Кто получил премию «Большая книга». Константин Мильчин — о лауреатах
. Торжественная церемония прошла в Доме Пашкова
В Москве вручили премию «Большая книга». Весной было объявлено о реформе награды, если раньше было три победителя, то теперь всего два, но в разных номинациях, художественная проза и нон-фикшн. Состязания зеленого с мокрым, толстых русских романов и толстых биографий классиков-юбиляров (за нон-фикшн в коротких списках отвечали чаще всего именно такие тексты) больше нет.
Победили Эдуард Веркин с романом «Сорокой на виселице» и Зоя Богуславская с мемуарной «Халатной жизнью». Обе победы скорее предсказуемые, чем сенсационные. Попробуем понять, заслуженные ли.
Проще всего с Богуславской. С одной стороны, достоинства текста несомненны, вернее, это достоинства самой сочинительницы. Не только жена и вдова Андрея Андреевича Вознесенского, но сама оригинальная писательница, эссеистка, критикесса, культуртрегерша, создательница премии «Триумф», светская львица не в нынешнем вульгарном понимании, а в классическом, то есть такая, вокруг которой крутится и вертится культурный прайд целой страны. И, пожалуй, Богуславская — последняя из великих деятелей шестидесятых, последняя из шестидесятниц.
Ну, то есть, представьте себя на месте участников и участниц голосования, тех, кто входит в Литературную академию. У вас есть в коротком списке разные книги, возможно, хорошие, возможно, не очень, и есть великий человек, которому к тому же 101 год. Ваши действия? Ну, наверное, вы проголосуете именно за нее. Богуславская победила с отрывом в 62 голоса, на втором месте прекрасный текст критика и литературознатца Вячеслава Курицына «Главная русская книга», пошаговый разбор «Войны и мира», тот самый текст, которого всем не хватало в школе, когда они томились на медленном огне уныния во время уроков литературы; с Курицыным скучать бы не пришлось; но магия чисел и имен решила все в пользу «Халатной жизни». При этом Богуславскую тоже читать безумно интересно не только потому, что она общалась с ведущими фигурами прошлого века, но и потому, что в самое несвободное время она ухитрялась жить свободно.
«Сорока на висилице» в своей номинации победила с отрывом в один балл, мог выиграть мечтательный роман Ильи Кочергина о жизни в деревне с конем «Запасный выход». Но победила научная фантастика.
Роман Эдуарда Веркина разворачивается в будущем, правда, не очень понятно на сколько далеком. Люди научились летать к далеким звездам, придумали новую научную дисциплину, «синхронную физику», которая перевернула представления об устройстве мироздания, но тут, похоже, уже достигнут предел развития. Дальше нужно уже менять самого человека. Хотя, возможно, что человек давно уже поменялся, во время межзвездных полетов люди умирают и воскресают, остаются ли они людьми? Опять это проклятая неизвестность. Влияние творчества братьев Стругацких на современную русскую литературу колоссально, но именно Веркин и именно в «Сороке» наиболее точно воспроизводит мрачноватый скепсис «Далекой радуги». Как и Богуславская, Веркин отправляет нас в шестидесятые с их надеждами и разочарованиями. Именно это десятилетие праздновало вчера свой триумф.















