Вклад в будущее: как предпрофклассы помогают ученикам строить карьеру
. Ученики и их наставники — о пользе образовательной программы
Время — самый ценный ресурс. Но часто это осознание приходит слишком поздно — когда оно упущено. Однако у школьников Москвы есть все шансы сработать на опережение и начать свой взрослый путь с более высокой стартовой позиции. По данным за 2024 год, более 90% выпускников предпрофессиональных классов поступают по выбранному направлению в ведущие вузы столицы, среди которых МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГУ имени М.В. Ломоносова, ВШЭ или МГИМО.
Эксперты и школьники рассказали РБК Life об отличиях предпрофессиональных классов от обычных, требованиях для поступления и особенностях шести направлений, которые дают мощное преимущество при поступлении.
Чем предпрофклассы отличаются от обычных
Первые предпрофессиональные классы в Москве появились в 2015 году. Сейчас уникальная образовательная модель работает более чем в 70% столичных школ и помогает ученикам 10–11 классов направить усилия в нужное русло. За десять лет предпрофклассы подготовили к будущей профессии около 100 тыс. выпускников.
«В предпрофессиональных классах сегодня учится более 40% старшеклассников. Это ребята, которые уже понимают, какую профессиональную или научную карьеру они хотят строить, и уже делают первые шаги к ней при поддержке лучших учителей города, преподавателей вузов и представителей индустриальных партнеров. Профориентация для них — не знакомство с профессией, а погружение в нее: выпускники приходят в вузы с багажом знаний, практического опыта, развитым проектным мышлением и готовностью не только развиваться в выбранной отрасли, но и развивать ее», — отмечает Михаил Силантьев, директор Института развития профильного обучения МГПУ — единого проектного офиса предпрофессионального образования.
Предпрофессиональные классы доступны по шести направлениям:
- инженерному,
- IT,
- медицинскому,
- предпринимательскому,
- психолого‑педагогическому;
- медиа.
Сейчас в них учатся около 47 тыс. школьников — более 40% всех старшеклассников столицы. Они проходят комплексный маршрут «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер». В школах ребята получают глубокие знания по профильным предметам и первые профессиональные навыки на спецкурсах. В колледжах, параллельно учебе в 10-м классе, школьники получают первые профессии. То есть еще до поступления в вуз, вдобавок к школьному аттестату, ученики получают документ, подтверждающий начало их карьерного пути:
- выпускники инженерных классов выходят из школы со свидетельством о профессии чертежника‑конструктора;
- IT‑специалисты становятся операторами электронно‑вычислительных машин;
- медики получают профессию младшей медсестры;
- предприниматели — агента банка;
- ученики медиаклассов — фотографа, оператора или графического дизайнера.
При этом освоение профессии на базе колледжа происходит без отрыва от учебы в школе.
В вузах старшеклассники учатся проводить настоящие научные исследования и разрабатывают проекты, которые затем презентуют на городских научно‑практических конференциях «Старт в медицину», «Инженеры будущего» и «Наука для жизни», а также на интеллектуальных состязаниях городского и всероссийского уровней.
Кроме того, ученики предпрофклассов знакомятся с профессиями на площадках работодателей. Ученики медиаклассов посещают редакции СМИ и офисы медиахолдингов, юные инженеры — высокотехнологичные производства, школьники из медицинских классов — поликлиники, стационары и подстанции скорой помощи. Будущие айтишники проводят учебные дни в IT‑компаниях, а для ребят из предпринимательских классов организуют серии тренингов и семинаров от успешных бизнесменов. Таким образом, ребята из предпрофессиональных классов выбирают вузы, отлично понимая, кем хотят работать в будущем.
Как поступить в предпрофклассы
Попасть в предпрофессиональный класс можно после 9‑го класса. Ключевой этап отбора — результаты ОГЭ: нужно набрать не менее четырех баллов по каждому профильному предмету, средний балл по итогам всех экзаменов также должен быть не ниже четверки с расчетом по пятибалльной шкале.
Какие экзамены ОГЭ нужны для поступления в классы:
- в инженерный или IТ-класс — русский язык, математика, физика и/или информатика;
- в медицинский — русский язык, математика, химия и/или биология;
- в предпринимательский — математика, русский язык, обществознание и/или иностранный язык;
- в психолого-педагогический — математика, русский язык, биология и обществознание;
- в медиакласс — математика, русский язык, а также литература, иностранный язык и/или обществознание.
Каждое направление выстраивает обучение вокруг предметов, которые нужно сдать на ЕГЭ для поступления в профильный вуз. Поэтому учеба в предпрофессиональных классах — это мощная подготовка к единому госэкзамену.
В 2025 году выпускники программы:
- в среднем набрали на ЕГЭ на девять баллов больше, чем остальные школьники;
- составили треть всех стобалльников Москвы;
- более 40% набрали свыше 220 баллов по трем предметам.
«Мы видим, что сейчас 90% детей из профессиональных классов поступают в те вузы, которые они хотят, и это всегда топовые вузы в стране. Средний балл ЕГЭ у этих ребят постоянно растет, и каждый третий медалист — из предпрофессиональных классов», — заявила заммэра Анастасия Ракова в итоговом интервью на телеканале «Москва 24».
Таким образом, сочетание глубоких академических знаний и качественной практики в предпрофессиональных классах — это шанс для реактивного старта в профессии. Программа дает знания, навыки и уверенность, необходимые для успешного поступления в вуз и дальнейшего карьерного роста. Осознанный выбор профессиональной траектории, а также обеспечение условий для удовлетворения творческих интересов и способностей школьников — ключевые задачи проектов «Профессионалитет» и «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».
