Сеть дорог Древнего Рима оказалась намного длиннее, чем считалось ранее
. Они были ключевым инструментом управления гигантской империейScientific Data: римская сеть дорог оказалась на 50% больше, чем считалось ранее

Дороги были ключевым инструментом управления гигантской империей.
Международная группа ученых из Испании, Дании, Бельгии, Франции, Швеции и Великобритании выяснила, что дороги Древнего Рима были почти на 50% длиннее, чем считалось ранее, сообщает Associated Press со ссылкой на результаты исследования, опубликованные в Scientific Data.
Последнее крупное исследование римских дорог вышло 25 лет назад. Тогда у ученых не было доступа к современным спутниковым снимкам, данным аэрофотосъемки и цифровым архивам, которые сейчас помогли восстановить древние маршруты. Тогда археологи и историки сопоставляли исторические тексты, старые карты, дневники путешественников и описания ландшафтов. Считалось, что римская сеть дорог составляла около 188 тыс. км.
На этот раз, чтобы подтвердить существование утраченных дорог, специалисты добавили к старым методам анализ спутниковых снимков и фотографии времен Второй мировой войны. На них они искали малозаметные следы древних инженерных работ — различия в рельефе, растительности или оттенках почвы, которые могли указывать на насыпь, старый мост или дорогу.
По словам археолога Тома Бругманса из Орхусского университета в Дании, исследование напоминало «игру по соединению точек на континенте». Оказалось, что протяженность дорожной сети Римской империи достигала почти 300 тыс. км, что на 50% больше прежних оценок. Это значит, что в древности можно было проехать из Испании до Сирии, не покидая трасс Римской империи. Особенно много новых участков удалось найти в Северной Африке, на юге Франции и на греческом полуострове Пелопоннес.
Теперь в цифровом атласе отражены не только главные магистрали, известные по римским хроникам, но и менее известные пути — проселочные дороги между виллами, фермами и небольшими поселениями. Бругманс добавил, что именно дороги связывали провинции и позволяли Риму управлять огромной территорией.
Археолог Бенджамин Дьюк из Германского археологического института в Берлине отметил, что эта работа станет основой для новых исторических исследований. Однако он подчеркнул, что пока неясно, функционировали ли все обнаруженные дороги одновременно или часть из них перестали использоваться в определенный момент.
Археолог Адам Пажу из Автономного университета Барселоны напомнил, что римляне создали огромную дорожную сеть, которая частично используется до сих пор. Римские инженерные приемы, такие как арочные мосты, мощеные трассы, тоннели, до сих пор определяют облик и экономику регионов Средиземноморья.
«Проход Коммода» в Колизее
Ранее в Колизее впервые за два тысячелетия открыли для публики «проход Коммода». Это подземный коридор, по которому римские императоры спускались прямо на арену амфитеатра. Проход назвали в честь императора Коммода, правившего с 180 по 192 год нашей эры. Он позволял правителям наблюдать за боями гладиаторов и другими зрелищами, не появляясь на глазах у публики.
По данным археологов, коридор был прорыт в фундаменте Колизея еще в конце I — начале II века нашей эры. Сам же Колизей открыли в 80 году нашей эры. Когда-то стены коридора были облицованы мрамором, но позже их покрыли штукатуркой с росписью — пейзажами. На сводах сохранились фрагменты лепнины с мифологическими сценами, а у входа располагались ниши с изображениями боев животных и выступлений акробатов.
Чтобы показать, как проход выглядел в древности, специалисты создали виртуальную реконструкцию. Ее представили в видеоролике, который демонстрируют посетителям Археологического парка Колизея. По словам археолога Барбары Наззаро, теперь посетители смогут почувствовать, каково было быть императором и идти тем же путем, что и правители Древнего Рима.














