Стало известно, насколько россиянам важен возраст начальника
. Недовольство вызывает уровень зарплатDream Job: большинству опрошенных россиян не важен возраст начальника по работе

Для современных сотрудников важны зрелые практики, а не зрелые годы
Возраст и стаж руководителя мало волнуют подчиненных, сотрудники оценивают стиль управления, качество коммуникации и способность развивать команду. Такие выводы сделали авторы нового исследования Dream Job, основанного на анализе 16 807 отзывов за второй и третий кварталы 2025 года, в которых упоминается возраст руководителей. Результатами аналитики и выводами, как эти данные отражаются на имидже компаний-работодателей, эксперты поделились с РБК Life.
Исследование показывает, что принадлежность лидера к определенному поколению практически не влияет на отношение к нему. Этот фактор не становится поводом для критики в комментариях и не отражается на рейтинге компании. Это подтверждается и данными из опроса hh.ru, где фиксируют недовольство рабочей атмосферой у каждого третьего работника.
Низкие оценки чаще связаны с недовольством уровнем зарплат, турбулентностью на рынке труда и другими внешними факторами. При этом именно качество взаимодействия, отсутствие поддержки или перегруженность команды становятся прямыми триггерами негативных отзывов.
«Сотрудники воспринимают компанию через призму действий руководителя. В 31,3% случаев причиной ухода становятся именно просчеты в управлении, а не поколенческая принадлежность. Там, где начальство обращает внимание на обратную связь, помогает развиваться и формирует здоровую рабочую среду, HR-бренд растет вместе с командой и возраст лидера не имеет значения», — пояснил в беседе с редакцией выводы аналитики генеральный директор Dream Job Борис Курбатов.
HR-бренд — образ компании, сформированный в сознании ее сотрудников и соискателей.
Исследование показывает, что принадлежность лидера к определенному поколению практически не влияет на отношение к нему
Возрастная структура российских компаний
Команды в большинстве российских компаний объединяют представителей разных поколений, но их распределение в корпоративной иерархии неравномерно.
- Зумеры (поколение Z — люди, родившиеся между 1997 и 2012 годами) составляют 29,7% всей выборки, то есть каждый третий сотрудник, однако лишь 11,6% из них занимают руководящие роли.
- Миллениалы (поколение Y — люди, родившиеся во временном промежутке с 1984 по 2000 год) доминируют с долей 54,1%.
- Иксы (поколение X — люди, родившиеся с 1960 до 1980-й) составляют 13,9%. Их влияние особенно заметно среди управленцев — вместе они занимают 76,7% руководящих позиций (39,5% и 37,2% соответственно).
Эта диспропорция влияет на восприятие компании. Поколение Z определяют повестку косвенно — через отзывы, обсуждения, запросы на развитие, — но не всегда имеют возможность менять процессы. Поколения Y и X, напротив, формируют организационную культуру, но часто видят ее иначе, чем команда.
«В результате стиль управления становится тем фильтром, через который молодые воспринимают работодателя: если менеджер поддерживает, помогает расти и выстраивает доверие, компания получает высокие оценки; если нет — ее HR-бренд неизбежно страдает», — отметили авторы аналитики.
Возраст руководителя почти не звучит в отзывах
Сотрудники оценивают лидера в первую очередь по компетентности, способности слушать команду и поддерживать развитие. Управлять восприятием бренда в таком контексте сложно, но данные позволяют перевести субъективные эмоции в цифры, отметили авторы исследования.
Самую показательную часть анализа составляет изучение текстовых комментариев: из 16 807 отзывов менее 1% прямо пишут о «руководителе другого поколения» или «молодом начальнике». Это позволяет утверждать, что категория «возраста» вообще не попадает в поле оценки, полагают аналитики.
Как разные поколения оценивают компании и руководителей
Одно из ключевых наблюдений заключается в том, что оценки сотрудников разных возрастов практически совпадают.
Поколение Z оценивает компанию в среднем на 3,7 балла, а руководство — на 3,6. Миллениалы, иксы и бумеры дают компании такие же оценки: общий рейтинг — 3,7, а руководству также 3,6. Эти различия столь малы, что не позволяют говорить о каком-либо межпоколенческом конфликте, уверены эксперты.
Однако зумеры (напомним, что это люди, родившиеся между 1997 и 2012 годами) заметно сильнее связывают стиль руководства с ощущением собственной перспективы. Они чаще пишут о том, что руководитель либо помогает расти, либо мешает. Среди них 13% напрямую связывают управленческую культуру с возможностями развития, а 2,3% — с потерей интереса к работе.
У старших сотрудников эти показатели ниже. Для молодого поколения руководитель — это не просто менеджер, а человек, от которого зависит траектория карьеры. Поэтому любые ошибки менеджера отражаются на общем рейтинге компании особенно чувствительно.
Для сотрудников важно уважение, поддержка, прозрачность решений, доступность развития и качество взаимодействия в команде
Про мнение о начальстве у разных уровней сотрудников
Сравнение показывает, что управленческий блок относится к компании и вышестоящему начальству лояльнее, чем молодые линейные специалисты (сотрудники компании, выполняющие основные и рутинные задачи). Менеджеры, преимущественно поколение Y и X, видят ситуацию позитивнее: они дают 3,9 балла руководству и на 3,8 оценивают возможности развития. Среди их подчиненных — зумеров и части миллениалов — эти значения ниже: 3,6 и 3,2.
«Это означает, что руководители чаще воспринимают рабочую среду через более позитивную призму и меньше сталкиваются с барьерами, которые ежедневно испытывает основная часть работников. Для HR-бренда это важный сигнал: корпоративная культура и управленческие практики не должны формироваться только на основании ощущения топ-менеджеров. Обратная связь от линейных специалистов, особенно поколения Z, отражает реальную картину и определяет, какую репутацию получит компания на рынке труда», — полагают эксперты.
Что следует из полученных данных: выводы
Для современных сотрудников важны зрелые практики, а не зрелые годы. И именно поэтому будущее HR-брендов определяется качеством управления, а не поколением тех, кто стоит во главе команды, к такому выводу пришли инициаторы исследования.
«Для сотрудников важно уважение, поддержка, прозрачность решений, доступность развития и качество взаимодействия в команде. Именно стиль управления формирует атмосферу, удерживает людей, снижает текучесть и укрепляет HR-бренд. Компании, в которых руководители умеют работать с людьми, получают более высокие оценки вне зависимости от возраста лидеров», — считают в Dream Job.
Ранее в ходе другого исследования Dream Job выяснилось, в каких сферах заняты самые счастливые сотрудники: рейтинг возглавили менеджер по привлечению клиентов, директор точки продаж и специалист онлайн-чата. Также в топ-10 самых счастливых должностей по отраслям вошли менеджер по работе с клиентами и партнерами, рабочий на производстве, руководитель офиса продаж, визуальный мерчандайзер, руководитель офиса, рабочий на производственных линиях и администратор зала в розничной торговле
Также недавно SuperJob провел исследование среди россиян, по результатам которого назвал самые престижные профессии. Тройку лидеров возглавили программисты, собравшие 21% голосов. За ними следуют врачи с 9%, чаще всего назывались стоматологи и оперирующие хирурги. Тройку замыкают военнослужащие, им отдали предпочтение 8% опрошенных.
Различные специализации инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих разделили четвертую строку, набрав по 6% голосов. Пятой в списке стала профессия госслужащего — 5%.



















