Мультяшки на миллиард
Продажи товаров под брендом «Свинка Пеппа» — героиня мультсериала для малышей, в 2014 финансовом году превысили $1 млрд. Диснеевские принцессы, Микки-Маус, Человек-паук, Винни-Пух, герои «Тачек» приносят производителям продуктов под этими брендами больше $1 млрд каждый год.
Российская анимационная индустрия тоже производит суперпопулярные мультфильмы: «Маша и Медведь» и «Лунтик» входят в пятерку самых популярных русскоязычных каналов на YouTube — каждый из них посмотрели больше 3 млрд раз. На мультипликационные бренды в 2014-м в России пришлось 95% от 150–170-миллиардного оборота в рознице всех лицензионных товаров, свидетельствуют расчеты отраслевого издания «Вестник лицензионного рынка». С оценкой в 150 млрд руб. согласен и генеральный директор одного из ведущих лицензионных агентств в России Megalicense Захар Назаренко. Журнал РБК встретился с владельцами трех главных отечественных анимационных франшиз и разобрался, удается ли им заработать на игрушках, творожках, фломастерах и других детских товарах.
«Маша и Медведь»
Небольшое двухэтажное здание студии «Анимаккорд» находится в Мурманском проезде, неподалеку от московской станции метро «Алексеевская». О том, что именно здесь создается один из самых известных в России мультсериалов «Маша и Медведь», догадаться сможет разве что внимательный прохожий: со второго этажа на улицу выглядывает главная героиня сериала Маша — наклейка на оконном стекле.
Из современных российских мультблокбастеров «Маша и Медведь» вышел на рынок последним. Сериал начал транслироваться в 2009 году, и проказница Маша быстро полюбилась российской аудитории. С тех пор вышла 51 серия, сейчас у официального канала MashaMedvedTV на YouTube 3,2 млн постоянных подписчиков. По количеству просмотров — это больше 3 млрд раз — он в пятерке лидеров русскоязычных каналов на YouTube.
Дмитрий Ловейко из студии «Анимаккорд» не сразу решился строить вокруг «Маши и Медведя» товарный бренд
«Изначально мы делали анимационный проект», — рассказывает управляющий директор студии «Анимаккорд», сопродюсер сериала Дмитрий Ловейко. Заранее предугадать, получится ли сделать из мультфильма бренд — выстроить вокруг него мир героев и товаров, сложно, объясняет он: кроме качества самого контента на возможность влияют и способ его распространения, и лояльность аудитории к персонажам, и главное — конкуренция.
Но когда стало ясно, что контент будет пользоваться популярностью, в «Анимаккорде» поняли: «Маша и Медведь» может стать брендом, который в дальнейшем, вероятно, можно будет продавать. Изучили опыт российских и зарубежных проектов, юридическую практику, элементы лицензионной стратегии ведущих игроков. Но в первую очередь ориентировались на успешные истории «Смешариков» и «Лунтика», которые к тому времени уже были хорошо известны в России, признает Ловейко.
Продажа лицензий на право выпустить товары под именем их героев — главная статья доходов производителей мультиков, рассказывает Ловейко. На товарное лицензирование в 2014-м пришлось 60% выручки от продажи бренда «Маша и Медведь» (остальное — доходы от рекламы и платных подписок на YouTube). Самые популярные товары для брендирования — игрушки и продукты питания (см. график внизу). Основатель сети гипермаркетов «Бегемот», гендиректор производителя игрушек «Гранд Тойз» Сергей Киселев называет «Машу и Медведя» безусловным лидером среди лицензионных товаров в своей сети.
Лицензиаты выбирают, с какими брендами работать, скорее по наитию, признается директор по маркетингу производителя пазлов Step Puzzle Виктория Степанова: «Это должен быть интересный, качественный продукт, который прививает «вечные ценности» и у которого есть потенциал стать «вечнозеленой франшизой». Для розницы же интерес ставить на полку мультипликационные бренды — в том, что на пике популярности их можно продать в разы больше, чем аналогичных «неименных» товаров, объясняет гендиректор компании — поставщика игрушек «Алиса» Михаил Зыков.
Лицензии на право выпускать товары под брендом «Маша и Медведь» с 2009 года приобрели больше 150 компаний по всему миру. Среди них Ловейко перечисляет крупнейших международных игроков потребительского рынка: производителей продуктов питания Danone, Ferrero, Perfetti van Melle, игрушек Simba Dickie Group и Ravensburger, канцтоваров Crayola. В 2013 году совокупная выручка лицензиатов от продажи товаров «Маши и Медведя» составила 3 млрд руб. в оптовых ценах. В 2015-м она достигнет 3,5–4 млрд руб., ожидает Ловейко: «Если бы не кризис, было бы больше».
