Совет да любовь
Многие мои друзья и знакомые ездят на мотоциклах, ходят на охоту, занимаются рыбалкой. Одним словом, у каждого из них есть страсть, неотъемлемая часть жизни, альтер эго. Называйте как угодно, только не «хобби» – по-настоящему увлеченных людей это слово почему-то обижает. Наверное, как недостаточно весомое. В каждом таком деле есть свои объективные сложности: проехать на двух колесах по пустыне или уложить дичь с первого выстрела бывает непросто. Но жизнь становится трудной вдвойне, если кроме сил природы приходится преодолевать сопротивление близких. Сколько раз я слышал жалобы на жен (а иногда и мужей), ставивших вопрос ребром: или я, или мотоцикл, охота, рыбалка, любимая работа…
Меня всегда удивляла эта постановка вопроса. Не только из-за того, что жестоко и несправедливо отнимать у любимого человека любимое занятие. А еще и потому, что сам вопрос, предлагаемый именно в таком виде, уже подразумевает ответ, причем явно не в пользу спрашивающего.
И это еще полбеды, если речь идет о рыбалке или вышивании крестиком. Объясните мне, почему на таких инфантильных ультиматумах строится внешняя политика моей страны? Только что наблюдатели цокали языками от восхищения, глядя, как Россия протискивается через игольное ушко конфликта вокруг Сирии. И что же? Не прошло и двух месяцев, как разразился Евромайдан. Российские политики любят называть Украину братской и тут же срываются на окрик: «Или мы, или Евросоюз!» Так, по-вашему, поступают с братьями?
Наша политика вообще устроена как патриархальная семья. Внутренняя похожа на отношения государства-родителя и непутевого ребенка-общества. В разговоре с западными странами Россия ведет себя как задиристый и обидчивый подросток со старшими (и да, случай с Сирией был приятным исключением). Ну а диалог с соседями по бывшему советскому блоку похож на свару старых супругов, которые забыли, зачем нужны друг другу, но цепляются за партнера по привычке. Мои наблюдения подсказывают, что проблема «или – или» в семьях случается от нехватки уважения и любви к ближнему и уж точно не от большого ума. На уровне государств, пожалуй, лучше обойтись без пылкой и переменчивой любви. Тогда по крайней мере не придется выяснять, кто в доме хозяин. А уж если добавить ума и уважения, то и вовсе можно остаться друзьями на всю жизнь.