В Екатеринбурге огласили первые результаты выборов площадки для храма 04:56, Общество В России началась последняя волна перехода на цифровое телевещание 04:36, Технологии и медиа Зеленский попросил украинцев не делать «картинку» для российского ТВ 03:52, Политика В Филадельфии при стрельбе на улице пострадали шесть человек 03:36, Общество Франция вслед за США решила обезопасить своих военных в Сирии 03:21, Политика Трамп заявил о выполнении Китаем одного из условий по торговой сделке 03:21, Политика Венгерская оппозиция одержала победу в борьбе за Будапешт 02:26, Политика Полиция Флориды обнаружила пострадавшего при возможной стрельбе в ТЦ 02:15, Общество СМИ сообщили об убийстве диджея в Ленобласти из-за «неправильной» музыки 01:29, Общество Минздрав заявил о снижении на 30% смертности россиян из-за алкоголя 00:47, Общество СМИ узнали о планах США вывести войска из Сирии в ближайшие дни 00:38, Политика Минпромторг заявил о возможных поставках самолетов и вертолетов в ОАЭ 00:13, Общество Экзитполы показали победу партии Качиньского на выборах в Польше 13 окт, 23:31, Политика В США разбился тренировочный самолет Королевских ВВС Канады 13 окт, 23:25, Общество Сборную поздравили с выходом на Евро-2020 надписью на Останкинской башне 13 окт, 22:54, Спорт Нобелевский лауреат назвал два главных механизма развития рака 13 окт, 22:38, Общество Курды договорились с Дамаском о войсках вдоль границы с Турцией 13 окт, 22:33, Политика Черчесов назвал задачу сборной России на Евро-2020 13 окт, 22:31, Спорт Большой, маленький, дорогой: что не важно для женщины при выборе авто 13 окт, 22:30, РБК и Subaru В Тунисе опубликовали данные экзитполов на выборах президента 13 окт, 22:07, Политика Преемница Меркель потребовала не молчать о присоединении Крыма к России 13 окт, 22:04, Политика Дмитрий Медведев поздравил сборную России с выходом на Евро-2020 13 окт, 21:58, Спорт Пропавшая в Балашихе девятилетняя девочка нашлась живой 13 окт, 21:44, Общество Посольство уточнило данные о погибших в авиакатастрофе в Африке россиянах 13 окт, 21:35, Общество В Киеве на улице застрелили человека 13 окт, 21:26, Общество В Екатеринбурге назвали данные экзитполов по выборам за место для храма 13 окт, 21:19, Общество Федун назвал нынешнюю сборную России лучшей на своей памяти 13 окт, 21:16, Спорт Эрдоган заявил об отсутствии проблем с Россией из-за операции в Сирии 13 окт, 21:15, Политика
Журнал
Взломщик ДНК: микробиолог поставил генетический эксперимент над собой
Журнал 03, Март 2017 Технологии и медиа,
Взломщик ДНК: микробиолог поставил генетический эксперимент над собой
Генная терапия еще не перешагнула стадию клинических испытаний, но энтузиасты все чаще решаются на «взлом» собственной ДНК. 60-летний американский микробиолог Брайан Хенли, решившийся на рискованную операцию, рассказал журналу РБК о своем эксперименте
Фото: Sergey Nivens / Лори

До

Идеей испытать на человеке генную терапию я загорелся шесть лет назад, после защиты диссертации в Калифорнийском университете в Дейвисе. Зарегистрировал компанию Butterfly Sciences (и остаюсь единственным ее сотрудником) и начал разрабатывать уникальную плазмиду — маленькую кольцевую молекулу ДНК, отдельную от геномных хромосом и способную реплицироваться автономно. За основу взял ген гормона, высвобождающего гормон роста (GHRH). Эта молекула, попадая в организм, «приказывает» ему производить больше гормона роста, делает сильнее наш иммунитет. Десять лет назад ряд успешных экспериментов с вводом GHRH животным поставила компания VGX Animal Health — база их исследований стала для меня хорошим подспорьем.

Я мечтал изобрести лекарство от СПИДа, но инвесторов найти не удалось. Я потратил почти $500 тыс. своих накоплений, перебрал 15 «кандидатов» в «итоговую» молекулу, остановился на комбинации, которую решил испытать на себе. Я во многом вынужден был стать «чудовищем Франкенштейна» ради экономии ресурсов и времени: я не стал дожидаться разрешения регулятора и проводить доклинические опыты на животных. Рисковал ли я? Да, но ровно в той степени, что и пятеро ученых, за эксперименты на себе в итоге получивших Нобелевскую премию. Я хотел доказать всем свою правоту.

Микробиолог Брайан Хенли «хакнул» собственный геном, пытаясь изобрести лекарство от СПИДа (Фото: Antonio Regalado / MIT Technology Review)

Во время

Для генной инъекции я выбрал метод электропорации. Суть его в том, что с помощью электрического разряда в клеточной мембране временно пробиваются «дыры», через которые в клетки проникают молекулы. Оперировать согласился пластический хирург, с которым мы как-то познакомились в тренажерном зале. Первый эксперимент мы провели в 2015 году. Доктор «вскрыл» мне бедро и вколол плазмиды в заранее обозначенное место, куда одновременно через зажим, на котором размещались два электрода, был подан разряд. Колено затряслось (клетки впустили молекулы ДНК), и все закончилось. Первую операцию я провел без наркоза и сильно об этом пожалел: было очень больно. Когда мы повторили эксперимент в июне 2016-го и ввели уже большее количество плазмид, я подготовился: выпил 6 мг​ «Ксанакса» и попросил доктора ввести местную анестезию.

После

Повышенные тестостерон, уровень лейкоцитов и липидов в крови — так можно описать основные итоги эксперимента спустя полгода. Чувствую себя отлично, много двигаюсь, веду активный образ жизни. За состоянием моего здоровья следят коллеги из лаборатории профессора Джорджа Черча в Гарвардском университете — там работают лучшие эксперты по GHRH. Претензий от властей я не получал. Мечта остается прежней — вывести генную терапию на новый уровень, сделать доступной. Пока я хочу, чтобы Butterfly Sciences стала для отрасли чем-то вроде SpaceX для частного космоса. Сейчас для этого не хватает $6,5 млн инвестиций. Через несколько лет я планирую довести оценку бизнеса до $50 млн и вывести компанию на IPO. Коммерческие перспективы генной терапии безграничны.