Что такое текст, какие у него есть признаки и из каких частей он состоит

. Какие существуют стили и типы текста
Обновлено 01 декабря 2025, 10:16
Что такое текст, какие у него есть признаки и из каких частей он состоит
Фото: Freepik

Текст помогает автору управлять вниманием читателя или слушателя, формирует взгляд на событие и задает тон обсуждению. В медиасреде, где информация обновляется ежеминутно, качество текста определяет, услышат ли главное. РБК вместе с учителями рассказывает, какие бывают тексты и чем они отличаются от простого набора слов.

Что такое текст

Текст — это связная и завершенная последовательность высказываний, объединенных общей темой и смыслом. Текст имеет определенную структуру и предназначен для передачи информации [1]. Он может быть представлен письменно на бумаге или электронном носителе, а также в устной форме — как рассказ, сообщение или любое другое устное высказывание.

Текст — это не просто набор слов, это связная и осмысленная последовательность предложений. В тексте предложения объединяет одна тема и цель, и они очень крепко держатся друг за друга разными средствами связи: местоимениями, повторами слов, синонимами и антонимами.

Нина Зеленина
Нина Зеленина
Учительница русского языка и литературы, лицей № 200, Новосибирск

Функции текста

  • Информационная функция. Текст передает факты, события или идеи, цель — информировать адресата.
  • Познавательная (когнитивная) функция. Текст помогает читателю понять мир, обогатить знания и проанализировать явления.
  • Коммуникативная функция. Текст используют для взаимодействия между автором и читателем, с его помощью устанавливают связи.
  • Воздействующая (апеллятивная) функция. Цель текста — побудить читателя к действию или изменить его мнение.
  • Экспрессивная (эмотивная) функция. Через текст автор выражает чувства и эмоциональное отношение.
  • Эстетическая (поэтическая) функция. Форма сообщения важна сама по себе: текст воспринимают как художественное явление.
  • Фатическая (контактная) функция. Текст нужен, чтобы установить, поддерживать или проверить связь между участниками общения [2], [3].

Согласно классификации Константина Филиппова тексты имеют пять основных функций в зависимости от цели говорящего.

  • Информативная функция. Автор передает читателю новое знание или сообщение. Намерение может быть выражено прямо — через глаголы «сообщаю», «информирую», «уведомляю». Ярче всего функцию реализуют в новостях на телевидении, радио и в прессе.
  • Апеллятивная функция. Автор стремится повлиять на мнение адресата или побудить его к действию. Об этом сигнализируют слова «приказываю», «советую», «рекомендую». Функция характерна для рекламы, политических текстов, рецептов и инструкций.
  • Функция принятия обязательств. Автор показывает, что берет на себя определенное обязательство. Это выражено глаголами «обещаю», «гарантирую», «клянусь». В письменной форме такие тексты встречаются в договорах, гарантийных письмах и соглашениях.
  • Контактная функция. Текст служит для установления или поддержания личных отношений. Это проявляется в выражениях «благодарю», «сожалею», «приветствую», «прошу прощения». В письменном виде функция реализуется в личных письмах, записках, открытках.
  • Декларативная функция. Автор сообщает, что сам текст создает новую ситуацию или юридическое состояние. Эта функция важна для завещаний, назначений на должность, судебных решений, передачи полномочий. К ней же относят записи в зачетной книжке [4].

Признаки текста

1. Общая тема

Общая тема — это основная идея или предмет, о котором рассказывает текст. Она может быть прямо обозначена в заголовке, введении или первых предложениях либо подразумеваться через содержание. Тема задает направление текста и объединяет все элементы в единое целое.

2. Смысловая связь

Смысловая связь обеспечивает логическое объединение предложений и абзацев, благодаря чему текст воспринимают как единое целое. Она может выражаться через союзы, местоимения, повтор ключевых слов, лексические цепочки и тематические повторы [5], [6].

3. Целостность

Цельность текста проявляется в том, что все его части направлены на раскрытие одной основной идеи. Значит, что текст не содержит посторонних отступлений и логически завершен. Например, публикация о пользе утренней зарядки не включает рассуждения о вечерних прогулках, а сосредоточена исключительно на упражнениях по утрам.

4. Адресность

Адресность означает, что текст создают для определенного адресата или аудитории, что проявляется в выборе стиля, уровне сложности языка и форме подачи информации. Например, инструкции по использованию смартфона пишут простым и доступным языком для широкой аудитории, а стиль научной статьи ориентируют на специалистов в определенной области.

5. Структурность

Структурность выражается в наличии композиционных частей: вступления, основной части и заключения. Она проявляется через логическое деление текста на абзацы, использование подзаголовков и последовательное изложения материала [7].

Типы текста

Повествование

Повествование — это формат изложения, в котором основное внимание уделяют событиям или действиям, разворачивающимся во времени. В таком тексте обычно есть четко выраженная цепочка — что произошло, когда и как. В нем присутствуют герои или действующие лица, место и время действия [8].

