Национализация СМИ
Необходимость принятия закона, запретившего иностранцам владеть более чем 20% долей в российких СМИ, мотивировали требованиями информационной безопасности страны. Если дело было в этом, то инициатива несколько запоздала. Уже в начале 2014 года 56% доходов в отрасли контролировало либо государство, либо близкие к нему бизнесмены, попавшие впоследствии под европейские санкции.
Если исключить непрозрачные источники дохода вроде тендеров на PR-сопровождение, минимальный объем рынка в 2013-м можно было оценить в 414 млрд рублей ($12,6 млрд). 27% этих средств – дотации федерального или региональных бюджетов. Вместе с рекламной выручкой и прочими доходами государственные СМИ заработали 126 млрд рублей, связанные с государством (включая Первый канал) – 106 млрд, а все остальные, разделяющие политику Кремля или несогласные с ней, – 90,2 млрд (распределение доходов от рекламы в интернете и выручки прессы от подписки и реализации не известно). В 2014-м ситуация не изменилась к лучшему.