Что такое текст, какие у него есть признаки и из каких частей он состоит
. Какие существуют стили и типы текста
Текст помогает автору управлять вниманием читателя или слушателя, формирует взгляд на событие и задает тон обсуждению. В медиасреде, где информация обновляется ежеминутно, качество текста определяет, услышат ли главное. РБК вместе с учителями рассказывает, какие бывают тексты и чем они отличаются от простого набора слов.
Что такое текст
Текст — это связная и завершенная последовательность высказываний, объединенных общей темой и смыслом. Текст имеет определенную структуру и предназначен для передачи информации [1]. Он может быть представлен письменно на бумаге или электронном носителе, а также в устной форме — как рассказ, сообщение или любое другое устное высказывание.
Текст — это не просто набор слов, это связная и осмысленная последовательность предложений. В тексте предложения объединяет одна тема и цель, и они очень крепко держатся друг за друга разными средствами связи: местоимениями, повторами слов, синонимами и антонимами.

Функции текста
- Информационная функция. Текст передает факты, события или идеи, цель — информировать адресата.
- Познавательная (когнитивная) функция. Текст помогает читателю понять мир, обогатить знания и проанализировать явления.
- Коммуникативная функция. Текст используют для взаимодействия между автором и читателем, с его помощью устанавливают связи.
- Воздействующая (апеллятивная) функция. Цель текста — побудить читателя к действию или изменить его мнение.
- Экспрессивная (эмотивная) функция. Через текст автор выражает чувства и эмоциональное отношение.
- Эстетическая (поэтическая) функция. Форма сообщения важна сама по себе: текст воспринимают как художественное явление.
- Фатическая (контактная) функция. Текст нужен, чтобы установить, поддерживать или проверить связь между участниками общения [2], [3].
Одна из важных функций текста — познавательная
Согласно классификации Константина Филиппова тексты имеют пять основных функций в зависимости от цели говорящего.
- Информативная функция. Автор передает читателю новое знание или сообщение. Намерение может быть выражено прямо — через глаголы «сообщаю», «информирую», «уведомляю». Ярче всего функцию реализуют в новостях на телевидении, радио и в прессе.
- Апеллятивная функция. Автор стремится повлиять на мнение адресата или побудить его к действию. Об этом сигнализируют слова «приказываю», «советую», «рекомендую». Функция характерна для рекламы, политических текстов, рецептов и инструкций.
- Функция принятия обязательств. Автор показывает, что берет на себя определенное обязательство. Это выражено глаголами «обещаю», «гарантирую», «клянусь». В письменной форме такие тексты встречаются в договорах, гарантийных письмах и соглашениях.
- Контактная функция. Текст служит для установления или поддержания личных отношений. Это проявляется в выражениях «благодарю», «сожалею», «приветствую», «прошу прощения». В письменном виде функция реализуется в личных письмах, записках, открытках.
- Декларативная функция. Автор сообщает, что сам текст создает новую ситуацию или юридическое состояние. Эта функция важна для завещаний, назначений на должность, судебных решений, передачи полномочий. К ней же относят записи в зачетной книжке [4].
Признаки текста
1. Общая тема
Общая тема — это основная идея или предмет, о котором рассказывает текст. Она может быть прямо обозначена в заголовке, введении или первых предложениях либо подразумеваться через содержание. Тема задает направление текста и объединяет все элементы в единое целое.
2. Смысловая связь
Смысловая связь обеспечивает логическое объединение предложений и абзацев, благодаря чему текст воспринимают как единое целое. Она может выражаться через союзы, местоимения, повтор ключевых слов, лексические цепочки и тематические повторы [5], [6].
3. Целостность
Цельность текста проявляется в том, что все его части направлены на раскрытие одной основной идеи. Значит, что текст не содержит посторонних отступлений и логически завершен. Например, публикация о пользе утренней зарядки не включает рассуждения о вечерних прогулках, а сосредоточена исключительно на упражнениях по утрам.
4. Адресность
Адресность означает, что текст создают для определенного адресата или аудитории, что проявляется в выборе стиля, уровне сложности языка и форме подачи информации. Например, инструкции по использованию смартфона пишут простым и доступным языком для широкой аудитории, а стиль научной статьи ориентируют на специалистов в определенной области.
5. Структурность
Структурность выражается в наличии композиционных частей: вступления, основной части и заключения. Она проявляется через логическое деление текста на абзацы, использование подзаголовков и последовательное изложения материала [7].
Текст обладает определенной структурой
Типы текста
Повествование
Повествование — это формат изложения, в котором основное внимание уделяют событиям или действиям, разворачивающимся во времени. В таком тексте обычно есть четко выраженная цепочка — что произошло, когда и как. В нем присутствуют герои или действующие лица, место и время действия [8].
