День логопеда: дата, история и традиции
. Нарушения речи лечили еще до строительства египетских пирамид
В России День логопеда отмечают с 2004 года
День логопеда отмечают в России и за рубежом в честь специалистов, которые помогают людям с нарушениями речи говорить красиво, четко и правильно. РБК Life рассказывает, какого числа нужно поздравлять логопедов и почему эта профессия так важна сегодня.
Когда отмечают День логопеда в 2025 году
В России День логопеда отмечают 14 ноября. В 2025 году дата выпадает на пятницу. День логопеда не входит в перечень государственных праздников и памятных дат, закрепленных на законодательном уровне.
В ряде европейских стран профессиональный праздник речевых терапевтов приходится на 6 марта. Памятную дату учредили в 2004 году по инициативе Европейской ассоциации логопедии и терапии речи (ESLA), чтобы повысить осведомленность о нарушениях речи и роли логопедов [1].
С 2010 года в США и Канаде День логопеда празднуют 18 мая. Также последний месяц весны признан Национальным месяцем улучшения речи, языка и слуха [2].
День логопеда в России празднуют 14 ноября
История Дня логопеда
В России День логопеда отмечают с 2004 года, однако точно неизвестно, почему для праздника выбрали 14 ноября.
Сама наука о патологиях речи и их лечении уходит корнями в глубокую древность. В индийских трактатах нашли инструкции по проведению операций для лечения «заячьей губы» и «волчьей пасти» (в современной терминологии ― хейлопластики и уранопластики). Древним медикам для манипуляций советовали использовать листья молодых растений, только что пробившихся из земли, трубочки тростника, растительные масла. Согласно медицинским трактатам, врач, овладевший искусством таких операций, «сможет делать царей». Предположительно, эти труды появились еще до строительства египетских пирамид [3].
Упоминания о речевых нарушениях встречаются в литературных источниках Древнего Египта, Вавилона, Китая и Палестины. Позже заикание и другие дефекты речи описывали греко-римские авторы ― Геродот, Аристотель, Гиппократ, Гален. Античные философы, медики и риторы предлагали методы лечения ― упражнения, массажи, полоскания и кровопускание. Также рассказы о речевых расстройствах и чудесных исцелениях есть в религиозном эпосе.
С XVI века в Западной Европе и России начала активно развиваться педагогика. Появилось понимание, что многие проблемы с произношением формируются в детском возрасте, мыслители-гуманисты стали придавать большое значение формированию правильной речи. До середины XIX века хирурги во Франции, Германии и Англии пытались лечить заикание операциями на языке. Однако после множества осложнений, инфекций и нескольких летальных исходов такие операции прекратили [4].
Упоминания о нарушениях речи есть в «Аюрведах», Талмуде и Библии
Логопедия как отдельная наука сформировалась в 1850-х годах. Сначала специалисты изучали трудности артикуляции и проблемы речевой мускулатуры, а затем стали включать и педагогические подходы к обучению и коррекции речи.
В России о значении правильной речи и артикуляции говорил еще Михаил Ломоносов. Он придавал большое значение упражнениям, которые формируют красивую и правильную речь [5]. Весомый вклад в развитие отечественной педагогики и логопедии внес Константин Ушинский. Он предложил корректировать детскую речь с помощью упражнений: заучивания песен, тренировки внимания, четкого произношения звуков. Труды российских ученых, посвященные проблемам речи, стали появляться наряду с исследованиями зарубежных исследователей.
В начале XX века наработки отечественных специалистов уже превосходили количество работ западных авторов. Идеи Льва Выготского, Александра Лурии, Ивана Сеченова и Ивана Павлова заложили теоретическую основу понимания речи.
1% взрослого населения планеты страдает от заикания
В 1931 году вышел первый учебник «Логопедия» Михаила Хватцева. Советские логопеды разрабатывали новые методы коррекции устной и письменной речи, уточняли симптоматику и механизмы возникновения заболеваний. В 1970-х начали в законодательном порядке открываться логопедические группы при детских садах, шла активная подготовка кадров.
Сегодня в России работают педагоги-дефектологи, логопеды-психологи, сурдопедагоги (консультируют пациентов с нарушениями слуха), олигофренопедагоги (специализируются на нарушениях развития интеллекта). Стандарты их профессиональной деятельности закреплены законом [6]. Российские образовательные организации всех форм и типов бесплатно оказывают логопедическую помощь.
Традиции Дня логопеда
В России День логопеда не стал массовым праздником. Обычно специалисты отмечают его скромно в кругу коллег. В детских садах, школах и вузах организуют мастер-классы, открытые уроки и интеллектуальные игры. В этот день принято поздравлять не только практикующих логопедов, но и студентов и преподавателей профильных факультетов.
Ежегодно в стране проходит конкурс «Учитель-дефектолог России» для логопедов и дефектологов, однако оглашение его результатов не приурочено к профессиональному празднику.
За рубежом в дни речевых терапевтов проводят просветительские акции. Специалисты публикуют материалы о профилактике речевых нарушений, проводят открытые консультации для родителей и педагогов. Члены логопедических ассоциаций, например, европейской ESLA и американской ASHA, устраивают круглые столы, семинары и конференции, где специалисты обсуждают современные методы коррекции речи и новые подходы к реабилитации.
Логопеды в России получают в среднем 48 тыс. руб.
Интересные факты
- Более 97 млн человек во всем мире имеют нарушения, которые влияют на развитие естественной речи [7].
- Заикание встречается примерно у 1% взрослого населения и затрагивает около 70 млн человек в мире. От этого нарушения речи страдают 5–10% детей в возрасте до пяти лет [8].
- В 2024/25 учебном году количество учителей-дефектологов и логопедов, которые работали с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в России, составило 31,2 тыс. человек. Это на 11% больше, чем годом ранее.
- Численность учащихся с ОВЗ в 2024 году составила почти 178 тыс. человек, а с интеллектуальными нарушениями ― 224 тыс.
- В России наблюдается дефицит логопедов: на одного специалиста в среднем приходится 37 учеников. При этом, согласно приказу Минобрнауки, один логопед может работать максимум с 25 детьми.
- Наиболее острая нехватка логопедов наблюдается в Ивановской и Владимирской областях, а также Забайкальском крае. Там на каждого специалиста приходится почти по 100 учеников [9].
- По данным DreamJob, средняя заработная плата логопеда-дефектолога в России составляет 48 тыс. руб. в месяц [10].
- Мировой рынок услуг по речевой терапии растет. В 2023 году он составил $32 млрд, а к 2032 году, согласно прогнозам, увеличится до $69 млрд [11].
- Логопеды начинают активно применять технологии искусственного интеллекта в работе. Например, российские специалисты разработали онлайн‑платформу Novator, которая помогает распознавать речевые дефекты на основе более 450 тыс. аудиозаписей детской речи [12].
Эта статья входит в спецпроект РБК Life про праздники. Узнайте, что россияне отмечают в этот день, 14 ноября, либо какой сегодня праздник.















