Лента новостей
День на «Красном Октябре»: какой станет стрелка острова Балчуг 14:50 Эвакуировавшего 100 посетителей «Крокуса» подростка наградил муфтий 14:47, Статья Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» 14:42, Новость Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 14:42, Статья ЦБ назвал три новые рискованные схемы на рынке ипотеки 14:37, Статья Цена Dogecoin сильно выросла впервые за три года. В чем причина 14:36, Статья Минобороны сообщило о групповом ударе «Кинжалами» по объектам на Украине 14:31, Статья В Шебекино снаряд попал в частный гараж 14:17, Новость России вернули тела 29 погибших бойцов 14:14, Статья Сквозное шифрование: что за технология и как используется в логистике 14:14, Статья Акции Reddit обвалились на 24% после четырехдневного ралли 14:12, Статья В России вернули мораторий на штрафы застройщикам: в чем риски дольщиков 14:09, Статья Мурашко сообщил о смерти пострадавшего в теракте в «Крокусе» 14:06, Статья Украина сообщила о возвращении тел 121 погибшего военнослужащего 14:06, Статья Новак назвал срок восстановления оборудования на Нижегородском НПЗ 14:02, Статья ФХР оказала помощь 8-летнему хоккеисту, сбитому террористами у «Крокуса» 14:02, Статья Состоялось заседание экспертного совета по диверсификации ОПК 14:00 Sarex запустил программу переноса данных из Autodesk BIM 360 и ACC 13:50
Журнал
Кино на рельсах: смогут ли РЖД заработать на фильмах в поездах
Журнал 10, Октябрь 2016 Технологии и медиа,
0

Кино на рельсах: смогут ли РЖД заработать на фильмах в поездах

Вместе с Wi-Fi в поезда РЖД приходит новый вид услуг: пассажиры могут смотреть кино в пути. Новый сервис запустили оператор «РДЛ-Телеком» 
и онлайн-кинотеатр Okko. Но проект рискует не выйти из пилотной стадии
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

В 2014 году «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК) решила обеспечить пассажиров поездов сетью Wi-Fi. На статус партнера ФПК претендовало несколько компаний, но участником пилотного проекта стала одна фирма — «РДЛ-Телеком», созданная за два-три месяца до этого. Сейчас, по словам представителя РЖД, Wi-Fi в поездах в режиме коммерческой эксплуатации обеспечивает только «РДЛ-Телеком».

Компанию-оператора создал Владимир Литошенко вместе с партнерами, чьи имена он раскрывать отказался. Сам Литошенко ранее работал с фирмами, которые являются контрагентами РЖД, следует из информации в базе «СПАРК-Интерфакс» (подробнее см. врез). Изначально «РДЛ-Телеком» планировал оборудовать сетями Wi-Fi все фирменные поезда РЖД — более 200 составов, но пока ограничился 32: для оставшихся госкомпания хочет закупать оборудование самостоятельно.

Помимо платежей за доступ в интернет в поездах решили зарабатывать на показе фильмов. Первого контрагента среди онлайн-кинотеатров нашли сразу (его название Литошенко не раскрывает), но проект провалился: в каталоге фильмов не было блокбастеров, а это «решающий фактор для клиентов», считает Литошенко.

«Преимущество поезда перед другими видами транспорта в том, что человек в среднем находится в нем сутки без доступа к внешнему миру. Либо в интернете посидеть, либо посмотреть фильмы — что еще делать?» — объясняет Литошенко выбор бизнес-модели.

В конце 2015 года «РДЛ-Телеком» начал переговоры с онлайн-кинотеатром Okko, инвесторами которого являются основатели Yota Devices Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. К разработке софта для партнерского проекта Okko приступил в начале 2016 года, на это ушло 2,5 месяца.

30 поездов оборудовал Wi-Fi «РДЛ-Телеком»

3,5 млн руб. в среднем стоит оборудовать сетью Wi-Fi один поезд

27 поездов оснащены доступом к фильмам Okko

250 руб. стоит самый дорогой фильм Okko в поездах

149 руб. — минимум того, что придется заплатить за Wi-Fi от «РДЛ-Телекома»

5% выручки «РДЛ-Телекому» приносят платежи за просмотр фильмов

Источник: данные компаний

«РДЛ-Телеком», со своей стороны, прокладывает в поездах кабели, устанавливает Wi-Fi точки и оборудование от шведского производителя IComera, которое выполняет функции сервера (для хранения фильмов) и роутера (подключается к сетям сотовых операторов через антенны на крыше поезда). Оператор также управляет порталом, на который попадают пользователи Wi-Fi. В середине года партнеры запустили пилотный проект на 27 поездах, в основном фирменных, например «Лев Толстой» (Москва — Хельсинки), скоро к ним добавятся еще три состава.

