Что такое джаз и когда он появился

. История и особенности жанра
Обновлено 14 ноября 2025, 13:42
Поначалу джаз был музыкой афроамериканского сообщества, но быстро набрал популярность среди молодых белых музыкантов
Фото: Roman Voloshyn / Shutterstock / FOTODOM

Поначалу джаз был музыкой афроамериканского сообщества, но быстро набрал популярность среди молодых белых музыкантов

Джаз — это музыкальный жанр, в котором соединились ритмы Африки, европейская гармония, индивидуальность и свобода выражения. Он зародился в Америке, в Новом Орлеане, прошел путь от танцевальной музыки до авангарда и академического признания. Рассказываем, как появился джаз, что делает его уникальным, какие исполнители его прославили и с каких композиций стоит начать знакомство.

Что такое джаз

Джаз — это музыкальный стиль, который возник в США в начале XX века. Его основой стали африканские ритмы, европейская гармония и импровизация. Главные особенности джаза — это свингующий ритм, живые сольные партии и необычные аккорды.

Поначалу джаз был музыкой афроамериканского сообщества, но быстро набрал популярность среди молодых белых музыкантов. Даже без наличия записей первые формы джаза завоевали внимание слушателей. А когда появилась возможность делать аудиозаписи, стиль быстро распространился по всему миру и начал впитывать влияние разных культур и традиций.

Слово «джаз» появилось в американском сленге в 1912–1913 годах и первоначально означало энергию, драйв, живость, не имея музыкальной коннотации [1]. В частности, его использовали в бейсболе, обозначая резкие, быстрые движения [2]. К 1915–1916 годам слово стали использовать для обозначения новой музыкальной формы сначала в Чикаго, а затем и в Новом Орлеане, где уже упоминаются jazz bands.

«Основоположники джаза — афроамериканцы. Они исполняли блюз и госпел, и эта музыка стала постепенно проникать в увеселительные заведения, бары. Это была в том числе и танцевальная музыка, которая спустя некоторое время переросла в серьезный импровизационный жанр».

Макс Тимошин
Макс Тимошин
Саксофонист, солист оркестра «Русская филармония»

Родина джаза

Считается, что джаз зародился в Новом Орлеане, США. Это портовый город, где превалировало африканское, европейское и карибское население. Этот музыкальный стиль стал выражением социальной свободы и культурной многослойности. Афроамериканские сообщества, где акапельные традиции, духовные гимны, барабанные ритмы и бэнды, на улицах создавали уникальную среду для музыкального творчества.

Местом значимых музыкальных экспериментов также был район Сторивилль (Storyville) — легальный квартал «красных фонарей», где музыканты разных рас учились друг у друга, создавая совместные ансамбли и развивая новый стиль [3].

Так Новый Орлеан стал тем уникальным «плавильным котлом», в котором пересеклись наследие африканской музыкальной культуры, европейская гармония и свобода самовыражения. Все это дало начало джазу как музыкальному явлению.

Как появился джаз

Есть мнение, что джаз появился раньше, еще в XIX веке, после Гражданской войны в США, когда бывшие рабы собирались на площади Конго в Новом Орлеане и играли свои импровизации [4]. Но популярность и свое название стиль получил в начале XX века. Однако именно социальные условия стали фундаментом для возникновения джаза. В условиях сегрегации и отсутствия прав для афроамериканских музыкантов это был способ самовыражения, протест.

Основу джаза составили несколько музыкальных традиций.

  • Маршевая музыка и духовые бэнды обеспечили основу для ритмической организации и позволили джазу стать уличным и ансамблевым. Эти жанры стали популярны во время Гражданской войны в США.
  • Блюз добавил джазу мелодическую структуру, базовую форму (12-тактовую), грусть и экспрессию. Он также заложил особый подход к исполнению — каждое выступление становилось личной историей.
  • Регтайм стал источником синкопированного ритма (когда акцент в ритмическом рисунке смещается с сильной доли такта на слабую, это создает ощущение смещения или обрубания, делая ритм необычным и узнаваемым) и строгой формы. Благодаря ему джаз наполнился танцевальной энергией.
  • Европейская классическая музыка внесла в джаз гармоническую сложность, структуру аккордов, элементы композиции и технику игры на инструментах.
  • Спиричуэлс и госпел добавили духовную экспрессию, переклички и коллективное чувство в музыкальной фразировке.
  • Африканские ритмы и вокальные техники дополнили джаз полиритмией, эмоциональностью, использованием blue notes (пониженных ступеней) и традицией коллективной импровизации.

