Что такое олицетворение
. Примеры, отличие от метафоры и аллегории
Картина ««Зима. Оттепель. Псков»», Горбатов Константин (1910)
Олицетворение помогает сделать текст выразительным и понятным: с его помощью предметы и явления изображают как живые, способны чувствовать и действовать. Прием делает речь эмоциональнее и помогает передать настроение автора. РБК Life объясняет, что такое олицетворение, какие виды существуют и зачем оно нужно в литературе.
Что такое олицетворение
Олицетворение — это художественный прием, при котором животным или неодушевленным предметам приписывают человеческие качества: чувства, мысли, речь и другие свойства [1]. Например, «зима злится», «камень дышит», «радуга улыбается».
Основные функции олицетворения в текстах:
- Создание образности и выразительности. С помощью олицетворения неживые предметы, явления, абстрактные понятия «оживают», становятся более живыми и читаемыми.
- Передача эмоций и настроения. Автор может передавать внутреннее состояние героя, атмосферу текста, чувства, которые трудно выразить напрямую.
- Конкретизация абстракций. Абстрактные понятия (время, судьба, любовь, смерть) через олицетворение становятся более понятными читателю [2].
Олицетворения нужны для того, чтобы мир вокруг как будто бы стал для нас живым и всеобъемлющим. Это позволяет представить, что у каждой травинки, горы, моря есть не просто характер, а возможность совершать абсолютно живые, похожие на нас действия. И этим, разумеется, пользуются поэты и писатели — да и мы — в речи, когда наделяем неживое свойствами живого.

Чем олицетворение отличается от метафоры
Метафора основана на переносе значения по сходству между предметами или явлениями, но не обязательно связана с очеловечиванием. Например, выражения «золотые руки» или «река огней» не придают предметам человеческих свойств, а лишь переносят значение по аналогии — по цвету, форме, действию [3].
По сути, каждое олицетворение есть метафора, но не каждая метафора — олицетворение. Как отличить? При метафоре предмет становится похожим на другой неживой предмет, например, «золото волос». При олицетворении предмет как будто оживает, например, «осень дышит прохладой».

Чем олицетворение отличается от аллегории
Олицетворение и аллегория — это разные приемы, хотя оба основаны на переносе смыслов и создании образов. Аллегория — это иносказание, когда через единичный образ передают обобщенную идею или понятие. Аллегория не просто оживляет предмет, а выражает абстрактную мысль через конкретный символ [4]. Например, в баснях лев — символ силы, лиса — хитрости, а черепаха — упорства. В искусстве часто встречаются аллегории справедливости — женщина с весами, любви — сердце, Купидон. Главное различие в том, что олицетворение оживляет, а аллегория символизирует. Первое делает текст более эмоциональным и выразительным, второе позволяет передать сложную идею через понятный образ.
Аллегория — особый вид тропа, основанный на иносказании. За каким-либо явлением, образом или существом скрывается определенная идея, понятие или конкретный персонаж. Расшифровать аллегорию можно, если хорошо знать контекст: например, литературу, историю или культуру, ведь нередко за ней стоят реальные исторические личности или известные события. Понимание аллегории требует опыта и эрудиции: нужно уметь распознавать скрытые смыслы и символы. Поэтому для учеников работа с аллегорией — это своего рода «высший пилотаж»: чаще всего на уроках мы разбираем, какой именно смысл заключен в том или ином образе.

Аллегория, в отличие от олицетворения, подразумевает закрепленный за собой символ, например белого голубя почти в любой стране воспринимают как символ мира. Олицетворение же обязательно приписывает неживому объекту свойства живого, оно не ограничено одним символом-образом.

Примеры олицетворения
- О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Федор Тютчев «О чем ты воешь, ветр ночной?»);
- И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал (Антон Чехов «Ванька»);
- Нет, вам (тучам) наскучили нивы бесплодные, чужды вам страсти и чужды страдания (Михаил Лермонтов «Тучи»);
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась (Александр Пушкин «Зимнее утро»);
- Лес заводил осенний вой (Иван Бунин «Шумели листья, облетая…»);
- А горе, горе, гореваньице! А и лыком горе подпоясалось, мочалами ноги изопутаны! (народная песня);
- Сквозь лазурный сумрак ночи // Альпы снежные глядят (Федор Тютчев «Альпы»);
- А заря, лениво обходя кругом, // Обсыпает ветки новым серебром (Сергей Есенин «Береза»).
Картина «Березовая роща», Архип Куинджи (1879)
Главное об олицетворении
- Олицетворение — это художественный прием, при котором животным, предметам или явлениям придаются человеческие качества: речь, чувства, мысли, действия.
- Олицетворение делает текст образным, эмоциональным и выразительным, помогает передать настроение автора и оживить описание.
- Основные функции олицетворения: создание образности и живости, передача эмоций и внутреннего состояния героя, конкретизация абстрактных понятий (время, судьба, любовь).
- Олицетворение помогает «оживить» окружающий мир в литературе в повседневной речи.
- Каждое олицетворение можно считать метафорой, но не каждая метафора — олицетворение.
- Аллегория — это иносказание и символический образ, передающий идею или мораль (лев — сила, лиса — хитрость, черепаха — упорство). Олицетворение оживляет, а аллегория символизирует, первое усиливает эмоции, второе передает абстрактные идеи.
- Аллегория требует эрудиции и знания контекста, тогда как олицетворение воспринимается интуитивно.
