Доход самих хозяев «Маши и Медведя» — роялти от продаж: 10% для непродовольственных товаров и 5% — для продуктов питания от оптовых продаж лицензиатов. Продажей лицензий занимается ООО «Маша и Медведь». Эта компания получила в 2013 году 292,2 млн руб. выручки и 139,5 млн руб. чистой прибыли, свидетельствуют данные СПАРК-Интерфакс. В прошлом году выручка, по словам Ловейко, выросла на треть.
«Лунтик и его друзья»
Совладелец студии анимационного кино «Мельница» Сергей Сельянов — ветеран российской киноиндустрии. Он продюсировал «Особенности национальной рыбалки», «Брат» и «Брат 2», «Бумер 2», «Антон тут рядом» и еще несколько десятков популярных российских фильмов последних десятилетий. В 1999 году из подконтрольной Сельянову кинокомпании СТВ выделилась студия «Мельница», которая занялась созданием анимационных сериалов и полнометражных мультфильмов.
В 2006 году «Мельница» совместно с каналом «Россия» запустила в производство анимационный сериал «Лунтик и его друзья», который стали транслировать в программе «Спокойной ночи, малыши». 440 серий уже вышло, еще 50 находятся в производстве. Число просмотров «Лунтика» на YouTube перевалило за 3 млрд — он тоже в пятерке лидирующих русскоязычных каналов на YouTube, свидетельствуют данные Google.
По словам Сельянова, доходы от продажи контента и товарного лицензирования у «Лунтика» составляют примерно равные доли. Выручку «Мельницы» по «Лунтику» он не раскрывает, но говорит, что выручка от продаж лицензионных товаров под брендами «Лунтик и его друзья», «Барбоскины» и «Три богатыря» с мая 2014 по май 2015 года составила 3,5 млрд руб. в оптовых ценах.
Первые лицензиаты появились у «Лунтика» в 2006-м — издательство Egmont и поставщик игрушек «Симбат Тойз». «Мы не продаем лицензии всем, кто хочет их купить», — говорит коммерческий директор «Мельницы» Людмила Цой. С каждым лицензиатом студия работает на эксклюзивных правах, поэтому выбирает производителей, хорошо представленных в федеральных и региональных сетях, с большими объемами производства и оборотными средствами. Это, по словам Цой, помогает избежать ощущения «повсеместного присутствия» бренда и не провоцировать у покупателей пресыщение. Сейчас у «Лунтика» 60 лицензиатов, в их числе производители игрушек Grand Toys и «Симбат Тойз», кондитерских изделий Ferrero и «Сладкая сказка», а также производитель пазлов Step Puzzle.
«Смешарики»
В августе 2014 года по Неве курсировал теплоход с изображением голубого кролика Кроша. Таким образом героя «Смешариков» использовал в продвижении одного из своих продуктов Промсвязьбанк.
Основатель и владелец продюсерского центра «Рики», производящего «Смешариков», Илья Попов совсем не похож на типичного бизнесмена: только яркие цвета, вместо пиджака — футболка. К сегодняшнему дню вышло уже 453 серии «Смешариков». В 2014 году на российском рынке, по данным «Вестника лицензионного рынка», было 130 лицензий анимационных и игровых фильмов. А в 2004 году именно Попов первым решился не просто вывести на рынок российский мультфильм, а сразу строить вокруг него целый лицензионный мир.
Примерно половину доходов от сериала «Лунтик и его друзья» (на фото совладельцы производящей его студии «Мельница» Сергей Сельянов (справа) и Александр Боярский) приносит товарное лицензирование
«У нас не было задачи просто снять сериал, — вспоминает Попов. — Мы создавали мир героев, одновременно запускали линию книг, развивали лицензионное направление». Пик популярности пришелся на 2005–2007 годы, когда у «Смешариков» сформировался пул лицензиатов, который в дальнейшем практически не менялся. После этого проект «вышел на плато», говорит Попов. Кроме «Смешариков», Попов с партнерами производит еще и «Фиксиков», «Малышариков» и еще несколько анимационных проектов и представляет в России интересы владельцев прав на героев иностранных мультиков («Губка Боб Квадратные Штаны», «Южный парк», «Черепашки ниндзя» и др). Но все же главным источником доходов остаются «Смешарики». Поэтому сейчас Попов называет главной задачей компании добиться долгосрочного присутствия проекта в медийном пространстве.
В прошлом году от продажи лицензий на «Смешариков» «Рики» получила 310 млн руб. — 75% всей выручки от мультсериала. Выручка компаний-лицензиатов от «Смешариков» в 2014 году составила 4,5–5 млрд руб. в оптовых ценах.
У бренда «Смешарики», по данным сайта компании, 60 с лишним лицензиатов, которые производят больше 4200 товаров. Большую часть из них можно найти на прилавках продовольственных магазинов: две трети лицензий приходятся на продукты питания, треть — на промтовары, говорит Попов. В первых рядах лицензиатов — все те же крупнейшие производители продуктов питания и детских товаров.
