Лента новостей
Суд объяснил решение обратить в доход государства Туапсинский порт 15:34, Статья Силуанов объяснил, когда экономика России начнет «гнать на велосипеде» 15:34, Статья Сделки с жильем предложили подтверждать с помощью третьих лиц 15:29, Статья Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум 15:27 Финалист Кубка Гагарина остался без второго тренера за месяц 15:22, Статья Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта 15:15 В России обвинили Залужного, Умерова и Порошенко по делу о геноциде 15:05, Статья Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее 15:05 Аэропорты Владикавказа, Грозного и Магаса закрыли для полетов 14:58, Новость Умер посол России в КНДР Александр Мацегора 14:57, Статья Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование 14:55 Польша захотела стать главным хабом для экспорта СПГ в Европу 14:54, Статья Турецкий лоукостер Pegasus купит крупнейшую чешскую авиакомпанию 14:53, Статья Как правильно вести переговоры с китайскими партнерами 14:52 Москвина заявила, что фигурное катание в мире прогрессирует и без россиян 14:51, Статья Помните о цели: как сформировать новые привычки 14:50, Статья УАЗ анонсировал старт продаж обновленного внедорожника «Патриот» 14:47, Новость Россиян призвали к бдительности в Таиланде на фоне обострения с Камбоджей 14:44, Новость
Журнал
Без границ
Журнал Январь/февраль 2014 Общество,
0

Без границ

Производители премиальных или просто дорогих товаров и услуг вынуждены опуститься до масс-маркета. Иначе не жить
Фото: EPA
Фото: EPA

Крупнейший в Европе лоукостер Ryanair, известный своим пренебрежением к сервису, заявил о том, что разрабатывает продукты для пассажиров премиум-сегмента. Для рынка это событие сродни землетрясению. Еще вчера глава компании Майкл О’Лири намеревался вводить плату за пользование туалетом на борту, сегодня же разрешает бесплатно провозить вторую ручную кладь и собирается летать в аэропорты первого эшелона, а не только на задворки цивилизации. Для традиционных авиакомпаний это означает вхождение в зону турбулентности. Будет трясти сильно и, возможно, долго. Что примечательно, с таким наступлением со стороны «дешевых» конкурентов столкнулись не одни перевозчики. Прогибаться под изменчивый мир придется и тем, кто производит премиальные товары.

Кризис класса люкс

Раньше все было просто. «Аэрофлот», Lufthansa, Air France – это дорого, но с комфортом. Ryanair, easyJet, flydubai – дешево и сердито. Audi, BMW, Jaguar – престижно и стоит как чугунный мост. «Жигули», Kia, Chery – не роскошь, а средство передвижения. Dior – в пир. H&M – в мир. Сейчас все смешалось. Вернее, может смешаться в самое ближайшее время.

Перемены стали наблюдаться в кризисные годы. Бюджетные и премиальные производители поначалу не теряли клиентов, штормило только средний сегмент. Но потом оказалось, что и предметы роскоши уже не пользуются прежним спросом. Этого мало кто ожидал. Например, эксперты из Bain & Co., много лет изучающие luxury-рынок, даже с наступлением трудных времен продолжали верить в светлое будущее. Они полагали, что мир люкса поддержат, с одной стороны, те, кто привык к роскоши и ни за что не захочет менять образ жизни, а с другой – простые смертные, которые всегда будут стремиться заполучить хоть какой-нибудь атрибут гламурной жизни. Благодаря им сектор должен был чувствовать себя лучше других. То есть не грохнуться, а всего лишь затормозиться. Расти не на 9% в год, как в 2007-м, не на 6,5%, как в 2008-м, а на 3%, что в условиях глобального спада все равно замечательно. Однако ожидания не оправдались. В США в 2008-м продажи премиальных товаров снизились на 3%, в Японии – на 10%. В 2009-м падение по миру достигло 15–20%. Стало очевидно, что у суперсостоятельных людей на первый план вышла ценность, но не цена, а прочие любители шопинга отказались от демонстративной роскоши, откладывая реализацию амбиций до лучших времен. И вот что любопытно: в экономике вроде бы оттепель (во всяком случае не ужас-ужас), а обеспеченные граждане не оттаивают и не рвутся с былой прытью в люкс. Более того, некоторые в потребительских предпочтениях сравнялись со средним классом. «Дешевые» производители открыли на них охоту.

