Закрытая вечеринка
За что так любят Maserati? «Если не жить в Италии, этого не понять никогда», – мой друг, который провел на Апеннинском полуострове больше 10 лет, лаконичен. Но все же? Итальянцы боготворят автомобили с трезубцем на радиаторной решетке за неповторимый дизайн, драйв на дороге и неуловимый дух, породу, сотканную из мельчайших деталей. Даже запах в салоне и тот особенный. Русским нужно что-то еще, что называют эксклюзивностью, и неважно, сколько это стоит. Мы провели несколько дней с главной новинкой Maserati последних лет – Ghibli, измерили уровень ее эксклюзивности и нашли его зашкаливающим.
Трезубец удачи
Во второй половине XX века итальянский бренд ходил по рукам. Сперва оказался под властью французов из Citroen, которые вместе со знаменитым дизайнером и владельцем студии ItalDesign Джорджетто Джуджаро выпустили двухдверное купе Ghibli. Успех пришел, когда ради него клиенты стали отказываться от Ferrari Daytona и Lamborghini Miura. В 1960-х производство Maserati достигало невиданных ранее темпов – двух машин в день. Тогда же компания принялась искать «рецепт» универсального автомобиля, который мог бы сочетать традиции марки и требования комфорта. На рынке появился будущий флагман Quattroporte, но людям требовалось что-то для повседневной жизни. Планам Citroen помешал нефтяной кризис 70-х, сильно ударивший по рынку спортивных автомобилей.
В 1975 году бренд перешел в руки известного гонщика и конструктора Алессандро де Томазо, который вернул Maserati эксклюзивность. Прожорливые машины в Италии облагались большим налогом, на дворе бушевал кризис, поэтому был создан 180-сильный Maserati Biturbo. Компания подстроилась под экономику, уменьшила мощность моторов, но выпустила модель ограниченным тиражом. Когда в 1993-м Maserati выкупила группа Fiat, у «трезубцев» началась эпоха подъема. Через четыре года по их душу пришли из Ferrari, и к 1999-му у штаба из Маранелло оказался 100-процентный пакет акций Maserati. Взамен автомобили компании получили лучшие двигатели и подвески в мире. За 100 лет итальянцы из Maserati заработали возможность с откровенным пренебрежением смотреть на всех остальных. Даже материнская Ferrari не вызывает трепета – они все еще на равных.
Роскошный компромисс
Богатые всегда лучше других умели считать деньги. Однако если раньше из-за отсутствия выбора приходилось мириться с моторами, поглощающими 30–40 л топлива на 100 км, то теперь в моде компромисс между роскошью и экономичностью. Широкий выбор в данном сегменте предлагают даже самые эксклюзивные марки. В 2013 году публике представили и возрожденный Maserati Ghibli.
Пятиметровый четырехдверный Ghibli построен по образу и подобию старшего брата Quattroporte. Фирменные мускулистые арки – реверанс в сторону прошлого, напоминание о самых первых моделях. Похожими формами, к примеру, обладал Maserati 200SI 1957 года. Но теперь «трезубцы» стали гораздо крупнее, мощнее, быстрее и экономичнее.
Вся магия Ghibli раскрывается в движении. 330-сильный мотор собран вручную на заводе Chrysler. Каждое резкое ускорение воскрешает в памяти детское ощущение свободного полета на аттракционе. И конечно, автомобиль, разгоняющийся до 100 км/ч за 5,6 секунды (и это не самая быстрая версия), не создан для пробок.
Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах и многорычажка сзади достались Ghibli в наследство от Quattroporte. Последняя стала донором почти 50% компонентов. Инженеры специально сделали подвеску мягкой, по аналогии с мерседесовской, но им удалось создать комфортный и резвый седан, не лишив его прелести спортивной езды. Крупные ямы и неровности авто преодолевает плавно, будто к днищу прикрепили подушку, зато при разгоне на ровной дороге вжимается в землю, как и положено спорткару. Сдерживают напор 6-цилиндрового 3-литрового турбированного монстра вентилируемые тормоза под капотом. Они не дают системе перегреться, эффективно прихватывая при малейшем воздействии на педаль тормоза.
Расход топлива у заднеприводного варианта Ghibli в городе составляет около 14 л на сотню, тогда как полный привод потребляет на 3–4 л больше. Аналогичные показатели у любого паркетника или крупного седана, которые, однако, не в силах подарить то же удовольствие от вождения. А Ghibli в этом плане абсолютный провокатор.
Генетика соблазна
От флагманского Quattroporte он получил электронную прошивку, собравшую все последние достижения автопрома, климатическую установку, систему полного привода, спортивную подвеску и набор опций на любой вкус. Внутреннее убранство декорируется в зависимости от предпочтений клиента. В одной версии можно выбрать отделку ясенем и эбеновым деревом. В другой – карбоновые вставки. Впрочем, глянцевая отделка из углеволокна смотрится не так шикарно, как матовое дерево. Вставки из натурального материала выполнены по современным канонам моды – приятные по цвету и максимально приближенные к натуральному дереву, с искусственной шершавостью.
Интерьер продуман до мелочей, как пошитый вручную костюм, к которому прилагаются статусные часы. Расположенные по центру приборной панели, они будто только что сняты с наручного кожаного ремешка. Большой пухлый руль перекочевал из Quattroporte, массивные вытачки по бокам помогают зафиксировать руки в правильном обхвате. Не отрываясь от вождения, можно настраивать круиз-контроль и бортовой компьютер. А вот опции управления музыкой на руле нет, и каждый раз при желании сделать погромче приходится тянуться к 8,4-дюймовому сенсорному дисплею в центре торпедо. Иногда рука соскальзывает на джойстик автоматической 8-ступенчатой коробки передач ZF, меняя режим на механику. Чтобы вернуть все обратно, необходимо нажать кнопку рядом с джойстиком. Многовато лишних движений из-за отсутствия одной опции.
Как ни удивительно, в автомобиле со стартовым ценником в 3,4 млн рублей нет подогрева руля. Мороз? Никогда не слышали. Ситуацию спасает мощный мотор, который дает возможность климатической установке быстро нагнать теплый воздух в салон.
Целевая аудитория Maserati Ghibli – не бизнесмены, привыкшие сидеть сзади и отдавать указания водителю. Да и развалиться на заднем ряду не удастся: там мало места, к тому же высокий тоннель режет салон пополам. Ghibli предназначен исключительно для водителя. Большое внимание уделено передним сиденьям с боковой поддержкой. Они имеют широкие мягкие подголовники и настройки по восьми направлениям. Такие кожаные кресла с перфорацией фиксируют сидящих в них в поворотах любой сложности.
Клуб джентльменов
Согласно маркетинговым данным, целевая аудитория Ghibli в России более прагматична, чем в Европе. Там модель конкурирует с Audi A7, BMW Gran Coupe или Mercedes CLS, а в нашей стране итальянцы хотят пересадить на Maserati владельцев дорогих версий Mercedes Е-Class, BMW 5 Series или Audi A6.
Обеспеченные бизнесмены приобретают итальянский седан в пару к уже имеющемуся большому внедорожнику, например Range Rover. В этом комплекте Ghibli рассматривается в качестве второй машины – только для собственного удовольствия. Но если Ferrari берут для подобных целей на выходные, то Maserati – для ежедневного кайфа.
Впрочем, в отличие от конкурентов, Maserati Ghibli в России никто не рекламирует – это моветон. Трезубец на капоте совсем другая автомобильная иерархия, как закрытая вечеринка клуба джентльменов, о которой нигде не напишут и не расскажут. О ней знают лишь те, кто получил именное приглашение в бархатном конверте.