«Блюз, возникший из песен рабочих, считается истоком джаза. Блюз образовал несколько направлений, в том числе стал одним из первых джазовых жанров, который продолжает развиваться во всем мире. Европейская культура не повлияла не только на его зарождение — на протяжении всей его истории она влияла и на развитие джаза, на образование его новых жанров».

Анна Королева
Анна Королева
Джазовый музыкант, резидент Клуба Алексея Козлова, действующая солистка джаз-рок-ансамбля «Арсенал»

Особенности джаза

У джаза есть основные черты, которые отличают его от других жанров [5].

Свинг

Когда акценты смещены с сильных долей на слабые. Такой ритм создает ощущения «качания» и характерный грув. В джазе он обязателен, так как добавляет подвижности и драйва исполнению.

Импровизация

Главный элемент джаза. После вступления мелодии музыканты свободно создают новые вариации темы. Это позволяет поднимать музыку на уровень «живого взаимодействия», индивидуального голоса и эмоциональной экспрессии.

Модуляции

Джазовые исполнители часто применяют модуляции — переходы между тональностями, — чтобы внести неожиданный ход, эмоциональный подъем или свежую гармоническую окраску. Это обогащает звучание.

Аккорды

В джазе часто используют сложные, расширенные аккорды. Они добавляют звуку характерную джазовую окраску. Часто из-за них создается ощущение, что в джазе нет стройной мелодии.

Блюзовые ноты

Так называемые blue notes — это пониженные, «плавающие» ступени в ладе. Они могут не совпадать строго с нотами европейской гаммы и добавляют особую эмоциональность и выразительность звучанию. Блюзовые ноты почти всегда используют в вокальном исполнении и при игре на инструментах с нефиксированной высотой звука (например, тромбон). Они придают джазу (и блюзу) характерную надрывную интонацию.

«Главная особенность джаза — импровизация: в начале и в конце композиции звучит основная мелодия, а в середине музыканты джазового ансамбля или оркестра поочередно играют импровизацию. Она может быть достаточно долгой. В этом, на мой взгляд, и есть основное самовыражение джазменов, способ проявить свой талант и профессионализм. И конечно, ритм — своеобразная пульсация, грув. Джазмены свингуют».

Макс Тимошин
Макс Тимошин
Саксофонист, солист оркестра «Русская филармония»

«Современный джаз отличает ритмика, смещенная с первых долей (синкопированная), сложные гармонии — нонаккорды, терцдецимаккорды, также склонность к импровизационности солирующей партии. Сейчас это еще и особый состав исполнителей. Джаз-бенд — это такой канонический вариант: ударные, контрабас, рояль, саксофон».

Иван Соколов
Иван Соколов
Композитор, аранжировщик и пианист камерной студии Simple Music Ensemble

На чем играют джаз

При исполнении джазовых композиций часто используют следующие инструменты.

  • Саксофон. Дает мягкое звучание с огромными импровизационными возможностями.
  • Труба, или корнет. Обеспечивает мощный пронзительный звук, исполняет лидерскую роль в ансамбле.
  • Тромбон. Характерен для биг-бендов и современных ансамблей.
  • Фортепиано. Создает гармонический центр, компоновку аккордов и импровизацию.
  • Контрабас или бас-гитара. Это ритмическая основа.
  • Барабаны. Добавляют свинговый ритм и динамику.

История джаза

Историю джаза удобно представить по десятилетиям, так как в каждом из них жанр менялся и развивался, впитывая новые стили, техники и общественные реалии [6].

1910–1920-е — рождение жанра

Джаз начал формироваться в Новом Орлеане на стыке блюза, регтайма и афроамериканской фольклорной традиции. Первые джаз-бенды, такие как Original Dixieland Jass Band, начали записываться в 1917 году. Одной из ключевых фигур этого периода стал Луи Армстронг, чье новаторское сольное исполнение и вокальный скэт задали стандарты. Джаз стал популярным в Чикаго, Нью-Йорке, Канзас-Сити.

