционный фонд. Он пытается угадать, у каких бутылок будет потенциал роста, и скупает их. Нижний порог входа в Fine Wine Experts — €300 тыс., хотя, по словам Мельникова, ряд английских винных брокеров позволяют начинать инвестировать с £10 тыс. Довольно высокий входной порог объясняется невысокой первоначальной стоимостью бутылки: заработать можно на заметных объемах. Инвестиционный горизонт для инвесторов в вино в Fine Wine Experts начинается от трех лет, ориентировочная доходность — 7% годовых.
При желании можно обойтись и без посредников, торгуя на винной бирже самостоятельно, но только будучи юрлицом либо используя юрлицо в качестве посредника. Для этого требуется лишь регистрация на винной бирже. Она обойдется в £1750.
Самостоятельным инвесторам сомелье Дмитрий Федосов из «Лаборатории вина» советует обращать внимание на авторитетные рейтинги (например, упомянутый выше The Wine Advocate) и нацеливаться на долгие инвестиции. Эксперт советует охотиться за раритетом — бутылками Бордо урожая 1945, 1947, 1969, 2009 и 2010 годов. «Также если увидите Бордо 2000 года — хватайте немедленно. Это был очень хороший год для большинства регионов, а красивая цифра на этикетке тоже может сыграть роль», — говорит он. При этом эксперт предупреждает, что текущие цены на бордо завышены, почти как во времена китайского пузыря. В качестве замены сомелье советует, например, вина из Тосканы урожая 1999, 2001 и 2010 годов.