Пример:

Однажды теплым летним утром я вышел на улицу. Сначала шел медленно, слушая щебет птиц, затем заметил, что тучи начали сгущаться, пронесся легкий ветерок — и вот уже капли дождя стучат по стеклу.

Рассуждение

Рассуждение — это изложение мысли, ее развитие и обоснование. В таком тексте всегда есть тезис, аргументы и вывод. Основные вопросы: «почему?», «зачем?».

Пример:

Современные технологии позволяют значительно ускорить обмен информацией. Появились новые приложения, сервисы и платформы, которые делают это возможным. Следовательно, мы можем сделать вывод, что скорость коммуникации растет и будет расти дальше.

Описание

Описание — это тип текста, в котором основное внимание уделяют характеристике предметов, явлений, людей или мест. В тексте подробно раскрывают признаки, свойства, качества объекта, в нем часто используют прилагательную лексику, образные средства, чтобы читатель мог «увидеть» описываемое.

Пример:

В саду росли яблони и вишни. Листья на деревьях были насыщенно зеленые, а плоды — сочные и румяные. Воздух наполнял сладкий аромат цветов, а легкий ветерок шелестел листвой.

Стили текста

Научный

Научный стиль обслуживает сферу науки и обучения. Его используют в научных статьях, монографиях, диссертациях, учебниках и докладах. Основные черты стиля — отвлеченность и обобщенность, логичность, терминологичность, точность, ясность и объективность [9].

Пример:

Исследование показало, что оптимальная скорость движения молекулярных цепей при температуре T = 293 K составляет 1,2 × 10⁻⁹ м/с, что подтверждает гипотезу о структурной переменчивости среды.

Публицистический

Публицистический стиль используют для воздействия на широкую аудиторию через медиа, статьи, колонки, репортажи и комментарии. Его характерные черты — яркость, эмоциональная выразительность, убедительность, доступность, частое использование риторических вопросов и обращений к читателю [10].

Пример:

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой загрязнения воздуха. Если не изменить привычки сегодня, последствия будут необратимыми.

Официально-деловой

Официально-деловой стиль используют в документах и коммуникации в государственных учреждениях, бизнесе и правовой сфере. Его отличают точность, стандартизированность, логичность, однозначность формулировок и отсутствие эмоциональной окраски [11].

Пример:

Настоящим письмом уведомляем Вас о необходимости предоставить комплект документов в срок до 30 ноября 2025 года.

Разговорный

Разговорный стиль — это стиль повседневного общения, близкий к устной речи. Его характеристики — непринужденность, эмоциональность, простота слов, использование междометий, частиц, оборотов, характерных для живой речи [12].

Пример:

Привет! Как дела? Давно тебя не видел. Давай сходим в кафе, попьем кофе.

Художественный

Художественный стиль предназначен для создания образов, передачи эмоций и эстетического воздействия. Он использует художественные средства: метафоры, эпитеты, сравнения, символы, эмоционально окрашенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции [13].

Пример:

Закат окрасил небо в багрово-золотые оттенки, а легкий ветерок шептал среди ветвей старых лип.

Композиция текста

Композиция текста — это построение или организация частей текста таким образом, чтобы он воспринимался как целостное, законченно­е высказывание [14]. Она нужна для того, чтобы читатель мог легко ориентироваться в материале, понимать логику, следовать мысли автора и воспринимать текст как единое целое. Без композиции текст рискует быть фрагментарным, бессвязным или трудным для восприятия.

Внешняя композиция — та часть композиции текста, которую можно увидеть на формальном уровне: деление на части, главы, абзацы, наличие введения и заключения. Она включает в себя следующие элементы:

  • деление текста на главы, части, тома — показывает, как текст «распакован» внешне;
  • наличие заглавия, подзаголовков, эпиграфа, предисловия, послесловия — элементы, задающие «рамки» текста;
  • разбивка на абзацы, подпункты, визуально‑структурные части — по выбору автора или издателя для удобства восприятия [15].

Внутренняя композиция — это организация содержания текста на уровне развития мыслей, сюжета или аргументации, порядок раскрытия идеи. Она включает:

  • вступление или пролог — начало, где автор вводит в тему, дает характеристику ситуации;
  • завязка или постановка проблемы в тексте‑рассуждении или экспозиция в художественном тексте — момент, когда задают конфликт или тему;
  • развитие — основное раскрытие темы: аргументы, события, действия;
  • кульминация — точка наибольшего напряжения или ключевой аргумент;
  • развязка или заключение — завершение, подведение итогов, выводы;
  • иногда эпилог — описание того, что произошло после финала.

Структура текста

Структура текста — это организационная схема, по которой делят и выстраивают текст, чтобы информация была логично упорядочена и легко воспринималась читателем. Структура помогает автору выстроить мысли и аргументы, а читателю — следить за ходом рассуждений и понимать основную идею.

