Цены на алюминий и медь рухнули до шестилетнего минимума из-за юаня
Цены на металлы и другие сырьевые товары во вторник обновляют минимумы после того, как Народный банк Китая провел девальвацию юаня, сообщает Bloomberg. По данным агентства, цена алюминия на Лондонской бирже металлов опустилась на 2,8%, до $1573,5 за тонну, что является минимальным значением с июля 2009 года. В то же время медь потеряла более 3%, снизившись до минимального с июля 2009 года значения в $5109 за тонну.
Как отмечает Financial Times, индекс сырьевых товаров Thomson Reuters Core Comodity Index во вторник снизился на 0,8%, до 201,225 пункта. Это самое низкое значение с февраля 2009 года. Аналогичный индекс Bloomberg Commodity Index к 16:58 мск снижался на 1,68%, до 91,06 пункта.
Цена нефти марки Brent, поднимавшаяся в течение дня выше $51 за баррель, к 16:33 мск на минимуме упала до $49,09 за баррель. Это на $1,32, или 2,6%, ниже уровня закрытия торгов в понедельник. Цена североамериканской нефти WTI к 16:50 мск снижалась на 3,7%, до $43,29 за баррель.
Цены на нефть и металлы падают из-за опасений того, что девальвация китайской валюты сделает более дорогим их импорт для Пекина и приведет к сокращению спроса, отмечает Bloomberg.
Кто использует управляемую девальвацию
К управляемой девальвации прибегают развивающиеся государства, в которых курс национальной валюты формирует Центробанк. На практике девальвация может стать и побочным эффектом от действий ЦБ и финансовых властей. Например, в начале 2015 года либерализация правил валютной торговли в Венесуэле привела к падению стоимости боливара по отношению к доллару на 69% в первый день торгов. В случае с Венесуэлой речь шла о девальвации как последствии частичной либерализации курсообразования.
В январе 2014 года ЦБ Аргентины снизил масштаб интервенций на валютном рынке. В результате песо за два дня подешевел по отношению к доллару на 13%.
Примером «классической» девальвации можно считать действия Мексики. В декабре 1994 года страна была вынуждена опустить курс песо на 13–15% из‑за отсутствия средств на поддержание его высокой стоимости по отношению к доллару.
«Меры китайского центробанка по ослаблению юаня больше повлияют на импорт, чем на экспорт, и приведут к снижению цен на некоторые сырьевые товары в ближайшей перспективе», -— приводит агентство слова аналитика южнокорейской Samsung Futures Хон Сун Ки.
Старший аналитик Price Futures Group Фил Флинн сказал изданию MarketWatch, что девальвация юаня также вызывает опасения того, что рост китайской экономики замедляется более высокими, чем ожидалось, темпами, и руководство страны поддалось панике. Кроме того, растут опасения, что другие страны также могут пойти на снижение курсов своих валют, добавил Флинн.
Аналитик Sberbank CIB Том Левинсон соглашается с тем, что одним из объяснений девальвации юаня могли стать растущие опасения руководства КНР относительно роста экономики и состояния фондового рынка. В то же время, если это решение действительно направлено на то, чтобы сделать курс более рыночно ориентированным, как об этом заявляют в Центробанке КНР, оно может стать шагом в правильном направлении на пути к включению юаня в список резервных валют МВФ, пишет Левинсон в опубликованном во вторник обзоре CNY Weakens By Record Amount.
«Валютные войны»
Со времени глобального экономического кризиса 2008–2009 годов в «валютных войнах» (вольно или невольно) поучаствовали почти все крупнейшие развитые и развивающиеся государства. Политика количественного смягчения (QE) США ослабляла доллар, хотя это и не было официальной целью ФРС. Агрессивно вел политику QE и Банк Англии. А в 2015 году о начале собственного варианта количественного смягчения, наконец, объявил Европейский центральный банк, в результате чего евро подешевел и приблизился к паритету с долларом.
В конце 2014 года от поддержки рубля отказался Центробанк России, что стало катализатором падения курса рубля (российская валюта за прошлый год обвалилась к доллару на 44%).
Помимо Китая к занижению стоимости своих валют прибегали в разное время экспортно ориентированные страны Юго-Восточной Азии — Таиланд, Сингапур, Малайзия, Вьетнам, а также Тайвань и Южная Корея.
На нефтяные цены дополнительное давление во вторник оказывают данные по добыче в странах ОПЕК. Добыча нефти в странах, входящих в картель, в июле достигла максимума за последние три года. Суточная добыча 12 стран картеля в июле выросла на 100,7 тыс. барр. и составила 31,5 млн барр. Кроме того, во вторник Всемирный банк спрогнозировал, что после снятия санкций с Ирана цены на нефть могут упасть на $10.
Народный банк Китая (центробанк) во вторник девальвировал юань на 1,9%, что стало крупнейшим однодневным снижением курса с 1994 года, когда Китай перешел на управляемый плавающий курс юаня. Центробанк утверждает, что это «разовая» коррекция в сторону более рыночно ориентированного курса. Неожиданный шаг китайского регулятора спровоцировал разговоры о новом витке «валютных войн».