Original Dixieland Jass Band — одна из первых джаз-групп

Луи Армстронг — вокалист и трубач, главный популяризатор джаза

1930-е — эра свинга

Период больших оркестров и танцевального джаза. Бенни Гудман, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси создавали биг-бенды и музыку доступной массовой аудитории. Свинг стал основой для шоу, радиопередач и ночных клубов. Джаз стали активнее исполнять женщины. Одна из ярких представительниц этой эры — Элла Фицджеральд.

1940-е — бибоп

В ответ на коммерциализацию свинга музыканты Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк развили новое направление — бибоп, сложную импровизационную форму. Это был джаз для слушания, а не для танцев. Бибоп положил начало современной джазовой концепции.

«Птаха» — легендарное произведение Чарли Паркера

1950-е — хард-боп, кул-джаз, модальный джаз

В это время джаз расслоился на стили. Хард-боп (Арт Блейки, Хорас Сильвер) включал госпел и блюзовые элементы. Кул-джаз (Майлз Дэвис, Дейв Брубек) отличался спокойствием и мелодизмом. Модальный джаз (Майлз Дэвис, Джон Колтрейн) основывался не на аккордовых сменах, а на ладах, что открыло новые возможности для импровизации.

1960-е — фри-джаз и авангард

В 1960-е музыканты Орнетт Коулман и Эрик Долфи разрушали тональные и ритмические ограничения. Фри-джаз стал экспериментальным пространством, политически окрашенным, и выразил протест против социальной несправедливости. В это время Колтрейн создает духовные альбомы вроде A Love Supreme.

1970–1980-е — джаз-фьюжен

В 1970-е джаз смешался с другими стилями: роком, фанком, электронной музыкой. В это время Майлз Дэвис выпустил Bitches Brew, заложив фундамент фьюжена. Появились Weather Report, Херби Хэнкок, Mahavishnu Orchestra. Музыка стала еще более технологичной, а звучание — глобальным.

1990–2000-е — возвращение к корням и новые влияния

Молодые артисты, такие как Уинтон Морсалес, начали возвращать джаз к традициям. Одновременно возникли направления acid jazz, nu jazz, смешение с хип-хопом и электронной музыкой. Джаз стали изучать в университетах и воспринимать как академическую дисциплину.

Современность

Сегодня джаз — это глобальное явление. Музыканты из разных стран вносят в него элементы своих культур. Современные артисты вроде Камаси Вашингтон, Эсперанса Сполдинг, Хироми совмещают джаз с современными жанрами, сохраняя дух свободы и эксперимента.

Джазовые музыканты

Джаз развивался благодаря музыкантам, которые по-своему влияли на стиль, ритм и звучание. Некоторые из них стали ключевыми фигурами — они задали направление, в котором джаз стал совершенствоваться [5].

Луи Армстронг (1901–1971)

Американский трубач, вокалист и один из основателей джазовой импровизации. Его хрипловатый голос, техника скэта и новаторские сольные партии навсегда изменили джаз.

Дюк Эллингтон (1899–1974)

Композитор, пианист и руководитель биг-бенда. Сочетал джаз с элементами классики, писал для театра и кино. Автор таких композиций, как Take the «A» Train, Caravan.

Джон Колтрейн (1926–1967)

Саксофонист, одна из главных фигур в модальном и фри-джазе. Его альбом A Love Supreme считается шедевром духовного и музыкального выражения.

Майлз Дэвис (1926–1991)

Трубач и реформатор джаза. Один из основателей кул-джаза, модального джаза и фьюжена. Альбомы Kind of Blue и Bitches Brew стали вехами в истории музыки.

Телониус Монк (1917–1982)

Пианист и композитор, известный своей нестандартной манерой игры и оригинальными гармониями. Автор классических композиций Round Midnight и Straight, No Chaser.

Элла Фицджеральд (1917–1996)

Знаменитая джазовая певица с выдающейся техникой скэт-импровизации. Ее интерпретации песен из «Американского песенника» стали образцовыми.

Сара Воэн (1924–1990)

Певица с уникальным тембром и выдающимся диапазоном. Ее манера исполнения сочетала джазовую свободу с вокальной техникой, близкой к опере.

Чарли Паркер (1920–1955)

Саксофонист и один из основателей бибопа. Его быстрые, гармонически сложные импровизации задали стандарты новой эпохи джаза.