Давление снизу

В феврале 2013-го Kia Motors привезла в Россию представительский седан Quoris. Лет 20 назад штурм корейцами премиального сегмента был бы встречен снисходительной улыбкой: ребята, клепайте свои бюджетные машинки и не суйтесь в высшую лигу! Сейчас скепсис тоже есть, но звучат аргументы критиков неубедительно. Авто получилось добротным, достойным, а главное – недорогим. Ценник стартует от 1,99 млн рублей, и это в 1,5 раза меньше, чем стоимость конкурента – «семерки» BMW. Поговаривают, что выход на территорию больших денег запланировали французский Renault и американский Ford.

Давление со стороны тех, кого раньше люксовые производители не считали конкурентами, началось и в легкой промышленности. Например, американская компания Timberland, которая изготавливает массовую повседневную обувь, запустила премиальную линейку Abington. Шведский модный гигант Hennes and Mauritz, владеющий демократичным одежным брендом H&M, разрабатывает люксовую линию. У компании уже есть недешевая марка COS, которая, по словам исполнительного директора H&M Карла-Йохана Перссона, очень успешно продается. Новый бренд будет значительно дороже.

Изменения происходят и в сфере услуг. Так, в прошлом году сразу несколько низкотарифных авиаперевозчиков объявили о начале охоты на премиальных пассажиров. Flydubai из Объединенных Арабских Эмиратов обустроил в своих самолетах салоны бизнес-класса. У клиентов, выбравших новый сервис, будут приоритетное право регистрации на рейс, индивидуальное обслуживание на борту, просторные и комфортные кресла и богатый выбор блюд из разных стран мира. Как говорят в компании, прежде чем изменить бизнес-модель, они провели большое исследование предпочтений пассажиров и выяснили, что жесткая экономия уже не главная цель туристов. Гораздо важнее максимальная гибкость при планировании поездки и нужное соотношение цены и качества.

Места первого класса появятся и у американской JetBlue Airways. Они будут представлять собой кресла-кровати, некоторые из них отгородят от прохода раздвижными дверями. На борту станут предлагать бесплатный алкоголь и горячее питание. Даже ирландская Ryanair, готовая, казалось, продавать воздух в салоне, меняет тактику. В этом году она откроет базу в основном аэропорту Брюсселя, хотя раньше летала только в порты второго эшелона, которые подешевле. А какое нашествие грядет с китайской стороны! Там администрация гражданской авиации решила поддерживать лоукостеры. Много лет чиновники относились к ним с осторожностью, считая, что они не могут обеспечить безопасность полетов, да и составят конкуренцию государственным авиакомпаниям. Кому ж нужно такое счастье? А летом власти вдруг поручили небольшим игрокам изучить принципы работы зарубежных дискаунтеров. Долго раскачиваться китайцы не стали. Скажем, базирующаяся в Чунцине West Air провела реструктуризацию и снизила цены. Запуска ожидают еще как минимум два проекта.

Люди говорят, славные дни прошлого не вернутся. Всем придется учиться жить по-новому. Некоторые это уже понимают. Так, трендсеттеры автомобильного рынка еще вчера задумались о том, что надо бы подстраиваться под изменившиеся требования покупателей. Поэтому кто-то из обитателей машиностроительного олимпа начал предлагать авто с меньшим объемом двигателя, кто-то дает возможность отказаться от «лишних» наворотов, сбивая таким образом цены на продукцию.

В конце концов к полной или частичной трансформации стратегий придут игроки и в других отраслях. Вон «Аэрофлот» уже зарегистрировал бюджетную «дочку», а у производителя модной одежды и предметов роскоши Gianni Versace есть демократичная линейка Versace Collection. Это оттого, что гибридная модель бизнеса сейчас наиболее выгодна. К примеру, британская авиакомпания easyJet, которая вслух уже не говорит, что является лоукостером, а предлагает и дешевые варианты перелета, и подороже, заканчивает год с рентабельностью 11,2%. Для современного авиарынка прекрасный показатель. Да, вероятно, все смешается в самое ближайшее время.