  1. Заголовок — с заголовком текст получает «ярлык», который сразу показывает тему или основную мысль. Хороший заголовок привлекает внимание, позволяет читателю понять, о чем пойдет речь, и ориентирует его в дальнейшей структуре. Например, заголовок «Влияние цифровых технологий на образование».
  2. Введение — вводная часть, которая готовит читателя к основному содержанию. Здесь можно обозначить проблему, сформулировать цель, рассказать, почему тема важна, или дать предварительную информацию. Часто во введении автор задает вопросы, которые потом раскроет в основной части.
  3. Основная часть — сердце текста, где разворачивают главную мысль. Это может быть серия аргументов, фактов, примеров, подробное изложение событий или детализированное описание. В основной части текст логично развивают и углубляют, читатель получает ключевую информацию.
  4. Заключение — часть, где подводят итоги, формулируют выводы, рефлексируют или дают рекомендации. В заключении автор может обобщить сказанное, подчеркнуть значимость темы или предложить пути решения поднятых вопросов.

Как доказать, что текст является текстом

  1. Проверьте соответствие основным признакам текста. Убедитесь, что есть связность, цельность, логическая последовательность, законченность мысли.
  2. Определите тему. Выясните, о чем именно говорит автор во всем фрагменте. Тема должна быть единой и прослеживаться в каждом предложении.
  3. Определите основную мысль. Сформулируйте, что автор хочет сказать этим фрагментом. Если он выразил основную идею четко и предложения объединены между собой, перед вами текст.
  4. Проверьте наличие композиции. В тексте обычно есть введение, основная часть и заключение. Если структура прослеживается, это текст.
  5. Оцените логические связи между предложениями. Посмотрите, связаны ли предложения по смыслу и грамматически (союзы, местоимения, повторы, синонимы).
  6. Проверьте последовательность и развертывание мысли. Идеи должны развиваться постепенно: каждое следующее предложение дополняет предыдущее.
  7. Проверьте единство стиля и грамматики. Лексика, стиль, тип речи и грамматические конструкции должны быть однородными.

Частые вопросы

Чем текст отличается от набора предложений?

У ребенка должен быть определенный уровень абстрактного мышления, чтобы понять, что такое текст, но базовое представление обычно уже есть. Если спросить шестилетку, что такое текст, он ответит примерно так: «То, что написано в книжке». На уроках мы создаем проблемную ситуацию: предлагаем два набора предложений. Первый — несвязанные фразы: «Мама вкусно готовит», «Я люблю гулять в парке», «Дядя Коля починил мне велосипед». Второй — маленький связный рассказ: «Мы с мамой ходили в лес. Там очень красиво. Я увидел много разных грибов. Мы встретили белочку и бурундучка». Детям нужно выбрать, что из этого больше похоже на текст. Они быстро замечают, что в первом наборе предложения не связаны по смыслу, а во втором — объединены одной темой. Так они приходят к выводу: текст — это высказывание, в котором предложения связаны между собой и раскрывают общую тему.

Мария Синдицкая
Мария Синдицкая
Учитель начальных классов в гимназии № 1, Новосибирск

Может ли одно предложение быть текстом?

Одно предложение вправе называться текстом, если мысль, которую оно в себе несет, закончена и емка. Часто текстом в одно предложение становятся афоризмы, а также рекламные слоганы.

Нина Зеленина
Нина Зеленина
Учительница русского языка и литературы, лицей № 200, Новосибирск

Как определить стиль текста, если в нем есть элементы разных стилей?

Важно понимать, что тексты одного стиля мы встречаем нечасто. В полной мере одному стилю могут отвечать разве что документы. Большая же часть текстов смешанные или многостилевые. Например, в статье для журнала (публицистический стиль) может встретиться образная речь, характерная для художественного стиля, или научные данные, присущие научным материалам.

Нина Зеленина
Нина Зеленина
Учительница русского языка и литературы, лицей № 200, Новосибирск

Главное о тексте

  • Текст — это связная и завершенная последовательность высказываний, которую объединяет общая тема, цель и смысл, общие структура и композиция.
  • Ключевые признаки текста — общая тема, смысловая связь, целостность, адресность, структурность.
  • Основные функции текста — информационная, коммуникативная, воздействующая, когнитивная, эстетическая, экспрессивная.
  • Типы текста (типы речи) — повествование, описание и рассуждение — различаются целью, логикой изложения и языковыми средствами.
  • Стили текста — научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный — отличают свои сферы применения и языковые особенности.
  • Структуру текста строят по схеме «заголовок — введение — основная часть — заключение», обеспечивая логичность и удобство восприятия.
  • Чтобы доказать, что фрагмент является текстом, проверяют связность, единую тему, основную мысль, композицию, логические связи и стиль.
  • Одно предложение может быть текстом, если выражает законченную мысль (афоризмы, слоганы).
  • Большинство реальных материалов — смешанные тексты, сочетающие элементы нескольких стилей.
Поделиться
Авторы
Теги