Примеры джаза

В джазе есть мелодии, ставшие культовыми, и знакомство с жанром стоит начинать именно с них [7].

1. Round Midnight, Thelonious Monk (1944)

Манера игры Монка на фортепиано была поистине уникальной — его стиль был полон пауз и неожиданных нот. Это самая известная композиция Монка, отличающаяся сложной гармонией и меланхоличным настроением. Она стала символом ночной джазовой баллады и одним из самых часто исполняемых стандартов в истории жанра.

2. Misty — Erroll Garner (1954)

Композиция выделяется плавной мелодией и богатой гармонией, став одной из самых популярных джазовых баллад. Эрролл Гарнер исполнил ее с характерной свободой ритма и эмоциональной выразительностью, сделав пьесу стандартом для вокалистов и инструменталистов.

3. Summertime, Ella Fitzgerald & Louis Armstrong (1957)

Эта версия арии из оперы Porgy and Bess стала культовой благодаря сочетанию нежного чистого вокала Эллы Фицджеральд и хриплого теплого тембра Луи Армстронга. Их дуэт подчеркнул эмоциональную глубину композиции, превратив ее в один из самых узнаваемых джазовых стандартов.

4. Take Five, Dave Brubeck Quartet (1959)

Запись, необычная для джаза тем, что выполнена в ритме 5/4. Благодаря характерной мелодии и уникальному размеру стала самым продаваемым джазовым синглом всех времен и признана классикой жанра.

5. So What, Miles Davis (1959)

Открывающая композиция альбома Kind of Blue. Прекрасный пример модального джаза, с лаконичной темой и просторной структурой, предоставляющей пространство для глубоких импровизаций.

6. All Blues — Miles Davis (1959)

У нее мягкий и устойчивый ритм в 6/8 такта. В песне есть блюзовая нота, благодаря которой ее легко слушать. В записи приняли участие такие известные джазовые музыканты, как Джон Колтрейн и Кэннонболл Эддерли. Инструменты по очереди исполняют соло, что делает каждую версию песни уникальной.

7. Giant Steps — John Coltrane (1960)

Эта композиция стала революционной благодаря своей сложной гармонической структуре, основанной на быстром движении через три тональности. Она требует от исполнителя высокой технической точности и скорости и с момента выхода в 1960 году считается испытанием мастерства для джазовых музыкантов.

8. My Favorite Things — John Coltrane (1961)

Джазовая интерпретация известной песни из мюзикла «Звуки музыки». Колтрейн превратил ее в модальный джазовый хит, исполнив на сопрано-саксофоне и добившись удивительной мелодичности и импровизационной свободы.

9. Cantaloupe Island — Herbie Hancock (1964)

Это смесь джаза и фанка. Композиция отличается простым, но запоминающимся фортепианным рифом и фанковым ритмом. Благодаря понятной структуре и яркому звучанию она стала одним из самых узнаваемых треков в джазе и любимым выбором для джем-сейшенов.

10. A Love Supreme, Pt. 1: Acknowledgement — John Coltrane (1965)

Открытие духовного и концептуального альбома A Love Supreme стало музыкальным выражением личной веры и благодарности Колтрейна. Композиция объединяет модальный джаз, свободную импровизацию и медитативную структуру, став одной из самых влиятельных работ в истории джаза.

Факты о джазе

Почему джаз был запрещен в СССР?

«Джаз был запрещен как жанр, развращающий молодежь. Это была легкая музыка, которую не рекомендовали слушать».

Иван Соколов
Иван Соколов
Композитор, аранжировщик и пианист камерной студии Simple Music Ensemble

Был ли джаз в СССР и России?

«Джаз в СССР был отменный, запрещали его из-за нежелания потакать Западу. Музыканты не сдавались. Слушали и играли все равно, меняя названия композиций. Благо «смотрители» не могли особо отличить разницу. Досталось Утесову. Например, его заставили убрать слово «джаз» из названия оркестра. Особенно противникам джаза не нравились саксофоны, их заставляли менять на кларнеты и флейты.

Алексей Козлов до начала молодого подпольно-огненного «Арсенала» играл джаз, свинг, бибоп, кул, фри, хардбоп, а затем блестяще применял все стили в богатейшей палитре ансамбля».