Но если «Маша и Медведь» и «Лунтик» помогают продавать в первую очередь товары для детей, то в «Рики» решили пойти дальше: в марте 2014 года Попов объявил, что хочет перевести «Смешариков» в категорию lifestyle-брендов. На «Смешариках», объяснял он, выросло не одно поколение детей, некоторые из которых и сами уже стали родителями, и теперь авторы мультсериала хотят удовлетворить их запросы и расширить возрастные рамки целевой аудитории. Для этого «Рики» подготовила четыре новых стайл-бука. Один из них, например, содержит принты со Смешариками в стилистике великих художников. Предполагалось, что их станут использовать лицензиаты из индустрии моды — для одежды, аксессуаров и даже предметов интерьера.
Пока лицензиаты по lifestyle-брендам у Смешариков не появились, признается Попов: переговоры, по его словам, продолжаются. В ожидании лицензиатов «Рики» запустил собственное производство товаров со «взрослыми» принтами — планируется, что на полках они появятся в январе 2016 года. Завершить же создание lifestyle-бренда Попов рассчитывает за пять лет.
Представитель Промсвязьбанка не смог прокомментировать РБК результаты акции со «Смешариками».
«Винни-Пух и все-все-все»
В планах Попова ни много ни мало стать крупнейшим игроком на рынке российской анимации. «Если бы в России появилась компания, которой принадлежали бы все успешные бренды, она могла бы влиять на этот рынок <…> Если компании [не объединятся], они останутся ларьками у метро, которые в дальнейшем будут снесены гипермаркетами», — убежден он.
Выдерживать конкуренцию на рынке детской анимации действительно с каждым годом сложнее, а лицензиаты становятся все разборчивее — требования к самому бренду ужесточаются, говорит Дмитрий Ловейко. Если в 2011 году на полках магазинов можно было найти товары под 87 анимационными брендами, то в 2015-м — уже под 152 брендами, свидетельствуют расчеты «Вестника лицензионного рынка». Это отраслевое издание ежегодно проводит мониторинг полок крупнейших ретейлеров (всего в последнем мониторинге было 32 сети), чтобы выяснить, какие лицензионные бренды больше всего представлены в рознице. В мониторинге 2014–2015 года лидерами по представленности и широте ассортимента оказались товары под брендами Walt Disney — «Диснеевские принцессы», «Тачки» и «Микки-Маус». «Маша и Медведь» заняли восьмую строчку, «Лунтик» и «Смешарики» в первую десятку не попали. В 2011 году картина была иной: «Смешарики» занимали восьмое место, «Лунтик» — десятое, а «Маша» в топ-10 еще не входила.
И битва с «гипермаркетом» уже началась: крупнейший в мире производитель мультфильмов Walt Disney сотрудничает в России с 300 лицензиатами, которые продают здесь больше 6 тыс. товаров, брендированных героями Disney, MARVEL и «Звездных войн». Обе цифры — в разы больше, чем у отечественных конкурентов.
Walt Disney начала развивать лицензионное направление в России с 2006 года. Сейчас студия, по разным оценкам, занимает от 40 до 50% лицензионного рынка в России, говорит Захар Назаренко. Среди партнеров Disney в России есть и крупные международные компании, и небольшие местные производители, передала РБК через представителя гендиректор компании в России Марина Жигалова-Озкан. Какие доходы студия получает в России, представитель компании не говорит. Глобальная выручка подразделения компании, отвечающего за лицензирование потребительских товаров, составила в прошлом году $3,98 млрд. В чем секрет такого преимущества Disney?
Во-первых, это портфель франшиз, который позволяет создавать широкий ассортимент товаров для самой разной аудитории и регулярно обновлять его, объясняет Жигалова-Озкан. Традиционно высоким спросом пользуются так называемые вечнозеленые франшизы — классические герои Disney: принцессы, медвежонок Винни, герои фильма «Тачки», Микки-Маус, Мстители, Человек-паук, а также герои «Звездных войн».
Сыграло свою роль и то, что Disney первой из международных лицензиаров открыла офис в России и начала работать без посредников. Разработка и утверждение продуктов стали занимать меньше времени, а самой Disney стало проще контролировать их качество. Наконец, в российском офисе компании функционирует центр разработок, специалисты которого отслеживают тренды и помогают лицензиатам создавать привлекательные товары, рассказывает Жигалова-Озкан.
«Конкурировать с Disney российским производителям анимации очень сложно, — утверждает Назаренко. — Дело в том, что Disney активно пользуется своими глобальными возможностями. Взять, например, самый большой для них рынок игрушек: основные роялти, которые они получают от Lego, Hasbro и Mattel, — это не новые разработанные в России и для России игрушки, а импорт уже готовых для всего мира кукол и конструкторов».
Российскому правообладателю сложнее: перед ним стоит задача или найти российского производителя, который инвестирует несколько миллионов долларов в пресс-формы, или убедить зарубежного крупного игрока, что бренд имеет потенциал за пределами России, говорит Назаренко. «Пока это успешно получается только у «Анимаккорда» — контракты с Simba Dickie и Spin Master — это очень круто», — уверен он.