Лента новостей
Может ли вступление Украины в ЕС ускорить мирное урегулирование 20:42, Статья Дегтярев поблагодарил МОК за снятие ограничений на юношеские турниры 20:42, Статья Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год 20:39, Статья Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты 20:36 Как цифровизация помогает расти реальному сектору экономики 20:34 Зеленский раскрыл позицию США о необходимости прекращения огня 20:32, Новость Приведет ли задержание танкера с венесуэльской нефтью к военной эскалации 20:30, Статья Цена золота впервые за полтора месяца превысила $4300 за унцию 20:30, Статья МОК разрешил проводить международные турниры в Белоруссии 20:23, Статья Импортозамещение, кибербезопасность и ИИ: опыт «Еврохима» и «К2Тех» 20:22 Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса 20:18 На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay 19:59 МОК снял ограничения на участие россиян в юношеских турнирах 19:57, Статья Арбитражный суд удовлетворил иск экс-Sony к «Синема Парку» на ₽126 млн 19:56, Статья Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии 19:46 Чемпионат России по BMX-фристайлу в аэропорту Домодедово отменили 19:36, Статья Выбор жилья в новостройках Новой Москвы упал вдвое за два года 19:35, Статья Зеленский увидел возможность аналога «плана Маршалла» для Украины от США 19:35, Новость
Журнал
Приступ паники
Журнал Март 2015 Общество,
0

Приступ паники

Совет не паниковать во время паники бесполезен
Фото: АРТЕМ ГОЛОЩАПОВ ДЛЯ РБК
Фото: АРТЕМ ГОЛОЩАПОВ ДЛЯ РБК

Когда в черные дни декабря рубль обесценивался каждый час, редкий житель России удержался от того, чтобы не купить хотя бы немного долларов или евро: глупо ведь просто сидеть и ничего не делать. Каждый обменянный рубль поднимал курсы валют чуть выше, отчего этот костер разгорался еще сильнее. В моменты паники все идет не так – чем выше был курс, тем больше людей бежало покупать валюту.

Валютный рынок – это огромный и сложный механизм со множеством встроенных в него самоограничений. У любого профессионального спекулянта, даже самого жадного на свете, есть максимальный уровень риска, который он готов взять на себя в расчете на вознаграждение за этот риск. Когда рынок идет вразнос, как это случилось с российским валютным рынком в середине декабря, профессионалы предпочитают затаиться и выждать. Но 16 декабря 2014-го торги на Московской бирже продолжались.

На рынок вышли дилетанты – мы, не имеющие системы оценки рисков, понимания происходящего и ответственности перед кем-либо, кроме себя. «Массовые участники рынка реагируют только на динамику курса. Когда растет – покупают, когда падает – продают» – так один из трейдеров описал стратегию любителей. Профессионалы боятся резкого выхода населения на рынок – это почти всегда признак катастрофы. Центробанк должен был не допустить ее, удерживая курс любыми способами, считают трейдеры. И в своей логике они правы.

У ЦБ другая логика: гарантированные деньги для рынка означают, что спекулянты сумеют просчитать свою выгоду и начать игру против Центробанка. В условиях, когда падает нефть и уменьшается количество долларов на рынке, банк будет просто зря тратить валюту и кормить спекулянтов. Своя логика и у крупнейших компаний-экспортеров, которые перестали продавать на рынке валюту в прежних объемах: скоро платить по кредитам, да и зачем продавать сейчас то, что растет в цене?

Мы восстановили события декабрьских дней буквально по часам, прочитали груды бумаг и потратили многие часы на разговоры. Вся эта сложнейшая система пребывала в относительном равновесии на протяжении многих месяцев, почему она дала сбой? Просто с рынком случился приступ паники, справиться с которым он смог лишь двое суток спустя. Вкратце это все.