Мошенники начали рассылать фейковые сообщения о декабрьской выплате

. В основе этой схемы лежит социальная инженерия

МВД России: мошенники начали рассылать россиянам сообщения о декабрьской выплате

Обновлено 12 декабря 2025, 11:13
Мошенники начали рассылать фейковые сообщения о декабрьской выплате
Фото: Yarrrrrbright / Shutterstock / FOTODOM

Мошенники от лица «Госуслуг» рассылают россиянам сообщения о возможности получить некую «выплату» в размере 15 тыс. руб., которая якобы предназначается для работающих и неработающих граждан. При переходе по ссылке пользователи оказываются подписаны на мошеннические каналы, сообщила пресс-служба управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) МВД России.

По словам специалистов, наиболее эффективными остаются атаки, совершенные с использованием социальной инженерии. Одна из таких схем — массовая рассылка с обещанием выплаты: «Граждане России в декабре могут подать заявление на выплату 15 тыс. руб. Такое пособие положено всем гражданам старше 18 лет», — говорится в сообщении мошенников, которое пришло пользователям Telegram 11 декабря 2025 года.

«При попытке получить «выплату» инициируется череда подписок на мошеннические каналы, где пользователю будут предлагать нелегальные казино, фальшивые инвестиционные инструменты, вредоносное программное обеспечение под видом полезных программ», — отметили в МВД России.

Специалисты по кибербезопасности призвали развивать цифровую грамотность, умение проверять источники и способность выдерживать паузы в ситуациях давления.

«Критическое мышление — тот механизм, который способен остановить большинство сценариев еще до первой ошибки пользователя», — напомнили в ведомстве.

Основные ошибки жертв мошенников

К наиболее распространенным ошибкам потенциальных жертв мошенников относятся разглашение конфиденциальной информации, установка приложений из непроверенных источников, импульсивные финансовые операции, доверие незнакомцам с «выгодными предложениями», переход по подозрительным ссылкам и публикация личных данных в соцсетях, сообщили ранее в МВД России.

«Несмотря на предупреждения, многие все еще доверяют звонкам от «сотрудников банка» или «правоохранительных органов», называя номера карт и PIN-коды, коды из SMS, паспортные данные», — говорится в сообщении.

К импульсивным финансовым операциям относятся случаи, когда мошенники, провоцируя срочность, сообщают, что на совершение какой-либо выгодной покупки или персонального предложения по какой-либо услуге остается мало времени. У людей не остается времени подумать, и они в панике переводят деньги.

Правила, которые помогут защититься от мошенников

Чтобы защититься от мошенников, необходимо выстроить минимальный уровень защиты, которого пользователь будет придерживаться в повседневном ритме жизни, отметили в МВД. Первое правило: просьбы «срочно», «прямо сейчас» следует рассматривать как стоп-сигнал. Правило второе: выбрать только один канал доверия для критичных действий — к примеру, личный звонок по известному номеру. Третье правило: «срочность, эмоции, риск упустить выгоду, персональные данные» — если в сообщении есть хотя бы два из этих маркеров, то, скорее всего, в нем используется фишинг или социальная инженерия.

Поделиться
Авторы
Теги