Пример:
Однажды теплым летним утром я вышел на улицу. Сначала шел медленно, слушая щебет птиц, затем заметил, что тучи начали сгущаться, пронесся легкий ветерок — и вот уже капли дождя стучат по стеклу.
Рассуждение
Рассуждение — это изложение мысли, ее развитие и обоснование. В таком тексте всегда есть тезис, аргументы и вывод. Основные вопросы: «почему?», «зачем?».
Пример:
Современные технологии позволяют значительно ускорить обмен информацией. Появились новые приложения, сервисы и платформы, которые делают это возможным. Следовательно, мы можем сделать вывод, что скорость коммуникации растет и будет расти дальше.
Описание
Описание — это тип текста, в котором основное внимание уделяют характеристике предметов, явлений, людей или мест. В тексте подробно раскрывают признаки, свойства, качества объекта, в нем часто используют прилагательную лексику, образные средства, чтобы читатель мог «увидеть» описываемое.
Пример:
В саду росли яблони и вишни. Листья на деревьях были насыщенно зеленые, а плоды — сочные и румяные. Воздух наполнял сладкий аромат цветов, а легкий ветерок шелестел листвой.
Стили текста
Научный
Научный стиль обслуживает сферу науки и обучения. Его используют в научных статьях, монографиях, диссертациях, учебниках и докладах. Основные черты стиля — отвлеченность и обобщенность, логичность, терминологичность, точность, ясность и объективность [9].
Пример:
Исследование показало, что оптимальная скорость движения молекулярных цепей при температуре T = 293 K составляет 1,2 × 10⁻⁹ м/с, что подтверждает гипотезу о структурной переменчивости среды.
Публицистический
Публицистический стиль используют для воздействия на широкую аудиторию через медиа, статьи, колонки, репортажи и комментарии. Его характерные черты — яркость, эмоциональная выразительность, убедительность, доступность, частое использование риторических вопросов и обращений к читателю [10].
Пример:
Каждый день мы сталкиваемся с проблемой загрязнения воздуха. Если не изменить привычки сегодня, последствия будут необратимыми.
Официально-деловой
Официально-деловой стиль используют в документах и коммуникации в государственных учреждениях, бизнесе и правовой сфере. Его отличают точность, стандартизированность, логичность, однозначность формулировок и отсутствие эмоциональной окраски [11].
Пример:
Настоящим письмом уведомляем Вас о необходимости предоставить комплект документов в срок до 30 ноября 2025 года.
Разговорный
Разговорный стиль — это стиль повседневного общения, близкий к устной речи. Его характеристики — непринужденность, эмоциональность, простота слов, использование междометий, частиц, оборотов, характерных для живой речи [12].
Пример:
Привет! Как дела? Давно тебя не видел. Давай сходим в кафе, попьем кофе.
Художественный
Художественный стиль предназначен для создания образов, передачи эмоций и эстетического воздействия. Он использует художественные средства: метафоры, эпитеты, сравнения, символы, эмоционально окрашенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции [13].
Пример:
Закат окрасил небо в багрово-золотые оттенки, а легкий ветерок шептал среди ветвей старых лип.
Композиция текста
Композиция текста — это построение или организация частей текста таким образом, чтобы он воспринимался как целостное, законченное высказывание [14]. Она нужна для того, чтобы читатель мог легко ориентироваться в материале, понимать логику, следовать мысли автора и воспринимать текст как единое целое. Без композиции текст рискует быть фрагментарным, бессвязным или трудным для восприятия.
Внешняя композиция — та часть композиции текста, которую можно увидеть на формальном уровне: деление на части, главы, абзацы, наличие введения и заключения. Она включает в себя следующие элементы:
- деление текста на главы, части, тома — показывает, как текст «распакован» внешне;
- наличие заглавия, подзаголовков, эпиграфа, предисловия, послесловия — элементы, задающие «рамки» текста;
- разбивка на абзацы, подпункты, визуально‑структурные части — по выбору автора или издателя для удобства восприятия [15].
Внутренняя композиция — это организация содержания текста на уровне развития мыслей, сюжета или аргументации, порядок раскрытия идеи. Она включает:
- вступление или пролог — начало, где автор вводит в тему, дает характеристику ситуации;
- завязка или постановка проблемы в тексте‑рассуждении или экспозиция в художественном тексте — момент, когда задают конфликт или тему;
- развитие — основное раскрытие темы: аргументы, события, действия;
- кульминация — точка наибольшего напряжения или ключевой аргумент;
- развязка или заключение — завершение, подведение итогов, выводы;
- иногда эпилог — описание того, что произошло после финала.
Структура текста
Структура текста — это организационная схема, по которой делят и выстраивают текст, чтобы информация была логично упорядочена и легко воспринималась читателем. Структура помогает автору выстроить мысли и аргументы, а читателю — следить за ходом рассуждений и понимать основную идею.