Анна Королева
Анна Королева
Джазовый музыкант, резидент Клуба Алексея Козлова, действующая солистка джаз-рок-ансамбля «Арсенал»

«Джаз в СССР был. Сейчас есть национальный праздник — День российского джаза. Он не признан официально, но поклонники джаза в России отмечают его 1 октября. Согласно истории, в этот день в 1922 году в Москве состоялся первый официальный концерт джазовой музыки в России».

Макс Тимошин
Макс Тимошин
Саксофонист, солист оркестра «Русская филармония»

«Джаз какой-то был: пианист Даниил Крамер играл в этом стиле, композитор Николай Капустин писал джазовые композиции».

Иван Соколов
Иван Соколов
Композитор, аранжировщик и пианист камерной студии Simple Music Ensemble

Чем джаз отличается от классической музыки?

«Классическая музыка основана на европейской гармонии и строго зафиксирована в нотах. А джаз часто не записан. Но есть и исключения — например, Николай Капустин, который прописывал джазовые стандарты полностью, до ноты».

Иван Соколов
Иван Соколов
Композитор, аранжировщик и пианист камерной студии Simple Music Ensemble

Чем джаз отличается от блюза и соула?

«Блюз — это не только жанр музыки, но и своего рода музыкальная форма, основанная на определенной гармонической последовательности. Эта блюзовая форма часто используется в джазовых композициях как основа или как часть. Джаз — более широкий жанр, более сложный и разнообразный.

«Соул» в переводе означает «душа». Этот стиль, как правило, относится к песенному, вокальному жанру. Он более лиричный, напевный и медленный, с простой гармонией».

Макс Тимошин
Макс Тимошин
Саксофонист, солист оркестра «Русская филармония»

«Соул вышел из спиричуэл и госпел-пения (истоков джаза). Имеет несколько направлений и также остался в джазе».

Анна Королева
Анна Королева
Джазовый музыкант, резидент Клуба Алексея Козлова, действующая солистка джаз-рок-ансамбля «Арсенал»

Что такое джазовый стандарт?

«Джазовые стандарты — это джазовые хиты. Произведения, которые стали наиболее популярны, прежде всего у самих исполнителей и музыкантов. Некоторые из них часто исполняют большинство джазменов почти на каждом концерте. Например, Summertime и Caravan. Считается, что профессиональный джазмен должен знать наизусть минимум 100 стандартов».

Макс Тимошин
Макс Тимошин
Саксофонист, солист оркестра «Русская филармония»

«Джазовый стандарт — понятие достаточно развернутое, в нем есть свои законы: исполнения, звукоизвлечения на разных инструментах, гармонические стандарты, импровизационные. Без них было бы трудно провести джем-сессию. Среди стандартов можно назвать три основных произведения:

  • Autumn Leaves Жозефа Косма — композиция предоставляет множество возможностей для интерпретаций;
  • All the Things You Are Джерома Керна — сложный и красивый гармоничный стандарт;
  • So What Майлза Дэвиса — одна из самых узнаваемых тем в истории модального джаза».
Иван Соколов
Иван Соколов
Композитор, аранжировщик и пианист камерной студии Simple Music Ensemble

Что такое джем-сейшен?

«Сейшен — импровизационное общение музыкантов на заданную тему. Объявляется, что будут играть (стандарт или блюз), и начинается игра».

Анна Королева
Анна Королева
Джазовый музыкант, резидент Клуба Алексея Козлова, действующая солистка джаз-рок-ансамбля «Арсенал»

«Джем-сессия — это когда люди собираются поджемить (или просто поиграть) по каким-то стандартам, импровизируя. Никто специально к этому не готовится. Есть стандарт, и по нему музыканты начинают импровизировать и получают удовольствие от того, что у них получается».

Иван Соколов
Иван Соколов
Композитор, аранжировщик и пианист камерной студии Simple Music Ensemble

Главное о джазе

  • Джаз возник в Новом Орлеане в начале XX века.
  • Произошел из слияния блюза, регтайма и афро‑европейских традиций.
  • Основные черты: свинг, импровизация, модуляции, богатая гармония.
  • Инструменты: саксофон, труба, тромбон, фортепиано, контрабас, барабаны.
  • Важные фигуры: Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Джон Колтрейн.
Поделиться
Авторы
Теги