Лента новостей
Украина применила тайно полученные от США ATACMS 19:58, Статья «Цифра брокер» обновил портфели для инвесторов с разным уровнем риска 19:49, Статья В офисе Зеленского заявили, что помощь США была нужна Киеву «еще вчера» 19:48, Статья Лукашенко избрали главой Всебелорусского народного собрания 19:45, Новость Сложность майнинга биткоина обновила рекорд после халвинга 19:34, Статья На востоке Москвы загорелось двухэтажное здание 19:29, Новость В Новороссийске парад Победы пройдет без зрителей 19:28, Новость Не игравший четыре месяца Карацев уступил в первом матче после травмы 19:27, Статья Ferrari изменила название команды в «Формуле-1» из-за спонсора 19:21, Статья Суд в Коми заочно арестовал Каспарова и Гудкова 19:14, Статья Аналитики назвали стоимость владения китайским аналогом Volkswagen Tiguan 19:08, Статья В Свердловской области восьмиклассник умер во время урока физкультуры 19:01, Новость С 20 по 26 мая в Нижнем Новгороде состоится фестиваль ЦИПР Tech Week 18:58 Дуров предупредил о «неизбежных изменениях» в Telegram для украинцев 18:48, Статья Минфин предложил ограничить строительство в местах подтоплений 18:44, Статья Эрдоган словами «с этим покончено» охарактеризовал торговлю с Израилем 18:38, Новость Прокурор попросил семь лет колонии для бывшего замминистра культуры 18:29, Новость Габулов назвал тренера Федотова главной проблемой ЦСКА 18:27, Статья
Журнал
Подрядчики класса AAA: как зарабатывать на разработке элементов игр
Журнал № 01-02 (147), Январь-Февраль 2019 Бизнес,
0

Подрядчики класса AAA: как зарабатывать на разработке элементов игр

Основатели компании Sperasoft научились зарабатывать на помощи корпорациям в создании игровых вселенных Mass Effect, Assassin’s Creed и других блокбастеров. Из Петербурга они построили глобальный бизнес стоимостью $27 млн
Фото: Sperasoft
Фото: Sperasoft

Разработка игр с бюджетом в сотни миллионов долларов занимает не менее трех-четырех лет и требует усилий огромных команд — до 800 человек. Предприниматель из Санкт-Петербурга Игорь Ефремов ощутил себя частью этого масштабного процесса, посвятив более пяти лет корпорации Electronic Arts (EA; игры Need for Speed, FIFA, The Sims и др.). Позднее он придумал собственный формат бизнеса — разработку элементов инфраструктуры игр-блокбастеров на аутсорсинге. Вместе с партнерами Алексеем Кудряшовым и Марком Риззо, еще одним экс-сотрудником EA, Ефремов в 2004 году основал компанию Sperasoft. Она первой на российском рынке стала предлагать производителям AAA-игр (неформальный термин для класса высокобюджетных игр) совместную разработку контента. Сотрудники Sperasoft не просто выполняют заказы на аутсорсинге, а вливаются в команду разработчиков и участвуют в креативной части — вносят свои знания, опыт и экспертизу, поясняет Ефремов.

Разработчики с приставкой со-

Первым крупным заказчиком стал бывший работодатель Ефремова и Риззо Electronic Arts. Запуск бизнеса практически не потребовал инвестиций. «Вложили какие-то копейки. Основной инвестицией были наши трудозатраты, тогда каждый делал все что мог», — вспоминает Ефремов.

Одним из первых крупных проектов стало участие в создании игры Mass Effect 2, релиз которой состоялся в 2010 году. Кроме того, предприниматели работали над франшизами FIFA, FIFA Street и FIFA World Cup. Позже в портфолио Sperasoft добавились Dragon Age, League of Legends, Star Wars: Battlefront и Assassin’s Creed Origins. В 2011 году выручка компании составила 16,4 млн руб.

Первый офис находился на Васильевском острове в Петербурге и расширялся пропорционально росту бизнеса: комнатка на несколько человек — помещение для 20 сотрудников — большое пространство для 50 специалистов. Когда штат увеличился до 100 человек, компания перебралась в Московский район города, где до сих пор занимает два этажа бизнес-центра.

Фото: Sperasoft
Фото: Sperasoft

На очередном этапе расширения, в 2009 году, офис Sperasoft появился и в Волгограде. На выбор места повлияло два фактора: на городском ИT-рынке практически не было конкурентов, а один из основателей Sperasoft, Алексей Кудряшов, родом из Волгограда. В 2015 году компания открыла офис и в Европе — в польском Кракове.

«Мы постоянно экспериментировали — с партнерами, клиентами, технологиями. В начале пути занимались только разработкой софта. А позднее сфокусировались на аутсорсинге и помощи в разработке игр на разных платформах — PlayStation, Xbox, ПК, мобильные», — перечисляет Ефремов. Такой формат работы на рынке геймдева называют co-development. По словам основателей Sperasoft, модель выгодна, поскольку экономит заказчику время и ресурсы: в штате можно держать разработчиков основного контента, а второстепенных персонажей и ответвления сюжетных линий переложить на плечи соразработчика. Sperasoft никогда не создавала собственных игр и даже не ставила перед собой такой задачи, заверяет Ефремов.

Продать, но остаться

Год назад владельцы Sperasoft решили продать компанию. «Мы полностью вкладывали себя в бизнес, так что решение [о продаже] далось непросто, — говорит Ефремов. — Перевесило понимание, что так компания получит больше новых проектов и клиентов. При этом у нас не было даже мысли о выходе из бизнеса. Не представляю себе жизнь без Sperasoft».

Покупателем стал сервис-провайдер Keywords Studios, группа более чем из 50 студий с головным офисом в Дублине, которая, как и Sperasoft, специализируется на помощи в разработке сторонних проектов. В ее портфолио — For Honor, Uncharted 4, Halo 5, Watch Dogs 2.

Фото: Sperasoft
Фото: Sperasoft

Сумма сделки составила $27 млн. Из них $22 млн владельцы получили сразу, а $1 млн и оставшуюся сумму в акциях Keywords — спустя год. Приобретение Sperasoft вписалось в стратегию поглощений группы: ранее она приобрела тестировщиков VMC (за $66,4 млн) и Enzyme Testing Labs ($3,65 млн), а также аутсорсинговую d3t ($3,9 млн).

Sperasoft предоставила Keywords свои центры в России и Польше. Основатели по условиям сделки остались работать в компании. Ефремов занимает пост исполнительного директора, Кудряшов — финансового, Риззо — операционного.

С декабря 2017 года Sperasoft участвует в проектах четырех новых крупных клиентов — их названия компания не раскрывает. Также за этот год компания наняла более 160 новых сотрудников. В 2017-м выручка ООО «Сперасофт студия» приблизилась к 820 млн руб., но компания получила убыток в 26,8 млн руб., следует из данных СПАРК. По итогам девяти месяцев 2018-го выручка превысила 719 млн руб., а убыток сменился прибылью в размере 14,6 млн руб., сообщили в компании.