48 часов

Сервис позволяет пассажирам смотреть фильмы из медиатеки Okko на ноутбуке, планшете или смартфоне. Пользователю доступно около ста картин (всего в коллекции кинотеатра более 5 тыс. фильмов и сериалов)  — число ограничено мощностью находящихся в поездах серверов, которые загружают контент и ездят вместе со зрителями.

Выбрать фильм пользователи могут на стартовой странице при открытии браузера. Стоимость единицы контента — от 79 до 250 руб., расплатиться онлайн можно с помощью банковской карты, сервиса «Яндекс.Деньги» или со счета телефона. После оплаты фильм доступен в течение 48 часов, но только в поезде.

Подключение к интернету для киносеанса не нужно, смотреть кино онлайн все равно невозможно, объясняет технический директор онлайн-кинотеатра Игорь Соколов. «Это поезд, он все время движется. Особенно если едешь где-то в области — низкий уровень сигнала не обеспечит загрузки фильма», — говорит он. Отдельных инвестиций проект не потребовал — им занимались штатные разработчики, добавляет гендиректор Okko Иван Гродецкий.

«Не бизнес-кейс»

Сейчас покупок «десятки в месяц» из-за малого числа подключенных поездов, говорит Гродецкий. Партнеры делят доходы между собой, но не раскрывают пропорцию распределения средств. Число пользователей и доход Okko Гродецкий также не раскрывает. Всего в сервисе зарегистрировано 5,5 млн устройств. Общая выручка за 2015 год, по оценке J’son & Partners Consulting, составила 645 млн руб., в Okko называют эту цифру «близкой к реальной». В сети «РДЛ-Телеком» в среднем проходит 300 платежей в день, из них около 5% — за фильмы, остальное — за доступ в интернет, говорит Литошенко (выручка оператора за 2014 год составила 5,3 млн руб. при убытке в 5 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакс»). Однако он уверен: контент должен приносить компании не 5%, а 40–50%, что возможно только при увеличении числа поездов. Гродецкий считает, что потенциал проекта 240–270 поездов с пассажиропотоком около 21 млн человек в год: «Из всех пассажиров 20% увидят сервис, 10% делают покупку».

В ближайшее время доля сервиса в выручке Okko вряд ли превысит 1%, считает директор департамента ТВ и медиаконтента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. «У онлайн-кинотеатра есть контент и необходимость продать его через максимальное количество каналов. Это один из них», — говорит эксперт.

Когда закончится пилотная стадия и начнется ли основная, партнеры не решили. Определяющий фактор — число поездов, в которых будет работать «РДЛ-Телеком». Если в проекте останется 27 составов, Okko он будет мало интересен — «это не бизнес-кейс», предупреждает Гродецкий. С ним согласен Литошенко: «Мы не для этого строили компанию».

Оператор с железнодорожным прошлым

«РДЛ-Телеком» на 100% принадлежит Петру Литошенко, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». До марта 2016 года оператором владела компания «Ава-Инвест», которая в равных долях принадлежит Владимиру Литошенко (брат Петра), Андрею Дудко и Альберту Ротфусу, а ее гендиректором является Алексей Орлов.

Партнеры Литошенко участвовали в проектах, связанных с РЖД. Например, Ротфус владеет 100% ТД «Владимир», который в 2012–2016 годах получил от РЖД заказы на поставку IT-услуг на общую сумму 644 млн руб. Орлов владеет 75% компании «ТрансРесторанСервис «Ласточка», которая обслуживает поезда «Ласточка». Сам Литошенко раньше был коммерческим директором «Аксиома Групп» (до февраля 2016-го принадлежала Ротфусу). Ключевыми заказчиками эта IT-компания называет РЖД и ее «дочек»: в 2013–2016 годах «Аксиома» заключила с ФПК контракты на общую сумму 141 млн руб. Ранее 50% акций «Аксиомы» владела «ТрансСервисГрупп» — крупный подрядчик РЖД.

У тандема «РДЛ-Телеком» и Okko есть конкуренты: примерно в те же сроки в поезде Москва — Адлер был запущен совместный проект оператора «ТрансТелеКом» и онлайн-кинотеатра TVzavr. Партнеры создали портал с фильмами, сериалами и информацией о маршруте поезда. Разработкой платформы занимался TVzavr, потратив $1,5 млн, рассказала представитель компании Олеся Теплова. С мая по август 2016 года доступ к контенту был бесплатным, а с осени TVzavr занялся монетизацией. «Стоимость будет включаться в цену билета на поезд, а цена на фильмы библиотеки начинается от 49 руб.», — отметила Теплова.