Лента новостей
В ЕС исключили перенос переговоров по помощи Киеву на следующий год 09:04, Статья Неприличный Китай. Почему россияне все чаще жалуются на качество товаров 09:01, Статья 4 отрасли, где применяются большие языковые модели 09:00 Аналитики назвали пять трендов на рынке элитной аренды жилья Москвы 09:00, Статья Глава Ленобласти сообщил о сбитом дроне 08:54, Новость «Иллюзия могущества»: закончит ли перемирие торговую войну США и Китая 08:34, Статья Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу 08:30 ТАСС узнал, почему суд отказал Лурье во взыскании убытков с Долиной 08:27, Новость Посольство России в Мексике предупредило о возможном ответе на тарифы 08:19, Новость Минобороны сообщило о 83 сбитых за ночь дронах 08:13, Новость Politico узнало, что предложение США о гарантиях безопасности «не вечно» 08:09, Статья Что успеть сделать в бухгалтерии и кадрах до конца 2025 года — чек-лист 08:05, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 08:05, Онлайн Что общего между скачками российских акций и биткоина. Разбор РБК 08:01, Статья Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор 08:00 Эксперт НПФ «Будущее» спрогнозировала сокращение количества фондов 08:00, Статья Экс-соперник Александра Емельяненко утонул в Бразилии 07:54, Статья Собянин сообщил об уничтожении двух летевших на Москву дронов 07:33, Новость
Журнал
Гордость и унижение
Журнал Апрель 2015 Общество,
0

Гордость и унижение

Судьба балансирующей на грани дефолта Греции в руках кредиторов...
Фото: Антон Голощапов для РБК
Фото: Антон Голощапов для РБК

Судьба балансирующей на грани дефолта Греции в руках кредиторов: страна должна около €320 млрд, больше 170% своего ВВП, и не способна вовремя платить по долгам ни при каких условиях. Вопрос о банкротстве Греции не решается, просто вновь и вновь откладывается, но едва ли так будет продолжаться вечно. Как в этой ситуации ведут себя греческие политики? Умоляют о снисхождении? Вовсе нет.

Назначенный в январе премьер-министром 40-летний Алексис Ципрас без тени смущения описал сложившуюся картину с помощью древнего анекдота. «Если вы должны банку £5 тыс. – это ваша проблема, если вы должны £500 тыс. – это проблема банка. В случае с Грецией это проблема Меркель, проблема Европы, мировая проблема», – заявил он в интервью газете The Guardian. Германия, крупнейший кредитор, не в восторге от идеи бесконечно поддерживать Грецию на плаву за счет своих налогоплательщиков. Но она должна понимать греков, как никто другой, настаивал министр финансов Янис Варуфакис в интервью немецкому телеканалу ARD.

Сейчас Греция примерно в том же состоянии, говорил он, в котором пребывала Германия после подписания Версальского мира в 1919 году, – разоренная и обремененная непосильными долгами. Германии тогда не помогали, и в итоге это привело к победе нацистов и развязыванию Второй мировой войны. «Если долго унижать гордую нацию и тревожить ее возможным кризисом из-за долгов, без света в конце тоннеля ситуация может дойти до точки кипения», – заключил Варуфакис. Он, как и Ципрас, занял свой пост в правительстве после победы на парламентских выборах Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА).

Греция находится в сильнейшем кризисе с 2008 года: ВВП страны за эти годы упал на 25%, доходы населения – на 40%. Кредиторы требуют жесточайшей бюджетной экономии и повышения налогов, что не может нравиться грекам. СИРИЗА пришла к власти, обещая сопротивляться внешнему давлению и требовать списания долгов. Мы вернем народу Греции достоинство и положим конец национальному унижению, заявил Ципрас сразу после победы его коалиции. На внутреннем рынке популистские лозунги работают почти всегда, на внешних – вызывают раздражение. Если кредиторы не хотят, чтобы национальное возрождение закончилось угрюмым нацизмом, то лучше им согласиться на прощение хотя бы части долга – такой посыл Греция транслирует вовне.

Во многих смыслах она сегодня напоминает Россию образца 1998 года, когда долг нашей страны составлял 146% ВВП. Унижение перед кредиторами закончилось техническим дефолтом и кризисом, из которого Россия выбиралась несколько лет. Чем может закончиться для Греции возможный дефолт или выход из Евросоюза, сказать трудно: у нее нет минеральных ресурсов, на рост стоимости которых можно было бы рассчитывать. Что спасет греков – распродажа или передача за долги компаний, недвижимости или многочисленных островов? Все это плохо соотносится с риторикой нового правительства, по которой уплата долгов будет означать продолжение национального унижения.