Особенности предпрофессиональных классов от первого лица
Лучше любой статистики о возможностях и результатах предпрофклассов могут рассказать только те, кто полностью погружен в процесс, — ученики и их наставники.
Николай Петренкин, ученик инженерного и IT-класса школы № 1430
В инженерных и IT‑классах упор идет на математику, физику и информатику. Ученики осваивают 3D‑моделирование, работу на станках с ЧПУ, разработку приложений и технологии искусственного интеллекта.
«Я с детства был увлечен космосом и мечтал создать какой-нибудь аппарат или корабль. В инженерном классе у меня появилась возможность под руководством преподавателя разработать искусственный спутник кубсат. Обычно их используют для исследования космоса, но я сделал макет устройства, которое может заниматься сбором космического мусора и его утилизацией. Первая защита проходила в НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина, сотрудники которого дали мне полезные советы по улучшению. Благодаря этой разработке я попал в образовательный центр «Сириус», где в течение месяца работал над созданием реального космического аппарата», — подчеркивает Николай Петренкин.
Всего предпрофессиональные классы сотрудничают с 50 московскими университетами. Еще три научные организации выступают партнерами программы (НИЯУ «МИФИ», Сеченовский университет и РАНХиГС при Президенте РФ).
София Тарасовская, ученица предпринимательского класса школы № 1799
В предпринимательских классах углубленно изучают математику, обществознание и иностранный язык. Ребята знакомятся с экономикой и основами предпринимательской деятельности: учатся рассчитывать финансовые модели, проводить SWOT‑анализ и разрабатывать бизнес‑планы.
«В предпринимательском классе мы разрабатываем бизнес-проекты. Поскольку я занимаюсь творчеством, мне пришла в голову идея сделать набор для создания барельефов, которому нет аналогов на рынке. Вместе с одноклассницей мы подобрали экологичные материалы и инструменты, разработали эскизы и записали видеоурок, чтобы каждый мог легко создать собственный арт-объект. Сейчас в месяц мы продаем около пяти готовых наборов, но в будущем планируем развивать проект и получать больше заказов», — делится София Тарасовская.
Николай Рогалев, ректор Национального исследовательского университета «МЭИ»
«На базе нашего университета ребята из предпрофессиональных классов могут попробовать себя во множестве профессий. Мы проводим с ними 36-часовые программы, где обучаем, как работать над проектами: от выбора тематики до выполнения практической части на лабораторном оборудовании. Занимаются с ними все категории наших преподавателей — от профессоров до студентов старших курсов. Проекты ребята разрабатывают очень разные: приливные электростанции, энергообеспечение спутников, инновационные топливные элементы, автоматизированные протезы. Из первокурсников, которые к нам поступают на инженерные специальности, около 40% — выпускники инженерных и IT-классов. И они отличаются опытом, стремлением больше знать и больше сделать», — говорит Николай Рогалев.
Наталья Жукова, исполняющий обязанности ректора университета «Росбиотех»
Медицинские классы сосредоточены на биологии и химии. Школьники изучают анатомию, учатся оказывать первую помощь и проводят собственные исследования.
«Выпускники медицинских классов более осознанно подходят к своей карьерной траектории и профессиональному выбору. Эти ребята всегда выделяются углубленными знаниями по химии и биологии, они уже имеют серьезную подготовку по анатомии и опыт работы с наставниками, за плечами которых высокие показатели профессиональной медицинской деятельности. Как правило, эти студенты четко формулируют свои профессиональные цели и уверенно добиваются успеха в учебном процессе», — отмечает Наталья Жукова.
Медиаклассы делают ставку на литературу, иностранный язык и обществознание. Здесь учат репортажной съемке, монтажу и созданию медиаконтента.
Психолого‑педагогические классы подготавливают будущих психологов, логопедов и дефектологов. Школьники углубленно изучают биологию, математику и обществознание, знакомятся с современными нейронауками, общей физиологией и социальной психологией, а также проходят предпрофессиональную практику: осваивают приемы психологии и педагогики, применяют их в работе с младшими школьниками.
Кроме вузов, с предпрофессиональными классами сотрудничают более 300 компаний и учреждений разных отраслей. Это предприятия госкомпаний «Ростех», «Роскосмос» и «Росатом», IT-компании 1С, «Сбер», VK, «Яндекс», Wildberries & Russ, Альфа-банк, одна из крупнейших медиакомпаний страны «Газпром-Медиа Холдинг», а также более 150 московских поликлиник, многопрофильных стационаров и подстанций скорой помощи.
«Экскурсии на предприятия — важный элемент профориентации для современных школьников. Мы приглашаем ребят убедиться, что современное производство — это не земляные полы и черные стены. Современное предприятие — это большое цифровое производство, и нам нужны специалисты как рабочих профессий, так и инженерных, IT-служб. Например, молодой человек с инженерным образованием, знающий основы дисциплин «Детали машин» и «Теория механизмов и машин», может прийти к нам и начать свой трудовой путь в нашей компании», — считает Алексей Баранов, заместитель генерального директора АО «Мослифт».
Таким образом, погружение в будущую профессию по системе «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер» позволяет выпускникам действовать увереннее и выгодно отстраиваться в условиях высокой конкуренции, а заодно учит правильно распоряжаться своим главным ресурсом — временем.




