- Заголовок — с заголовком текст получает «ярлык», который сразу показывает тему или основную мысль. Хороший заголовок привлекает внимание, позволяет читателю понять, о чем пойдет речь, и ориентирует его в дальнейшей структуре. Например, заголовок «Влияние цифровых технологий на образование».
- Введение — вводная часть, которая готовит читателя к основному содержанию. Здесь можно обозначить проблему, сформулировать цель, рассказать, почему тема важна, или дать предварительную информацию. Часто во введении автор задает вопросы, которые потом раскроет в основной части.
- Основная часть — сердце текста, где разворачивают главную мысль. Это может быть серия аргументов, фактов, примеров, подробное изложение событий или детализированное описание. В основной части текст логично развивают и углубляют, читатель получает ключевую информацию.
- Заключение — часть, где подводят итоги, формулируют выводы, рефлексируют или дают рекомендации. В заключении автор может обобщить сказанное, подчеркнуть значимость темы или предложить пути решения поднятых вопросов.
Как доказать, что текст является текстом
- Проверьте соответствие основным признакам текста. Убедитесь, что есть связность, цельность, логическая последовательность, законченность мысли.
- Определите тему. Выясните, о чем именно говорит автор во всем фрагменте. Тема должна быть единой и прослеживаться в каждом предложении.
- Определите основную мысль. Сформулируйте, что автор хочет сказать этим фрагментом. Если он выразил основную идею четко и предложения объединены между собой, перед вами текст.
- Проверьте наличие композиции. В тексте обычно есть введение, основная часть и заключение. Если структура прослеживается, это текст.
- Оцените логические связи между предложениями. Посмотрите, связаны ли предложения по смыслу и грамматически (союзы, местоимения, повторы, синонимы).
- Проверьте последовательность и развертывание мысли. Идеи должны развиваться постепенно: каждое следующее предложение дополняет предыдущее.
- Проверьте единство стиля и грамматики. Лексика, стиль, тип речи и грамматические конструкции должны быть однородными.
Текст отличает от набора предложений связность и структура
Частые вопросы
Чем текст отличается от набора предложений?
У ребенка должен быть определенный уровень абстрактного мышления, чтобы понять, что такое текст, но базовое представление обычно уже есть. Если спросить шестилетку, что такое текст, он ответит примерно так: «То, что написано в книжке». На уроках мы создаем проблемную ситуацию: предлагаем два набора предложений. Первый — несвязанные фразы: «Мама вкусно готовит», «Я люблю гулять в парке», «Дядя Коля починил мне велосипед». Второй — маленький связный рассказ: «Мы с мамой ходили в лес. Там очень красиво. Я увидел много разных грибов. Мы встретили белочку и бурундучка». Детям нужно выбрать, что из этого больше похоже на текст. Они быстро замечают, что в первом наборе предложения не связаны по смыслу, а во втором — объединены одной темой. Так они приходят к выводу: текст — это высказывание, в котором предложения связаны между собой и раскрывают общую тему.

Может ли одно предложение быть текстом?
Одно предложение вправе называться текстом, если мысль, которую оно в себе несет, закончена и емка. Часто текстом в одно предложение становятся афоризмы, а также рекламные слоганы.

Как определить стиль текста, если в нем есть элементы разных стилей?
Важно понимать, что тексты одного стиля мы встречаем нечасто. В полной мере одному стилю могут отвечать разве что документы. Большая же часть текстов смешанные или многостилевые. Например, в статье для журнала (публицистический стиль) может встретиться образная речь, характерная для художественного стиля, или научные данные, присущие научным материалам.

Главное о тексте
- Текст — это связная и завершенная последовательность высказываний, которую объединяет общая тема, цель и смысл, общие структура и композиция.
- Ключевые признаки текста — общая тема, смысловая связь, целостность, адресность, структурность.
- Основные функции текста — информационная, коммуникативная, воздействующая, когнитивная, эстетическая, экспрессивная.
- Типы текста (типы речи) — повествование, описание и рассуждение — различаются целью, логикой изложения и языковыми средствами.
- Стили текста — научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный — отличают свои сферы применения и языковые особенности.
- Структуру текста строят по схеме «заголовок — введение — основная часть — заключение», обеспечивая логичность и удобство восприятия.
- Чтобы доказать, что фрагмент является текстом, проверяют связность, единую тему, основную мысль, композицию, логические связи и стиль.
- Одно предложение может быть текстом, если выражает законченную мысль (афоризмы, слоганы).
- Большинство реальных материалов — смешанные тексты, сочетающие элементы нескольких стилей.




















